Современные тенденции СМИ Франции.
Печать.Фр печать делитьсяне только по территории распространения (национ. и регион.), но по скрытой или явной поддержке полит. взглядов тех или иных партий и движений: Либерально-объективистская (газета «Монд», еженед«Экспресс»). «Монд» – наиболее серьезная из всех фр газет времен V Республики. СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн. Газета Фр компартии «Юманите» (осн в 1904). В наст время деление фр прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Чаще классифицируют по тематике и выделяют прессу общей или полит направленности, специализир периодику (женской прессы, молодежная, технич, экон, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженед (например, «Пари матч»). Фр печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Группа АШЕТТ, ЭРСАНА, АМОРИ.
Печатные издания делятся на столичные и регион, местные. Из группы столичных СМИ выделилась группа нац газет, распростр не только в Париже, а вообще по стране - «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор». Нац и регион издания сильно конкурируют между собой. Иногда тираж регион газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных нац изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.).
Фр - страна журналов, занимает 1-е место среди стран ЕС по кол-ву покупаемых журналов. Можно выделить журналы общего интереса и специализ. К журналам общего интереса - инфа связана с текущими событиями. Среди специализ различают ТВ еженедельники"ТВ магазин", "Теле7», "Теле стар", "ТелеZ", женские и молодежные «Капитал», "Шаланж" и экон: «Ревеню Франсе», «Экспансьон».
Появились бесплатные газеты, содержащие как Жур-кие материалы, инфу агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства. В феврале 2007 вышла новая бесплатная газета «Матэн-плюс», финансируемая Боллоре (70%) и группой «Монд» (30%). Также газеты стали выкладывать свои номера в Интернет. Но при этом они пошли на хитрость и сделали доступ платным. Для привлечения доп. ау. газеты стали делать к выпускам приложения в виде дисков и книг. Так Фигаро предложили 12 томную универс. энциклоп. Также меняется внешний вид изданий. То же Фигаро перешло из большого формата на более меньший журнальный формат.
Радиовещание.несмотря на гос монополию, во Фр сложилась сеть частных коммерч радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио. К гос относятся Софирал, Радио-Франс и Гавас. В 2009 планируется переход радиостанций на цифровое вещание и полный отказ от аналоговых технологий к 2011.
ТВ.После отмены гос. монополии на аудиовиз. вещание во Фр. сложилась смешанная модель ТВ системы: общест. и коммерч. вещатели имеют по три частоты. Обеств - группа Франс-Телевизьон. Их абонентская плата самая низкая в Европе. Во Фр намечается тенденция перехода с аналогово вещания на цифровое. Планируется это к 2011 году. Для Фр-Т. это будет стоить 176 млн евро. У них есть 6 регион центров, кот занимаются производством худож. программ, тележурналов, документ. передач. Фр. стремится расширить свое влияние на м/народ. рынке. В настоящ. время 7 структур занимаются распростр. фр. аудиовизуальной продукц. за рубежом. Последние детище гос-ва – Франс-24. Это круглосуточный инф. м/нар канал, начавший вещание в дек 2006г, он доступен бесплатно в цифровом формате и в инете. Его финансируют группы Фр.-Т и ТФ-1. Во Фр. существуют как бесплатные частные каналы, так и платные. К беспл. относят эфирные ТФ-1 и М-6, вещающ. в аналоговом режиме. Самым первыми частным платным каналом в Евр. стал эфирный закодированный Каналъ+. Уже после запуска наземного цифрового ТВ во фр. оно охватило каждого десятого. Продажи декодеров для приема цифрового вещания опережают все прогнозы, а цифров. каналы отбирают ау у аналоговых. Успех цифрового вещания поддерживается доходами от рекламы. Увеличение кол-ва каналов приводит к сегментации ау – а это сказывается на предпочтениях рекламодателей. Сегодня 2/3 фр. принимают 6 аналоговых каналов, но в 2011 останется тока цифровое ТВ.
Информагентства. Agence France-Presse (AFP) - Старейшее информагентство. Основано в 1835. AFP расположен в Париже. Имеет международные отделения в Вашингтоне, Гонконге, Никосии и Монтевидео, а также бюро в 110 странах. Новости агентства доступны на англ, арабском, испанском, нем, португальском и фр языках. Передает до 800 тыс. слов в сутки.
Международное радиовещание.
Вскоре после появления радиостанций, передачи могли распространяться за пределами стран, на территории кот находились передатчики. Это свойство передавать сигнал на расстояния вызвало ряд технических, полит и юрид проблем, возникла потребность регулировки. 1927, конференция в Вашингтоне, попытка разделить частоты вещания между различными странами мира, чтобы упорядочить вещание. Однако офиц статус международное распределение частот приобрело в 1932 г. На мадридской конференции. Сегодня оно регулируется Международной конвенцией по телекоммуникациям. Целенаправленные передачи, для заруб ауд начинаются с сер 20-х. 1929 – NBC и CBS организовывают коротковолновое вещание на Лат Америку. Во 2-й пол 30-х на средства Рокфеллера создается Всемирный РВ фонд, кот уже вещает и на Лат Америку и Европу. В 1936 в США создается Служба заруб инфы, кот способствует распространению панамериканизма (амер образа жизни) среди латиноамер ауд.
СССР. Передача моск радио для заруб ауд начинается в 1927 г. 1930 – уже на 50 языках, а в 1936 – строится мощный 120-коловатный коротковолновый передатчик, с этого момента прием сигнала из Москвы стал возможен на всех контитентах. Регулярное иновещание первыми организовали колониальные державы - средство обеспечения связи между метрополией и колонией. Передачи первоначально велись на языках метрополий. Тогда же обмен программа ВВС и амер передач. После 2МВ переименовывается в Заморскую службу. Англичане всеми силами стремятся сохранить влияние своего иновещаня по всему миру. В 33 г. После прихода к власти нацистов Герм открывает иновещание на англ и нем, а в 34 – на испанском и голландском для пропаганды идей нацизма. В Японии первые трансляции были рассчитаны на Корею, Тайвань и Манчжурию, оккупированную японцами. В 41 г. Начинает работать Радио Японии вещают на 16 языках и начинают обмен радиопередачами с Германией и Италией.
Годы IIМВ ознаменовались борьбой в эфире. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологич воздействия РВ на войска противника и мирных жителей. В февр 42 г. Голос Америки вновь заработал на нем и итал, а в конце года начали вещать на СССР. Так же – активное воздействие на азиатско-тихоокеанский регион. С этой целью в Сан-Франциско простроена гигантская радиостанция, кот транслировала на японском, корейском и китайском. С началом противостояния запад и советского блоком меняется адресат иновещания. BBC начинает вещать на СССР. В 50-е создаются еще 2 новых станции: 1950 – Свободная Европа (на вост Европу и Прибалтику), 1951 – Свобода (на СССР на всех языках союзных республик). Обе – в Германии, в Мюнхине. Долгое время позиционировали себя как независимые. В 76 г. США признали, что финансируют их, переформировали в единую организацию и стали вести целенаправленную борьбу против стран соцлагеря.
На первом месте – Свобода и Свободная Европа, потом Голос Америки, BBC и Немецкая волна. В 90-е BBC вещало общим объемом 820 часов в неделю и имело 140 млн постоянных радиослушателей по всему миру. Голос Америки в это же время – примерно 1300 часов в неделю, 120 млн ч-к во всем мире. Они сыграли огромную роль в развале Сов союза, подготовке процессов либерализации и рыночных экон реформ. После развала, в 90-е встал вопрос об их закрытии. Свободу переселили в Прагу, а свободную Европу закрыли.
Гос-ва, подвергающиеся этому вещанию воспринимали иновещание как посягательство на суверенитет страны - в Чили амер радиостанции фактически подготовили приход Пиночета. В ряде стран в 30-40-е вводится запрет на пользование коротковолновыми радиоприемниками, кот принимали передачи из др стран - в Японии с 33 г. вплоть до оккупации было запрещено иметь в домах коротковолновые приемники. Создание искусственных радиопомех в эфире
Разделение 1. Гос. службы иновещания с офиц. статусом(Голос Америки - отражает т.з. правительства США; Нем волна; Франц-интернациональ). Делятся на службы, адресующие свои передачи на иностр языках заруб ауд (Голос, Свободная волна) и вещающие на родном языке для проживающих за рубежом соотечественников (в Армении, на Украине). 2. С общественным статусом (BBC, радио Японии – финансируется МИД). 3. Суррогатные/замещающие – переключение внимания местной ауд с передач нац станций на альтернативные заруб службы иновещания: Свобода, Свободная Европа, Радио Марти – на Кубу, с 85 г., в 98 г. создана радиостанция Свободный Ирак. 4. Религиозные(Радио Ватикана, управляются клерикальными кругами). 5. Коммерческие муз и информац (музыка + новости + реклама, финансируется за счет рекламных доходов, работают на небольшую ауд. 6. Пиратские,особая разновидность коммерческих, ведут трансграничные передачи, вещание с кораблей и морских платформ, находящихся в нейтральных водах, избегают налогов.
Основными вопросами, затронутыми на конференции, были технические и содержательные аспекты международного радиовещания, формирование через прямой и открытый диалог мирового информационного пространства, свободного от «двойных стандартов», а также укрепление взаимопонимания и доверия между народами в многополярном мире. В ходе мероприятия российские и иностранные участники представляли доклады, рассказывая о собственном опыте работы и видении перспектив.
Информационные агентства.
Безрадельное господство – 4 агентства. 2 амер – «АП» и «ЮПИ», Англ «Рейтер» и франц «АФП» (Ажанс франс пресс). Концентрация инфы. Индустрия агентств опережает другие СМИ. Ряд исследователей считает, что агентства выступают проводниками полит влияния правящих кругов в своих странах и активно участвуют в осуществлении внешней политики своих гос-в. Раньше к этим агентствам добавляли «Тасс». После распада – национальное. Мощность агентства – количество знаков, которые в сутки оно передает в другие страны.
Гл причина создания – стремление владельцев газет сократить расходы на сбор новостей.1-е агентство появилось в 1835 г. (Гавас), 1848 г. – Associated Press и агентство Вольфа в Герм. 1851 г. – Рейтер. Очень быстро формируют сеть. Первые телеграфные агентства едва став на ноги разворачивают ожесточенную борьбу за рынки сбыта инфы. 1859 г. – договор Рейтера, Гаваса и Вольфа – раздел зап-европ рынков инфы. В кон 19 в. на арену конкурентной борьбы выходят крупные амер агентства. «АП» - корпоративное. Но в начале 20 в. появляются еще два из США – 1907 г. United press (магнат Скрипс) и International News Service (1909 г., Херст). Сначала даже не пытались конкурировать. Положение изменилось после 1МВ – филиалы в др странах. 2МВ – нарушены коммуникационные связи с Европой, и место сразу постарались занять американцы. Финансовые и технические преимущества, кот располагали США по сравнению с др гос-ами. Острая нехватка технического персонала. Возникают большие трудности в сборе собственной инфы и передачи ее заграницу. Выполняют роль посредников от мировых агентств к нац СМИ. АП обслуживает свыше 12 тысяч газет, радио, телестанции более чем в ста странах мира, около 10 тыс. сотрудников в этом агентстве, одна треть в зарубежных бюро и корпунктах. Одних фоторепортеров в агентстве около тысячи. Агентство владеет кабелями для передачи инфы. Среднесуточной объем инфы – около 3 млн слов. Рейтер. Сегодня не принадлежит наследникам Рейтера. Работает под коллективным контролем нескольких организаций: Ассоциация газетных владельцев Лондона, Агентство Пресс Ассошиэйшн (владельцы провинц англ газет) и еще Австралийское агентство, Новозеландское агентство. Инфа – более чем в 120 стран. 1 млн 300 тыс. слов. Большое количество корров. ФранцПресс. Слияние двух агентств: Независимое фр агентство (основано во время 2МВ в Лондоне представителями организации Сражающаяся Франция) и Фр агентство, кот работало в Алжире. В определенной мере является наследником «Гавас», кото в 1940 г. Было захвачено гитлеровцами, а затем прекратило свое существование, но его материально-техническая база и зарубежных корпунктов сохранилась, и после войны. Сначала – офиц правительственное учреждения. Госбюджет. С 1957 г - дали возможность действовать на коммерч основе. Но в состав правления входят представители правительственных ведомств. 700 тыс. слов. 150 стран. Своеобразие – на фран языке передает сравнительно мало новостей. Помимо франц распространяется инфа на англ, испанском, нем и арабском языках. Поэтому отличие агентства – работает много переводчиков. В настоящее время конкуренция между агентствами усиливается + нарастает давление со стороны других учреждений и организаций СМИ. Некоторым организациям удалось уйти от зависимости и стать производителями инфы. Так CNNактивно конкурирует с мировыми ИА. Возрастает поток инфы. Важен подбор событий, сортировка инфы.
Некоторые агентства создают собственные фин-эконом подразделения, кот поставляют эконом инфу – она более прибыльна, за счет этого поддерживают другие сегменты своей работы. Такое агентство было создано при агентстве Рейтер, и оно очень быстро обогнало все существовавшие до этого агентства в Англии. Очень серьезное внимание уделяется фото – фотосервису, фотослужбам (своего рода конкуренция с телевидением). Мировые агентства – одна из главных причин стандартизации современных СМИ. Нехватка собственных материалов для заполнения газетной площади, отсутствие разветвленных сетей коров, это не очень дорого. В итоге СМИ публикуют одинаковую инфу.
Подготовка материалов и рассылка в издания – пресс-синдикаты. Достаточно широко распространены на западе, особенно в США. Поставки самых различных материалов для изданий. Пресс-синдикаты, опирающиеся на отделы новостей крупных газет. Чикаго Дейли Ньюс (1898). Клиенты – более 100 организаций по всей стране. Нью-Йорк Таймс ньюс сервис. Тоже более ста изданий по всему миру. Чистая информация и комментарии. Подобные организации приносят приличный доход. НЙ – не менее700 тыс. в год. Пресс-синдикаты собственно, независимые, которые предоставляют изданиям самую различную информацию, печатную продукцию. Это могут быть редакционные колонки, статьи об искусстве, статьи о вопросах финансов, торговли, рецензии, комиксы, детективы и т.д. Могут поставлять целые странички (женскую, детскую и т.д), целые воскресные приложения. King Feature – крупнейшая в США, 110 стран. Только в США и Канада – более 2000 изданий. Выпуск или распространение отдельных видов материалов. В США – более 70 фотосиндикатов, которые поставляют газетам фотоиллюстрации.
Популярность синдикатов объясняется двумя факторами – относительная дешивизна синдицированных материалов, возможность их привлекать к своей работе видных журналистов, репортеров, художников и т.д. Пресс-синдикаты сегодня почти ликвидировали индивидуальность многих местных провинциальных газет в США.
Социалогическая пропаганда
Понятие СП было введено фр социологом Эллюлем («Пропаганда» 50-е гг.). он определил ее как «проникновение идеологии при помощи ее социологического контекста», раскрываясь в атрибутах данного образа жизни (реклама, кино, техника, система образования и т. д.). Следует отличать от полит пропаганды, кот действует посредством прямого текста и аргументов.
Специфика– «непреднамеренна», «проникает в чека через его обычаи и безотчетные привычки, создает в нем новые привычки» и стремится объединить в себе максимальное число индивидуумов, унифицировать поведение своих членов по определенному образцу, распространить свой образ жизни за пределами своей страны, навязывая себя другим группам.
Эллюль указывает - Эффект СП в том, что «чек усваивает новые критерии непроизвольно, в результате чего происходит постепенная адаптация людей к опред порядку вещей и делает их кнфорными по отнош к обществу».
Из всех феноменов психики человека для СП наибольшее значение имеют факторы: внушение, подражание, мода. Внушение– формирование установки восприятия, опирающееся не на активный процесс сознательной деятельности, а на готовность личности принять распоряжения, мнения, оценки как безусловное руководство к действию. Подражание– готовность индивида к воспроизведению определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков. Мода – «форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т. п.».
Первоисточником основных импульсов СП является коммерческая реклама. Реклама не только информирует о продуктах ,услугах, но и формирует потребность в них. Реклама использует внушение не только в открытой форме, но и в мягкой – подсознательное стимулирование – пример про пиво. Рекламная практика по существу является продолжением «создания образов». Если в политической пропаганде образы ассоциируются с идейными ценностями, то в СП – с ценностями материального и культурного характера.
Особенность СП –внешняя аполитичность и ненавязчивость. СП действует через привлекательный пример, путем создания моды на определенную манеру поведения, одежду, признания правильных или неправильных понятий. Она выражается в рекламе, фильмах, турст проспектах, в соц обслуживании. Ее разносчики: от пиджака модного покроя до стиля жизни. Самый незаметный способ манипулирования масс сознанием. СП подготавливает почву для полит пропаганды. Значимы здесь поля стимулов: привязывание интереса различ групп аудит к соответств ценностям. Например регуляр радиопрогр о новинках муз жизни эту задачу так же успешно как и беседы технологич перевооруж американ индутрии. К этому относятся выставки и туризм. СП несет и массовая литература эротического и детективного жанров.
Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды понятие "социологическая пропаганда", под которой подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни, через символику и реальный мир социального окружения.
Журналистская пропаганда — многоплановое и многообразное явление. Это и подборка хроникальных заметок в газете, и фотовыставка, и телевизионная беседа. У нее нет единого стиля или какого-либо эталона формы. Пропагандистской материал может представлять собой строго научное обоснование теоретического положения или образно-художественное повествование о событии. Пропаганда охватывает практически все жанры и формы журналистского творчества. И все же было бы неправильно утверждать, что пропаганда как совокупность разнообразных материалов лишена закономерностей организации содержания. Как и любая деятельность, имеющая свой объект и предмет, свои специфические принципы, функции, цели и задачи, пропаганда обладает и собственным методом, т. е. присущим именно ей способом освоения действительности.
Что же представляет собой метод пропаганды? В. А. Шандра дает следующий ответ на этот вопрос: «...в общем виде метод печатной партийной пропаганды может быть определен как система регулятивных, мировоззренческих, идеологических, политических принципов и частных приемов, конкретных процедур, способов достижения поставленной цели в отражении социальной действительности и организации результатов познанного в эффективное социально полезное воздействие на читателя» '. Единство принципов и приемов достижения цели составляет метод любой целенаправленной деятельности. Суть же состоит в том, какие именно принципы и способы освоения действительности являются определяющими, ведущими для данной деятельности.
Системность, доходчивость, популярность, популяризация примера, нахождении путей и способов решения, критика недостатков, утверждение морально-нравственных признаков Факт-оценка-призыв.