Реформа политической власти в России.
Полити́ческая вла́сть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Основные черты политической власти
§ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
§ первичные — крупные социальные группы со своими интересами
§ вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
§ закрепление в законах полномочий субъекта правления
§ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
§ принцип (функционального) разделения власти
§ легитимность власти
§ легальность (законное основание для власти)
§ легитимность (поддержка власти обществом)
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института. Теория разделения властей была разработана такими исследователями политики, как Дж.Локком, Ш.Монтескье, А.Гамильтоном, Д.Мэдисоном, Д.Джеем и другими.
Согласно теории разделения властей:
- законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;
- все власти равны перед законом и между собой;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
- судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Суть принципа сводится к тому, что «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций в руках одной из ветвей власти».[1] При этом законодательная власть формулирует нормы права, исполнительная власть обеспечивает их применение и исполнение, а судебная власть разрешает споры о праве.
Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.
Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1787 г.), в конституционных актах Великой Французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.
В Российской Федерации принцип разделения властей также закреплен в Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В ст.10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным и другими судами Российской Федерации.
Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между ветвями власти, наличие системы сдержек и противовесов.