Вопрос 43.Классификация партийных систем

Класификация

Существует несколько классификаций политических партий по различным признакам.

1. По классовому определенностью: буржуазные, крестьянские, рабочие (в т.ч. коммунистические), социалистические и социал-демократические. К каждому типу относятся и соответствующие слои интеллигенции.

2. По отношению к общественному прогрессу: радикальные (в т.ч. революционные), реформистские, консервативные, реакционные, контрреволюционные.

3. По отношению к власти: правящие, оппозиционные, нейтральные или центристские (условно, поскольку абсолютно нейтральных к власти партий не существует).

4. По формам и методам правления: либеральные, демократические, диктаторские.

5. По принципам организации и членства: кадровые и массовые.

6. По месту в системе власти: легальные и нелегальные.

7. По идеологическим направлениям: коммунистические, социалистические, фашистские, неофашистские, либерально-демократические, националистические, анархистские и др.

8. По вероисповеданию: христианские, мусульманские.

Некоторые политологи выделяют партии прагматические (избирательные), парламентские, харизматично-вождистские и др.

Зависимости от многих обстоятельств, особенно от политического режима, в каждой стране формируется определенная партийная система. Политическая наука выделяет следующие типы партийных систем, каждая из которых отражает конкретные особенности определенного общества:

- Однопартийная (в стране есть одна правящая партия, а деятельность других не допускается);

- Доминантная (с преобладающей партией, которая по итогам выборов неизменно остается у власти в течение десятков лет);

- Двухпартийная (бипартизм) (две крупнейшие, найвплы-вовиши партии в стране попеременно результате выборов осуществляют власть);

- Трехпартийная, которую еще называют двух-с-половинной (2,5) партийной системой (характеризуется тем, что ни одна из двух крупнейших партий страны самостоятельно не может сформировать правительство, а потому нуждается для этого поддержки третьей партии, значительно меньшей от них, но постоянно представлена в парламенте);

- Чотирипартийна, или двоблокова (отличается наличием правого и левого блоков партий, соперничающих между собой за власть);

- Партийная система ограниченного (умеренного) плюрализма (отсутствуют антисистемные партии двусторонней оппозиции; присуща ориентированность на участие в правительстве, коалиционных кабинетах, незначительная идеологическая разница между партиями;

- Партийная система крайнего (поляризованного) плюрализма (ей свойственны наличие антисистемных партий, двусторонней оппозиции слева и справа, состояние перманентного конфликта между оппозицией слева и справа, сильное идеологическое размежевание между ними);

- Атомизированные партийная система (не предусматривает необходимости точного подсчета числа партий); здесь возникает порог, за которым количество партий не имеет значения.

Типология

Современным политическим партиям предшествовали их прообразы - протопартии. Существует мнение, что партии возникли одновременно с политикой, т.е. в рабовладельческом обществе. С развитием рабовладельческих отношений, углублением социальной дифференциации общества, в том числе и самого господствующего класса, для осуществления власти уже недостаточно государственных политических структур. Возникали общественные организации как форма политической деятельности групп господствующего класса, противоборствовать между собой, а также трудящихся масс, боровшихся против него. В эпоху Средневековья возникали и действовали партии: в Италии XII-XV вв. между собой враждовали гвельфы (сторонники власти папы римского) и гибеллины (сторонники сильной королевской власти). Партии античного мира и европейского средневековья чаще всего появлялись как клиентелы - временные объединения для поддержки определенных знатных лиц, семей. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей, популярных лидеров, в течение многих веков было существенным признаком политической истории. Особое импульс развитию партий предоставили буржуазные революции в Англии, Франции и других европейских странах.

В Европе во второй половине XIX в. возникли массовые партии, их появление способствовали два основных фактора: расширение избирательных прав и развитие рабочего движения. Массовые политические партии как институт европейской культуры постепенно распространились и закрепились в культурах стран и народов других континентов.

Партии как социальный феномен постоянно эволюционируют. Сейчас разнообразнее причины и способы их возникновения, во многом изменяются их формы и сущность, представление об их роли в обществе и сама эта роль, методы деятельности и функции.

Подробнее...

Идиологический признак

По идеологическому признаку политические партии политических партий делятся на идейно-политические, прагматические и харизматично-вождистские. Идейно-политическими есть партии более или менее четко определенной идеологической направленности: коммунистические, социал-демократами тические, либеральные, консервативные, фашистские, христианские, исламские т.д. Прагматические - это такие партии, которые ориентированных ются не на определенную идеологию, а на широкий спектр идей и общественных проблем с целью привлечения на свою сторону как можно больше избирателей. Это те самые Интеркласс партии, или партии избирателей.

Харизматично-вождистские партии формируются вокруг лица конкретного политика и действуют как группы его под держки. Эти партии также имеют определенную идеологическую направленности ность, но она определяется не столько их социальной базой, сколько лидерами.

Идеологическая направленность политических партий значительной мере определяет их основные, общие цели и характер деятельности, по которым партии делятся на революционные, реформистские и консервативны. Революционные партии отвергают существующий общественный порядок и стремятся заменить его другим.

Реформистские ориентируются на значительные преобразования существующего строя, но с сохранением его основ. Революционными проявили себя коммунистические партии, реформистскими социал-демократические. Консервативные партии стремятся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые его изменения.

Типы партийных систем

В целом она является менее стабильной, чем система обдуманного плюрализма. Системами поляризованного плюрализмаотдельные годы были, например, партийные системы Италии и Франции.

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих, в том числе и внесистемных, политических партий, которые не пользуются более или менее значительным влиянием. В такой партийной системе правительство формируется либо на основе широкой коалиции партий, или вообще на внепартийной основе. Такая система характерна для переходных обществ, в частности для бывших советских республик и большинстве стран Восточной Европы. Она неэффективна и наименее стабильна среди других и со временем эволюционирует, как правило, в систему поляризованного плюрализма.

Многопартийная система может функционировать на государственном уровне более или менее устойчивая коалиция двух или более партий, которые сохраняют союзнические отношения не только с участия в правительстве, но и в оппозиции. Такая многопартийная система определяется как двоблокова. Примером его может быть партийная система Франции (в отдельные периоды), в которой доме полняют два партийных блока - демократов и республиканцев правой части политического спектра, социалистов и комунистов - в левой.

Двухпартийная система

Двухпартийной считается система, в которой определяющую роль в политической жизни играют два основных партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. Для двухпартийной системы характерны относительная равновесие двух партий, которые соперничают в борьбе за власть, и значительное отставание других партий, а также наличие сильной оппозиции со стороны той партии, потерпевшей поражение на выборах.

Это одна из наиболее стабильных и эффективных партийных систем, которой не грозят коалиционные кризиса. Она сложилась в тех странах, где дело дошло до образования сильной революционной рабочей партии. Типичный пример двухпартийной системы - США, где ключевые позиции политического жизни заняли две партии - Демократическая и Республиканская. Европейским примером двухпартийной системы может быть партийная система Великобритании, в политическом жизни которой преобладают Консервативная и Лейбористская партии.

В некоторых странах основными являются две партии, а рядом с ними существует третья, которая, примыкая к одной из основных, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства. Такая партийная система получила название трехпартийной, или «Системы двух с половиной партий». Она функционировала, например в ФРГ, где наряду с основными партиями - Социал-демократической и блоком Христианско-демократической Геополитический союз / Христианско-социальный союз (фактически это одна партия) - в парламенте действовала немногочисленная третьей партия - Свободная демократическая, коалиция с которой обеспечивала одной из основных партий парламентское большинство и право формирование правительства. После объединения Германии роль такой третьей партии перешла в партию зеленых.

Однопартийная система в прямом понимании система минные этого слова - это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. Такой партией была, например, Коммунистическая партия Советского Союза.

Однако однопартийная система не исключает существования и нескольких партий. Главное, что только по одной из них постоянно закрепляется (фактически или юридически) роль правящей партии. Существуют фактически однопартийной системы, замаскированные под многопартийность. В таких системах правящая партия гегемон определяет развитие всей общественной жизни, регистрационная деятельность других партий. Фактически однопартийными были, например, партийные системы в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы, где, кроме правящих в коммунистических партий, существовали и другие, но они не производили ощутимого влияния на политику.

Вопрос 44.Партийная система РФ и её трансформация(+документ в эл.книге)

Россия переживает переходный период, главное содержание которого состоит в преобразовании тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер. В рассматриваемом здесь контексте проблема осложняется тем, что речь идет не просто о трансформации существовавшей многие десятилетия монопартийной системы в многопартийную. Дело в том, что в условиях тоталитарного советского строя коммунистическая партия ни в коем случае не была нормальной политической партией в общепринятом смысле этого слова. Она, в сущности, не просто слилась с государственными структурами, а полностью поглотила и государство и общество, и государственные структуры оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате образовался своеобразный гибрид партия-государство.' Естественно, крах тоталитарной системы имел своим следствием исчезновение этого гибрида, и перед страной встала проблема создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.
Политические партии в истинном смысле этого слова возникают лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко осознают свои интересы. Для этого необходимы кристаллизация и институционализация интересов заинтересованных групп, объединений, блоков, других составляющих гражданского общества, минимум демократической политической культуры. Однако наше общество, переживающее переходный период, лишено некоего скрепляющего его воедино стержня или организационного начала, оно находится в аморфном состоянии. Сейчас преждевременно говорить о сколько-нибудь обозначившемся структурировании интересов различных общественных сил. О реальном представительстве реальных социальных сил и интересов в политической системе можно говорить лишь тогда, когда по крайней мере вчерне оформятся и утвердятся более или менее прочные основания их жизнеустройства. Гарантом стабильности общества и политической системы является существование широко институционализировавшейся прослойки средних слоев или среднего класса, который, в свою очередь, служит в качестве социальной опоры умеренного, центристского политического курса, равноудаленного от крайних полюсов политического спектра. Центризм в политике обеспечивает возможный в данных конкретных условиях оптимальный баланс общественных интересов, проведение такого курса, который в идеале призван реализовать некую среднюю линию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической свободой и социальным равенством.
Что касается ситуации в нашей стране, то было бы напрасным трудом заняться разграничением политических сил на правых, левых и центр, либералов, консерваторов и умеренных. Такое деление возможно лишь при сформировавшейся демократии и высокой культуре гражданственности в гражданском обществе. В настоящее время в стране, по сути дела, отсутствует единая система политической коммуникации, сам политический процесс протекает как бы при отсутствии интеграции и взаимопонимания между его участниками. Нет необходимого консенсуса относительно общих целей и средств их достижения, общепринятых правил политической игры и т.д. Ожесточенные политические дискуссии соответствующим образом не связаны с процессом принятия политических решений.
В России в лучшем случае только начинается формирование инфраструктуры гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для формирования и институционализации реально заинтересованных групп и, соответственно, организаций, клубов, объединений, партий, способных представлять их интересы в структурах власти. Ведь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институционализировался политический плюрализм, который проявляется и выражается прежде всего в политических партиях. Но зрелость и жизнеспособность политического плюрализма, включая партийную систему, определяются тем, в какой степени в обществе сформировались, институционализировались и заявили о себе разнообразные центры и источники власти и влияния. Как раз с этой точки зрения определяющее значение имеет соответствующая инфраструктура, призванная обеспечить условия для кристаллизации групповых интересов и оформления соответствующих негосударственных организаций, объединений, союзов.
Переход от тоталитаризма на рельсы демократического развития, развитие рыночных отношений, трансформируя социальную структуру общества, усиливая процессы социальной дифференциации, создают основу для воплощения в жизнь ценностей и принципов политического плюрализма. Это находит отражение в возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-политических движений, организаций и объединений. Этот процесс, особенно отчетливо наметившийся в 1989 г., постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы. В 1990 г. был принят закон СССР "Об общественных объединениях", в котором были законодательно закреплены порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. В марте 1991 г. началась регистрация партий, а к концу 1991 г. было зарегистрировано уже 26 партий и 16 общественно-политических движений.
Российские политические партии различаются по своим программным целям, идейно-политическим ориентациям, организационной структуре, формам и методам работы и т.д.
При всем том необходимо отметить, что этим политическим образованиям еще предстоит доказать свою легитимность, получив поддержку у избирателей, подтвердить, что они действительно являются реальными политическими партиями, за которыми стоят социальные силы. В настоящее время, по сути дела, невозможно определить, кого именно, какие слои, группы, категории населения они представляют. Для них характерны малочисленность, слабость организационной структуры, неопределенность и аморфность социальной базы, отсутствие сколько-нибудь внятно сформулированных позитивных программ и идейно-политических платформ. По этим показателям почти все они являются лишь протопартиями, а не партиями в собственном смысле этого понятия.
Как показывает опыт перехода целой группы стран от тоталитаризма и авторитаризма сначала в ФРГ и Италии, а затем во второй половине 70 - начале 80-х гг. в Греции, Испании и Португалии, для формирования и институционализации полноценных и дееспособных политических партий требуется достаточно времени. Так, в первые послевоенные годы в ФРГ на местном, земельном и общенациональном уровне возникли десятки политических партий, хотя оккупационные войска США, Великобритании и Франции всячески препятствовали появлению мелких партий, при этом оказывая содействие концентрации политических сил Западной Германии в немногих крупных партиях. Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных крупных партий занял несколько лет. Мелкие партии в качестве самостоятельных сколько-нибудь значимых политических сил Отошли на задний план и главными составляющими партийной системы ФРГ стали блок ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП.
Аналогичная ситуация наблюдалась также в Италии. Что касается Греции, особенно Испании и Португалии, то первоначально в этих странах на политической авансцене как по мановению волшебной палочки появилось множество десятков партий (в одной Португалии их насчитывалось около 300), и сохранившимся в настоящее время партиям, чтобы показать свою жизнеспособность, пришлось множество раз выдерживать испытание выборами. Именно такой путь предстоит и России. О вычленении и институционализации политических партий, представляющих реальные политические силы страны, можно, по-видимому, говорить после проведения всеобщих выборов как минимум два-три раза.

Наши рекомендации