Формальные институты- способ организованного построения на основе

социальной формализации связей, статусов и норм.

Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

. экономические институты- банки, производственные учреждения;

. политические институты- парламент, милиция, правительство;

Когда же функции, способы социального института не отражены вформальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций.

. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.

Билет 128.Социологические исследования электоратов политических партий. Структура российского электората.

Билет 129. Переход от тоталитаризма к демократии: области изменений

Исследование опыта пре­образований в странах, характеризующихся переходным этапом развития, позволяет выделить некоторые ус­тойчивые тенденции и этапы в их эво­люции.наиболее раз­вернутую этапизацию переходных преобразований дали Г. О'Доннел, Ф. Шмиттер, А. Пшеворский и некоторые другие ученые, обосновав­шие наличие следующих трех этапов:

- этап либерализации, который характеризуется обострением про­тиворечий в авторитарных и тоталитарных режимах и началом раз­мывания их политических основ. Возникновение кризиса идентично­сти, падение авторитета теряющей эффективность власти, выявле­ние изъянов институциональной системы способствуют разложению правящего режима. Разногласия между сторонниками демократии и правящими кругами провоцируют идейную и политическую борьбу вобществе, нарастание активности общественных движений и усиле­ние оппозиции. В результате начальной стадии борьбы устанавливает­ся «дозированная демократия», легализующая сторонников преобра­зований в политическом пространстве. В обществе начинается широ­кая дискуссия по вопросам демократизации, формируются новые правила «политической игры»;

- этап демократизации отличается институциональными измене­ниями в сфере власти. Идет вживление демократических институтов (выборов, партий) и соответствующих ценностей в политическую систему. Стимуляция общественных инициатив ведет к формирова­нию основ гражданского общества. Это время поиска «политического синтеза», при котором традиционные институты власти сочетают свои действия с универсальными приемами и методами государственного управления.

Кардинальное значение на этом этапе имеет вопрос о достиже­нии согласия между правящими кругами и демократической контр­элитой.В целом для успешного реформирования государств необходимо дос­тичь трех основных консенсусов между этими двумя группами: относи­тельно прошлого развития общества (дабы избежать «охоты на ведьм»); по поводу установления первостепенных целей общественного разви­тия; по определению правил «политической игры» правящего режима.Итоговым документом, ставящим черту под этим соглашени­ем, является демократическая конституция;- третий этап переходных преобразований — консолидация де­мократии, когда осуществляются мероприятия, обеспечивающие нео­братимость демократических преобразований в стране. Это выражает­ся в обеспечении лояльности основных акторов (оппозиции, армии, предпринимателей, широких слоев населения) по отношению к де­мократическим целям и ценностям, в процессе децентрализации вла­сти, осуществлении муниципальной реформы.

Билет 130. Этапы (стадии) избирательного процесса в РФ.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность граждан, полит партий, избирательных комиссий и других субъектов выборов по их подготовке и проведению.

Стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов. Определение даты проведения голосования. Назначение этой даты производится уполномоченным на то гос органом (например – ГД для выборов Президента). При бездействии компетентных органов – выборы назначает Избирательная комиссия. При бездействии ИК – суд общей юрисдикции.

2. Регистрация избирателей. Списки составляются ИК. Гражданин может отказаться от включения в избирательный список. Может сообщить об ошибке в нём.

3. Создание избирательных округов и участков. ИО бывают одномандатные (при избрании 1 кандидата) и многомандатные. ИУ – это территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования (не более 3000 чел).

4. Выдвижение и регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация.

6. Голосование

7. Подсчёт голосов избирателей, определение и опубликование результатов

8. ** второй тур / повторные выборы

Билет 131. Политический консерватизм и неоконсерватизм. Соотношение с либерализмом.

Консерватизм

Наши рекомендации