Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
Настоящий Закон направлен на правовое регулирование вопросов государственных символов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, и определяет описание и порядок их использования.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь» государственные органы и иные государственные организации обязаны помещать изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках документов. Бланки документов разрабатывают на основе продольного расположения реквизитов на двух языках.
Государственный герб Республики Беларусь помещают на бланках документов и угловых штампах организаций в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь».
Не допускается помещать изображение Государственного герба Республики Беларусь между бланковыми надписями на двух языках.
Изображение Государственного герба Республики Беларусь на угловых штампах помещают по аналогии с бланками документов.
БИЛЕТ 4
ТВ4
— Дать определение понятию документ
Документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
— Определить различные виды документов
Виды документов:
· Информационно-справочные документы
· Организационно-распорядительные документы
· Приказ
· Распоряжение
· Протокол
· Акт
· Письмо
· Докладная записка
· Объяснительная записка
· Справка
— Классифицировать документы в зависимости от различных признаков
Документы различают:
По назначению
· организационные документы (Устав, Должностная инструкция, Положение, Штатное расписание, Структура и штатная численность);
· распорядительные документы (Приказ, Выписка из приказа, Распоряжение, Указание, Постановление, Решение);
· информационно-справочные документы (Акт, Протокол, Докладная записка, Объяснительная записка, Служебная записка, Письмо, Справка);
· учётно-расчетные (бухгалтерские) документы (Платёжное поручение, Счёт-фактура, Накладная, Акт и т. п.);
По времени создания
· Первичные
· и вторичные(реферат, аннотация, обзор и т. д.);
По способу изготовления
· черновой,
· беловой,
· электронный,
· изобразительный,
· рукописный документ,
· машинописный,
· печатный (брошюра, книга, журнал);
По типу содержания
· текстовые,
· иконические (графические),
· идеографические (схемы, карты, ноты),
· аудиальные,
· мультимедийные;
По способу представления
· электронный,
· на бумажных носителях;
6) По месту издания
· внутренние,
· внешние;
По направлению отправки
· входящие,
· исходящие;
По распространению
· опубликованные,
· неопубликованные,
· непубликуемые,
· промежуточные;
По необходимости технических средств
· человекочитаемые,
· машиночитаемые;
По уровню секретности
· Несекретные,
· секретные,
· с разным уровнем секретности,
· конфиденциальные и т. д.
БИЛЕТ 5
ТВ5
— Перечислить функции документа. Раскрыть содержание функций.
Документы могут выполнять следующие функции, которые условно можно разделить на три блока:
1) информационные функции (собственно информационная, социальная, политическая и коммуникативная);
Информационная функция обусловлена тем, что в документе происходит материализация информации и она присуща всем без исключения документам, независимо от способа их изготовления и носителя информации, так как необходимость фиксировать информацию - причина появления любого документа.
2) функции, обеспечивающие процесс управления (управленческая, правовая, учетная);
В управленческой функции документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации, для обеспечения процесса принятия решения. Документы, обладающие управленческой функцией, являются основным источником информации, играют большую роль в информационном обеспечении управления. С их помощью производится сбор первичных данных, информации о фактическом положении дел. Затем эти данные подвергаются систематизации и обобщению, что реализуется в различных сводках, справках, отчетах. Результатом являются документы, содержащие анализ и оценку положения дел, варианты возможных решений. Управленческие документы в специфической форме отражают стадии, звенья и циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления.
3) функции, носящие культурно-исторический характер (культурная, функция исторического источника).
Культурная функция документа проявляется в том случае, когда документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции, культурного наследия. В документах отражается информация о знаниях, традициях, обычаях, ритуалах, навыках, моральных нормах, менталитете (образе мышления), ценностных ориентациях и др. В этом смысле документ может быть определен как культурный образец, фиксирующий информацию.
Документ также выполняет функцию исторического источника. Эта функция документа изучается такими науками, как источниковедение и дипломатика, исследующими документ через анализ его формы и содержания, происхождения, авторства, языка, материала, на котором документ изготовлен. Качество документа для исторической науки будет определяться точностью, конкретностью, новизной и полнотой информации, а также юридической, политической и культурной значимостью документа.
Таким образом, документ сочетает в себе сразу несколько функций, которые взаимосвязаны между собой, но роль каждой из них различна.
— Выделить понятие документирования, как процесс создания документа
Документирование — это процесс создания и оформления документа, путём записи информации на различных материальных носителях.
— Документ, как исторический источник
Документ - исторический источник, имеющий определенную правовую форму, создаваемый с целью воздействия на социально-экономические, политические, правовые отношения, вне зависимости от временных рамок. Это продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил и действовал.
БИЛЕТ 6
Официальные документы — это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке.* Среди них особую категорию составляют служебные (управленческие)документы, которые определяются государственным стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности организации. Среди официальных документов выделяют группу личных — это документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство), специальность, образование (диплом, аттестат), трудовой стаж (трудовая книжка) и др. Делопроизводственные службы, как правило, работают с официальными документами, подавляющее большинство которых составляют управленческие документы. Управленческие документы создаются для реализации управленческих функций, таких как планирование, прогнозирование, финансирование, учет, контроль, снабжение и др. Документ личного происхождения — документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются в частной жизни человека, вне сферы служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. | |
БИЛЕТ 7
Система документации – это совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определённой сфере деятельности.
Существуют следующие системы документирования:
· Административная
· Статистическая
· Коммерческая
Административная система документирования делится на группы документов:
· Организационно-распорядительная
· Справочно-информационная
· По личному составу
Организационно-распорядительные документы:
· Организационные(положения, уставы, инструкции)
· Распорядительные(приказы, решения, протоколы)
Справочно-информационные документы:
· Письма
· Телеграммы
· Справки
· Телефонограммы
· Докладные записки
· Акты
Документы по личному составу:
· Приказы
· Личные дела
· Заявления
· Характеристики
· Контракты
· Личные листы по учёту кадров
· Договоры
БИЛЕТ 8
Классификация документов - это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия.
Цели классификации документов:
· Повышение оперативности работы аппарата управления и ответственности исполнителей путём разграничения функций структурных подразделений и обязанностей исполнителей, чёткого распределения информации
· Экономия труда за счёт использования информационно-справочного аппарата
Значение классификации документов:
· Обеспечение их быстрого поиска в текущем делопроизводстве
· Повышение оперативности работы с ними
Основной признак классификации – это содержание документа.
Первой ступенью классификации является группировка исполненных документов в дело.
Дело – это совокупность документов или документ по одному вопросу. Помещённые в твёрдую обложку, оформленную соответствующим образом.
Признаки классификации документа:
· По наименования(приказы, распоряжения, протоколы)
· По способу фиксации информации(письменные, рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на ПК, графические, фото-фоно-кинодокументы)
· По степени сложности – простые(по одному вопросу), - сложные(несколько вопросов)
· По степени гласности(открытые и документы с ограниченным доступом)
· По юридической силе – подлинные(действительные, недействительные), - подложные
· По срокам исполнения(срочные, несрочные)
· По происхождению(служебные, личные)
· По срокам хранения(до 10 лет включительно, свыше 10 лет , постоянные)
· По степени обязательности – информационные(содержат сведения и факты) и директивные(обязательные для исполнения)
· По степени унификации – индивидуальные(составляются внутри организации), типовые(создаются вышестоящими органами для организации с однородными функциями и носят обязательный характер), трафаретные(имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа), примерные(носят ориентировочный характер и используются для оформления документов по аналогии), в виде анкеты или таблицы.
БИЛЕТ 9
Классификации документной информации
Информация делится на:
· Ретраспективную(относящуюся к прошлому)
· Оперативную(текущуая)
· Перспективную(будущее)
Существуют и другие классификации:
· Разделение на первичную и вторичную
· По жанрам
· По видам
· По носителям
Государственная система ДОУ – это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в организациях и учреждениях.
Цель ГСДОУ:
· Упорядочение документооборота организации
· Сокращение количетва и повышение качества документов
· Создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств для обработки и анализа информации
Классификаторы РБ:
· Общегосударственный классификатор РБ 010-95 «Уницированные документы» (ОКУД)
· Общегосударственный классификатор РБ 011-2009 «Специальности и классификации»
· ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих»
· ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности»
БИЛЕТ 10
10 ТВ – Дать определение понятия «унификация документов», перечислить, охарактеризовать цели унификации, выделить особенности.
Унификация документов – установление единого комплекса, видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил, их составления, оформления и создания трафаретных текстов.
При осуществлении работ по унификации в организации проводится унификация состава документов, создаваемых при решении управленческих задач и унификация форм документов. В результате унификации состава документов исключаются формы документов, не вызванные действительными потребностями управления, в результате чего состав документов организации может быть значительно сокращен.
Основная цель унификации документов – создание системы документов, которая может дать экономический эффект, повысить общую культуру управления.
Цели унификации документов:
ü Сокращение количества применяемых документов
ü Типизация форм документов
ü Повышение качества документов
ü Снижение трудоемкости обработки документов
ü Достижение информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления
ü Более эффективное использование вычислительной техники
Унификация документов предполагает:
ü Установление номенклатуры действующих в рамках системы унифицированных форм документов
ü Разработку единой модели (схемы) построения документов системы с использованием, как правило, формуляра-образца
ü Разработку структур документов
ü Создание общих синтаксических правил построения документов
Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности.
БИЛЕТ 11
11 ТВ – Определить сущность организации документооборота, дать его характеристики, определить и выявить пути совершенствования документооборота.
Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения, отправки или формирования в дело. Документооборот образует потоки входящих (поступающих из других организаций), исходящих (отправляемых в другие организации) и внутренних (созданных и действующих в пределах организации) документов.
Этапы документооборота:
ü прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;
ü предварительное рассмотрение и распределение документов;
ü регистрация документов;
ü контроль исполнения;
ü информационно-справочная работа;
ü исполнение документов, их составление, согласование, оформление;
ü отправка или направление в дело
Организация документооборота - это правила, в соответствии с которыми должно происходить движение документов. Организация документооборота объединяет всю последовательность перемещений документов в аппарате управления организации (учреждения), все операции по приему, передаче, составлению и оформлению, отправке (и подшивке) документов в дело.
Сущность документооборота заключается в обеспечении оперативного исполнения всех этапов работы с документами – от их создания до согласования и отправки в архив. От продуманности маршрутов движения документов, заложенных в схему документооборота на предприятии, зависит время, затрачиваемое на работу с каждым документов, которое должно быть минимальным. Для этого количество звеньев, по которым проходит каждый документ в рамках системы организации документооборота в организации, должно стремиться к минимуму.
В системе документооборота предприятия можно выделить несколько потоков движения данных в разных направлениях. Организация документооборота в организации призвана связать подразделения одного уровня, подчиненные подразделения с руководством всех уровней, а также отдельные территориально удаленные друг от друга филиалы компании. При организации документооборота в организации важно взаимодействие всех видов потоков, в том числе и внутренних, по которым происходит обмен документами между равнозначными подразделениями.
В управлении широко используются электронные средства создания и обработки документов, поэтому документооборот рассматривается как составная часть информационного обеспечения управления и включает в себя движение информационных потоков организации – их получение, обработку, переработку, использование. Какая бы технология обработки документов ни использовалась, организация документооборота должна основываться на определенных принципах, или правилах, обеспечивающих оперативное прохождение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени.
Среди методов, направленных на совершенствование документооборота, выделяются две группы:
ü совершенствование технологии документооборота
ü сокращение объема документооборота.
Совершенствование технологии документооборота включает в себя все процедуры прохождения документов в учреждении (создание моделей учрежденческого документооборота, составление маршрутных карт технологического процесса, разработка рациональных схем документооборота, схем движения документов и др.). Также один из способов совершенствования технологии документооборота - оптимизация процедур подготовки и оформления документации, упорядочение документационной нагрузки во времени, чтобы равномерно ее распределить.
Сокращение объема документооборота связывается с регламентацией документирования, уменьшением количества внутренних документов, рационализацией документации, созданием унифицированных систем документации (УСД), разработкой унифицированных требований к текстам. Опосредованное влияние на документооборот оказывают такие составляющие документационного обеспечения управления, как информационно-поисковая система учреждения, система контроля исполнения документов. Необходимо также установление оптимальных сроков документооборота по типовым вопросам, решаемым в деятельности учреждения, и наиболее рациональных маршрутов движения кортежей документов (по каждому типу решений).
БИЛЕТ 12
12 ТВ – Перечислить форматы бумаги для создания управленческих документов, определить сущность и принцип построения системы потребительских форматов бумаги, выделить особенности различных форматов.
Для создания управленческой документации используются форматы бумаги ряда А (A3, A4, А5, А6). Формат A3 применяется для больших таблиц, карт или диаграмм. Основным форматом для других официальных документов является формат A4. Для небольших по объему документов используется формат А5. Формат А6 предназначен для почтовых открыток и почтовых карточек.
Бланк документа – стандартный лист бумаги с воспроизведенными на нем реквизитами, содержащими постоянную информацию, и местом, отведенным для переменной.
Устанавливается два вида бланков: бланк для письма и общий бланк других видов организационно-распорядительных документов. На основании общего бланка могут изготавливаться бланки для конкретных видов документов (приказов, распоряжений, указаний, протоколов и др.). Изготовление бланков для конкретных видов документов целесообразно, если их объем превышает 200 документов в год.
При разработке бланков документов используются стандартные листы бумаги форматов А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Размеры бумаги серии «А» строятся от листа А0, площадь которого равна 1 . Формат А1 равен половине А0 и получен путем разрезания А0 на две равные части. А1 имеет длину, равную ширине А0 и ширину, равную половине длины А0.
Выбор формата бланка при изготовлении документа зависит от характера и объема текста. Бланк формата А5 используется для документов, имеющих не более пяти-семи строк текста. Бланки документов разрабатываются на основе продольного или углового расположения реквизитов.
При угловом варианте реквизиты бланка располагаютсяв верхнем левом углу. Максимальная длина строки реквизитов бланка не должна превышать 73 мм. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля без ограничения размеров по горизонтали, но с соблюдением установленных размеров полей.
БИЛЕТ 13
13 ТВ. Дать определение понятию «совместные распорядительные документы». Охарактеризовать совместные распорядительные документы. Выделить особенности оформления распорядительных документов нескольких организаций.
Совместные распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности нескольких организаций. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органам управления обеспечивать реализацию поставленных перед ними задач. В коммерческих организациях, в особенности, если они каким-то образом юридически связаны, например входят в одну группу, иногда возникает необходимость издать совместный документ.это и есть совместные распорядительные док-ты (когда они входят в одну группу и юридически связаны).
Распорядительные документы содержат юридически властные предписания субъектов исполнительной власти, адресатами которых являются конкретные организации, структурные подразделения, должностные лица или работники. Распорядительные документы издаются в целях реализации задач, стоящих перед учреждением установленных организационными документами.
К распорядительным документам относятся:
-постановления
-приказы
-распоряжения
-указания
Текст распорядительного док-та состоит из 2-ух частей: констатирующий и распорядительный. Констатирующая часть является введением в существо рассматриваемого вопроса. Не редко в ней даётся пересказ акта вышестоящего органа во исполнении которого издаётся данный распорядительный документ. Распорядительная часть излагается в повелительной форме и в зависимости от документа. Начинается словами:
-постановляет(постановил)-в постановлении;
-решает(решил)-в решении;
-предлагаю-в распоряжении;
-приказываю-в приказе.
Эти слова печатаются прописными буквами, зрительно выделяются, печатаются с новой строки с нулевого табулятора, с нового абзаца печатается текст постановляемой части. Распорядительная часть может делиться на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указывается исполнитель, действие, которое поручается выполнить и срок исполнения. Исполнитель указывается в Д.п.
Все тексты распорядительных док-ов должны иметь заголовки.
Приказы и распоряжения подписываются руководителем или его замом. Постановления и решения имеют 2 подписи: председателя и секретаря. Подписывается только первый экземпляр, вступают в силу с момента их подписания.
!Никогда не допускается объединение в одном распорядительном документе вопросов по личному составу с какими-либо другими вопросами.!
БИЛЕТ 14
14 ТВ. Дать определение понятия «унифицированная система организационно-распорядительной документации»(УСОРД), определить состав и дать характеристику документам, входящих в состав УСОРД, определить значение УСОРД в документационном обеспечении управления.
УСОРД – это рационально-организованный комплекс, взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в деятельности всех организаций. УСОРД способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества ОРД и сокращению объёма документа оборота.
В состав усорд входит: -СТБ-6.38-2004 (Ведущим методом для достижения целей стандартизации является метод единого формуляра, который представляет собой концентрацию свойств и качеств определенного множества документов в единой матрице – формуляре. В соответствии с принятым методом в основу серии стандартов положен базовый стандарт СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы (далее — документы), относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации,— постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., устанавливает состав и требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов.);
-методические указания гос. стандарта РБ по практическому применению указанного СТБ(Методические указания разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь.);
-классификатор унифицированных форм ОРД (Классификатор унифицированных форм ОРД включает и систематизирует управленческие задачи, для решения которых в УСОРД определен перечень унифицированных форм. Классификатор имеет четыре уровня деления: система организационно-распорядительной документации, подсистема организационно-распорядительной документации, виды управленческих задач, унифицированные формы организационно-распорядительной документации);
-альбом унифицированных форм ОРД(Альбом включает примеры оформления документов на основе унифицированных форм документов, включенных в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденную приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 (с изм. и доп. от 24 марта 2008 г. № 16).).
РекомендацииУСОРД необходимо учитывать при составлении и оформлении ОРД.
БИЛЕТ 15
15 ТВ. Перечислить основные документы, входящие в базу УСОРД, дать общую характеристику нормативно-правовой базе унифицированной системы организационно-распорядительной документации, определить основные составляющие и признаки классификатора в альбом документов УСОРД.
При разработке УСОРД значительно сокращено число видов применяемых документов. В состав унифицированных форм документов входят: акт, график, докладная и объяснительная записки, должностная инструкция, заявление, положение, представление, правила, письмо-запрос, протокол, приказ, структура и штатная численность, решение, уведомление, устав.
УСОРД обеспечивает большую достоверность информации и придание документам юридической силы. Формы отдельных документов разработаны таким образом, чтобы информация, имеющая правовое значение, соответствовала требованиям, которые предъявляются к ней существующим законодательством, чтобы документы содержали все реквизиты, придающие им необходимую юридическую силу.
Таким образом, УСОРД устанавливает пути совершенствования форм и содержания организационно-распорядительных документов, даёт возможность обрабатывать их средствами вычислительной техники, регламентирует употребление форм документов в зависимости от задач управления.
Классификация документов - это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия.
Целью классификации документов является повышение оперативности работы аппарата управления и ответственности исполнителей. Первичная классификация документов обеспечивает их быстрый поиск, повышает оперативность работы с ними, ускоряет исполнение и контроль.
Классификация документов - необходимое условие для проведения работ по их унификации, являющейся важной предпосылкой документационного обеспечения автоматизированных систем управления. Унификация документов заключается в установлении единого комплекса видов и разновидностей для аналогичных управленческих ситуаций, в разработке единых форм документов и единых правил их составления, оформления и создания трафаретных текстов.
Документы классифицируются по таким признакам, как способ фиксации, содержание, способ изготовления, степень сложности, место составления, сроки исполнения, происхождение, степень гласности, юридическая сила и назначение.
Все классификаторы РБ имеют свой номер в ОКУД, включены отдельной подсистемой. Унифицированные формы документов отдельным классом.
Код унифицированной формы РБ имеют следующую структуру:
-код системы (хх)
-код подсистем (хх)
-код вида документа (ххх)
-порядковый номер формы в подсистеме (ххх)
Пример: унифицированная форма приказ о реорганизации организации
Код данного документа: 0202620001
БИЛЕТ 16
16. СТБ 6.38-2004 "Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"
Ведущим методом для достижения целей стандартизации является метод единого формуляра, который представляет собой концентрацию свойств и качеств определенного множества документов в единой матрице – формуляре. В соответствии с принятым методом в основу серии стандартов положен базовый стандарт СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Данный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы (далее — документы), относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации,— постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., устанавливает состав и требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов.
Каждый документ состоит из отдельных составляющих его элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, текст, название вида документа и т.д.).Реквизит– это обязательный элемент документа. Для придания документа юридической силы используют обязательные реквизиты: наименование или структурного подразделения, дата, регистрационный индекс, подпись. Кроме обязательных реквизитов существуют дополнительные обязательные реквизиты: гриф утверждения, печать и отметка о заверении копии.
Состав реквизитов
При оформлении организационно-распорядительных документов, в соответствии с СТБ 6.38-2004, используется следующий состав реквизитов:
1 — Государственный герб Республики Беларусь;
2 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
3 — код организации
4 — код документа
5 — наименование вышестоящей организации;
6 — наименование организации;
7 — наименование структурного подразделения;
8 — почтовый адрес отправителя;
9 — коммуникационные и коммерческие данные;
10 — название вида документа;
11 — дата;
12 — регистрационный индекс;
13 — ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа;
14 — место составления или издания;
15 — гриф ограничения доступа;
16 — адресат;
17 — гриф утверждения;
18 — резолюция;
19 — заголовок к тексту;
20 — отметка о контроле;
21 — текст;
22 — отметка о наличии приложения;
23 — подпись;
24 — гриф приложения;
25 — гриф согласования;
26 — визы;
27 — печать;
28 — отметка об исполнителе;
29 — отметка о заверении копии;
30 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
31 — отметка о поступлении (регистрационный штамп входящих документов);
32 — отметка о переносе данных на машинный носитель.
· Государственный герб Республики Беларусь помещают на бланках документов и угловых штампах организаций. Другие организации используют герб, если им предоставлено такое право. Изображение герба на бланках располагается в центре верхнего поля диаметром не более 17 мм.
· Эмблема организации или товарный знак помещается по усмотрению организации на левом поле напротив наименования организации.
· Код организации. Расставляется на верхнем поле справа на верхнем листе документа.
· Код документа. Проставляется на верхнем поле справа под кодом организации.
· Наименование вышестоящей организации . При наличии вышестоящей организации указывается ее полное наименование.
· Наименование организации обозначает автора документа, под которым понимается физическое или юридическое лицо, создавшее документ.
Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, установленному правовым актом (уставом, положением, приказом и др.).
· Наименование структурного подразделения . Автором документа может быть структурное подразделение организации. На именование структурного подразделения указывается под наименованием организации в том случае, если оно является юридическим лицом.
· Почтовый адрес отправителя .
· Коммуникационные и коммерческие данныепомещают на бланке для письма ниже почтового адреса отправителя: телеграфный адрес, номера телефона, телефакса с включением кода автоматической междугородней (международной) телефонной связи. Группы цифр в номерах телефонов дефисом не разделяются. Адрес электронной почты и другие сведения указываются по усмотрению организации.
Коммерческие данные: номер расчетного счета, наименование банка и т. д.
· Название вида документа. Вид документа определяется его назначением и содержанием. Название вида документа печатают прописными буквами без разрядки от нулевого положения табулятора без отступа от границы левого поля. В письме название вида документа не указывается.
· Датойдокумента является дата его подписания (распорядительные документы, письмо) или события, зафиксированного в документе (протокол, акт), для принимаемого коллегиальным органом (постановление, решение) — дата его принятия, для утверждаемого документа (план, отчет, инструкция, положение) — дата утверждения. Дату проставляет должностное лицо, подписывающее или утверждающее документ непосредственно при подписании. При подготовке проекта документа допускается печатать только обозначение месяца и года, а день месяца проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.
· Регистрационный индекс создаваемых и получаемых документов состоит из порядкового номера, который может быть дополнен индексом по номенклатуре дел, индексом применяемого классификатора (корреспондентов, вопросов деятельности и т. д). Регистрации подлежат создающиеся в организации и поступающие от других организаций и физических лиц документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях. Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о документе в регистрационные формы, присвоении документу соответствующего регистрационного индекса и <