Билет№2 Местополитологии в системе других социально-политических наук.
Билет№2 Местополитологии в системе других социально-политических наук.
Политическая история | Политическая экономия | Политическая психология |
Политическая статистика | Прикладная политическая политология | Прикладная политическая социология |
История политических идей | Политическая идеология | Политическая конфликтология |
Геополитика | Международные отношения | Глобальные проблемы современности |
Политическая философия– отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политического конфликта и сотрудничества.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.
Политика способна воздействовать на развитие экономики (содействовать ему или тормозить).
Билет№8 Функции власти
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д.
Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.
Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.
Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.
Билет№9 Признаки власти.
Признаки власти:
-легитимность
-суверенитет
- публичность
1. Легитимность – право на власть, оно может быть традиционным и юридическим, или национально-легитимным, как называл Вебер.
- традиционное (монархии) – венчание на царство
- национальный-легальный вид – подкрепленный законом, который оговаривает правила, функции, границы власти.
Легитимация власти – признание или непризнание власти населением; это психологическое признание власти населением. Иногда легитимация власти существует вне закона.
Закон о власти появился в конституции 1993 года.
2. Под суверенитетом власти понимается политическая независимость и самодостаточность. – Ж. Боден.
Исключительное право власти – устанавливать правопорядок в стране.
Суверенитет власти имеет право отменять внутренние законы, если они идут в разрез с национальной безопасностью. Власть может применять жестокие санкции к нарушителю. Власть может отменять законы, угрожающие национальной безопасности.
3. Публичность власти – несколько важных слагаемых, которые делают власть доступной населению. (гласность, поощряющаяся властью)
- обратная связь между властью и населением
-разъяснительная политика властью населению
- информационное обеспечение власти
Билет№10 Открытие закономерностей Парето, Моски и Михельса в отношении политических элит.
Гаэтано Моска (1854—1941) анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).
Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.
Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство.
Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.
Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.
Авторитарный
Авторитари́зм - форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Критерии авторитарного режима:
1) Наличие или отсутствие партийной системы, ограниченной образованием политических группировок.
2) Отсутствие механизмов требования населения к власти
3) Отсутствие всеобщности выборов, если есть выборы, то существуют цензы.
4) Система разделения властей – авторитарный режим не терпит разделение властей.
5) Наличие или отсутствие влияния военных округов. Авторитарный режим всегда опирается на военных.
6) Социальная структура общества при авторитарном режиме обычно формируется властью.
7) Личные права и свободы граждан ограничиваются с точки зрения политики.
8) Обязательно существует политическая цензура
9) Прямой контроль над сознанием людей отсутствует.
Авторитарные системы:
1) Монархические
2) Партийные (номенклатурные)
3) Военно-бюрократические или просто бюрократические
4) Олигархические (второй период правления Ельцина – олигархия сращивается с правительством).
5) Конкурирующая олигархия
6) Либеральная демократия (Япония, Англия, Австрия, Новая Зеландия)
Тоталитраный
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитарный режим:
1) Правые (фашистские, нацистские, расистские). Черный фашизм в Африке был распространен в середине 60-х гг. нацизм – арийская раса
2) Левые – социалистические страны. Куба, Вьетнам. Был жесткий и менее жесткий. Самый страшный тоталитаризм - китайский
Признаки:
-Сильное вмешательство государства в жизнь граждан и их деятельность, включение их деятельности в объем государственного управления.
-Подавления всякого инакомыслия
-Репрессии, массовый террор
-Отсутствие плюрализма
-Существует 1 партия на политической арене
-управление как правило виде диктатуры
-Отсутствует четкое разделение на 3 ветви власти
-Права и свободы носят декларативный характер
-Господствует 1 единственная идеология
-Сильное вмешательство государства в экономику
Демократия
Англо-американский вариант | Европейско-континентальный вариант |
Делает ставку на права и свободы индивида | Развитие прав и свобод гражданина |
Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Признаки:
-признаются приоритетными права и свободы
-подлинное народовластие
-четкое разделение властей на 3 ветви
-многопартийность
-политический плюрализм
-нет тотального вмешательства государства в экономику
По территориальному делению
§ Унитарные гос-ва
o Централизованные
o Децентрализованные
§ Федеративные гос-ва
Унитарное гос-во
Унитарные гос-ва – гос-ва, в которых законодательная власть не дифференцируется по регионам:
· Централизованные – гос-во, где местная власть назначается сверху правительством
· Децентрализованные – Власть (исполнительная) выбирается.
Китай – унитарное гос-во с большими территориями. Все провинции (местные собрания) не имеют законодательной силы, только контроль за исполнением.
Федеративный тип гос-ва.
Федеративный тип гос-ва – добровольный союз административно-территориальных и национально-территориальных единиц на основе единой федеративной конституции, НО с правом самостоятельного политико-правового статуса (собственная конституция или набор законов)
База субъекта федерации не должна противоречить федеральной конституции
Федерации:
· Асимметричные (США, Канада, Бразилия…)
§ В США 50 штатов (НЕ имеют политико-правового статуса и НЕ представлены в конгрессе США) и 7 федеративных округов (имеют политико-правового статуса и представлены в конгрессе США)
§ Канада – 10 провинций (Не -//-) и 2 округа
§ Бразилия – 24 штата и 3 федеративных округа (НЕ -//-)
· Симметричные (Индия – 22 штата, Австрия – 9 земель)
§ ФРГ 16 земель
§ Швейцария 23 кантона и 3 полукантона
§ Бельгия 6 субъектов федерации
§ Россия 83 субъекта (бюджетная федерация)
В советское время осваивался Север и Юг.
Путин разделил страну на 7 округов, включил туда доноров и реципиентов.
Необходимо объединять субъекты федерации
Функции федеральной власти:
· Внешняя политика
· Национальный / центральный банк
· Национальная власть
· Экономическая стандартизация ставок налогов
· Стандартизация образования
· Стандартизация медицинских услуг и их страхование
· Ресурсы страны
· Армия и оборона
· ВПК
· Экология
· Космос
· Транспорт и связь
Функции местной власти:
· Управление образованием и здравоохранением
· Управление местной промышленностью и с/х
· Сбор местных налогов
Конфедерация – объединение гос-ва на основе договорных соглашений (торговые, культурные, таможенные, по безопасности).
Ассоциативное сообщество – Европейское сообщество
Признаки:
- Прозрачные границы
- Общая валюта ?
- Мастрихское соглашение – право на активное и пассивное избирательное право
- Отсутствует общая конституция (приняли облегченное конституционное лисобонское соглашение)
Билет№2 Местополитологии в системе других социально-политических наук.
Политическая история | Политическая экономия | Политическая психология |
Политическая статистика | Прикладная политическая политология | Прикладная политическая социология |
История политических идей | Политическая идеология | Политическая конфликтология |
Геополитика | Международные отношения | Глобальные проблемы современности |
Политическая философия– отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политического конфликта и сотрудничества.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.
Политика способна воздействовать на развитие экономики (содействовать ему или тормозить).