Опишите правила выработки условных рефлексов.
- условие времени (неоднократное совпадение во времени действия индифферентного (условного) раздражителя с безусловным);
- условие силы (оптимальное соотношение силы условного и безусловного раздражителей, безусловный сильнее);
- условие индифферентности
- условие сенсорного ограничения (отсутствие посторонних сигналов, как из внешней среды, так и от внутренних органов (кишечник, мочевой пузырь и др.));
- условие мозговой активности (функциональное состояние ЦНС).
Опишите основные приемы исследования силы процесса торможения.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Например, при неподкреплении пищевых условных рефлексов, возникает угасание слюноотделения, у каждого индивидуума с различной скоростью и интенсивностью.
Назовите и опишите основные приёмы, с помощью которых можно определить подвижность нервн. процессов.
Подвижность нервных процессов — одно из свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения окружающей среды.
Основные приемы определения подвижности нервных процессов были описаны И. Павловым.
Подвижность нервных процессов можно определить:
1) быстрой заменой тормозного раздражителя положительным
2) методом условных следовых рефлексов
3) систематически меняя длину промежуткa между подкрепляемым и неподкрепляемым рaздрaжителем
В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные , отрицательные и нейтральные. Скорость реагирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реакции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы.
Опишите метод тахистоскопии.
Тахистоскопия— метод исследования зрительного восприятия путем кратковременного предъявления на экране тахистоскопа зрительных тестов (рисунков, текстов).
Испытуемому, перенесшему комиссуротомию, закрывают один глаз, его взгляд фиксируют на центральной точке, а слева и справа от нее предъявляют с помощью тахистоскопа изображения. Таким образом информацию можно направлять только в одно полушарие. При попадании стимула в левое полушарие, испытуемые точно называют его. В правое - видят лишь вспышку света, однако на ощупь левой рукой они легко выбирают этот предмет из многих других.
Как проводится тест Вада?
Проба Вада – тест на локализацию речевых центров. В одну из сонных артерий помещается канюля, через которую вводится барбитурат. Полушарие, получившее снотворное, засыпает, что позволяет фиксировать состояние и функции другого.
· У 95 % праворуких речь связана с левым полушарием, у 5 % - с правым.
· У 70% леворуких речь связана также с левым полушарием, у 15% - с правым и у 15% - с обоими полушариями.
· У 5% праворуких людей речь имеет билатеральную регуляцию.
Опишите основные ритмы на ЭЭГ.
α-ритм – «расслабленное бодрствование», частота – 8-12Гц, амплитуда – 50-100мкВ
β-ритм – «активное бодрствование», част. – 13-26Гц, ампл. – меньше 50 мкВ
γ-ритм – состояние возбуждения, част. - 30-80Гц
θ-ритм – поверхностный сон, част. – 4-7Гц, ампл. – 100-150 мкВ
δ-ритм – глубокий сон, част. – 0.5-2Гц, ампл. – 50-75 мкВ
Для медленноволнового (ортодоксального) сна характерны низкочастотные альфа, тета и дельта волны. Для быстрого(парадоксального) – высокочастотные бета-волны, а также тета-ритмы.
Опишитке методику исследования зрительной памяти.
Зрительная память — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить образ воспринятого ранее предмета или явления. Существует огромное количество методик исследования зрительной памяти.
· запоминание сюжетов и наборов букв
· тест зрительной ретенции Бентона с запоминанием рисунков различных форм
· методика опосредованного запоминания
· для установления точного объема кратковременной зрительной памяти используют методику, рассчитанную на запоминание и воспроизведение ломаных линий.
· запоминание чисел, слов, картинок и тд.