Два подхода к определению сущности государства

В понятие "государство" на протяжении истории развития человечес­кого общества вкладывалось различное значение, по-разному понималась его сущность, то есть внутреннее содержание. Можно выделить два под­хода в понимании государства.

Первый подход связан с именем древнегреческого философа Аристо­теля, который под государством подразумевал политическое сообществоили ассоциацию граждан, возникшую для того, чтобы служить "общему благу". "Цель человеческого общежития, - замечал Аристотель, - состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастли­во". Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.

В дальнейшем понимание государства как единого политического со­общества активно развивается в европейской мысли. Так римский оратор и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) рассматривал государство как соединение в единое целое - гражданскую общину - всех составляющих ее граждан. Данная традиция тянется через средневековье до немецкого философа Иммануила Канта, который полагал, что "госу­дарство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой"; "объединение людей под эгидой правовых законов". При таком подходе государство признавалось тождественным обществу, в него не включались те властные институты и должностные лица, которые суще­ствовали вне этого сообщества.

Основоположником второго подхода в понимании сущности государ­ства был французский юрист Жан Боден (1529 - 1596). Он трактовал го­сударство как особую организацию верховной политическойвласти, обла­дающую суверенитетом(полной независимостью). Суверенитет государст­ва, считал Ж. Боден, выражается в его исключительной возможности тво­рить (создавать) право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Бо­ден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствовать­ся вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройст­ва". Государство, по мнению французского юриста, выступает механизмом реализации интересов политического сообщества с помощью специальных органов - армии, суда, полиции, правительства. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверени­тета. Как можно заметить, в концепции Ж. Бодена органы государствен­ной власти, выполняющие функции управления и принуждения, выде­ляются из общества и противопоставляются ему, ставятся над ним.

Таким образом, с точки зрения первого подхода сущность государства понимается широко, она трактуется как объединение людей, которые под­чиняются праву и интересы которых выражают властные органы. С позиции второго подхода государство понимается в узком смысле - только как систе­ма институтов публичной (то есть выступающей от имени общества, всего народа) власти, как аппарат управления, обособленный от общества, но* выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Современные авторы, как правило, объединяют оба подхода, вследствие чего государство определяется ими как особая форма организации в обществе политической власти, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специальных органов.

Признаки государства

Возникновение государства как особой организации политической власти отразило процессы усложнения общественной жизни, дифферен­циации (разделения, разъединения, расхождения) экономических, соци­альных, культурных интересов и потребностей индивидов и групп, со­ставляющих общество. Образование государства обусловлено необходи­мостью реализации общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: это прежде всего потребности в со­блюдения прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т. д. Преимущество государства в реализации общих це­лей и интересов связано с тем, что оно отличается высокой специализа­цией и разделением труда между правящими. Так, законодатели выраба­тывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общес­тва, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфлик­та. И наконец, в распоряжении государства имеется полная и организо­ванная система санкций (мер воздействия), позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков,которые отличают. его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т. д.), оказывающих сущес­твенное влияние на общество.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная органи­зация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной тер­ритории.Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию по­литической власти, обладающую специальным механизмом, то есть сис­темой органов и учреждений, наделенных компетенцией и осуществ­ляющих непосредственное управление обществом. Компетенция органа государственной власти - это круг вопросов, находящихся в его ведении, основные направления деятельности (функции) и конкретные полномо­чия (права и обязанности) в различных сферах общества. Механизм госу­дарства составляют институты законодательной (парламент, органы ме­стного самоуправления и т. д.), исполнительной (президент, правительст­во, министерства, губернаторы, мэры и т. д.) и судебной (Конституцион­ный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды первой ин­станции в городах, районах и т. д.) ветвей власти.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, государ­ство обладает таким свойством, как принудительность, реализуемым с помощью органов насилия и принуждения - армии, службы охраны по­рядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе четких правил - норм права. Только государство обладает правом на регу­лирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобяза­тельный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, прокуратуры, по-|иции, службы безопасности и т. д.).

В-четвертых, государство представляет собой суверенную, то есть полностью независимую, организацию власти. Суверенитет государст­венной власти - это ее верховенство и независимость от любых других властей внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобяза­тельности ее решений для населения; б) возможности отмены постанов­лений и решений негосударственных политических организаций; в) обла­дании рядом исключительных прав (например, правом издания' законов, имеющих для населения обязательный характер); г) наличии специаль­ных средств, воздействия на население, отсутствующих у других органи­заций (аппарат принуждения и насилия).

В-пятых, государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его эко­номическую самостоятельность. На эти средства содержится государст­венный аппарат, из них выплачивается заработная плата работника бюджетных сфер (учителям, медикам и др.), осуществляются социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, инвалидам и т. д.

Кроме основных признаков каждое государство имеет и внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг. Идея государственного флага сравнительно нова, хотя вообще флаги как такс вые существовали давно и использовались, как правило, для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений.

На протяжении истории человечества отмеченные основные признак» государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей.

Функции государства

Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется функциями (рис. 8), которые выполняет в конкретном обществе государство и отличают его от других политических институтов. Число и объем этих функций обусловлены состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципа­ми их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает до мини­мума количество функций, закрепленных за государством, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и безопасности личности, охрана окружающей среды и т. д. Общества, в которых нет самостоятель­ной личности, зрелых демократических традиций, напротив, характеризу­ются стремлением государства контролировать все стороны жизнедеятель­ности человека. В таких государствах отсутствуют: принцип разделения властей, система сдерживания и противовесов трех ветвей власти; специализа­ция политических ролей и функций; верховенство права и т. д.

Понятие "функция" происходит от лат. functio - исполнение, осущест­вление и означает важнейшие направления воздействия государства на общество. Традиционно функции государства подразделяют на внутрен­ние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.

К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, орга­низаторская, правовая, культурно-воспитательная, политическая, образо­вательная и т. д.

Экономическая функция государства выражается в организации, коор­динации, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или применения санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных га­рантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает: обеспечение правопорядка; установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан; охрану общественного строя от разрушительных действий экстре­мистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохра­нительными органами государства (судом, прокуратурой и т. д.).

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.

Одной из главных является политическая функция, которая предпола­гает обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработку политического курса, который может отвечать потребностям и чаяниям широких слоев населения, а может служить поддержанию политического господства класса-собственников.

Среди внешних функцийможно выделить функцию осуществления взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, техноло­гической, культурной, торговой сферах с другими странами, а также функцию обороны страны.

Социологический факт

В законах древневавилонского царя Хаммурапи (ум. в 1750 г. до н. э.) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми". Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Так, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

В Афинском государстве в период его расцвета (V в. до н. э.) государст­венный аппарат состоял из 20 тыс. чел., в том числе: 6 тыс. судей, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 членов совета и т. д. И это притом что полно­правных граждан было около 35 тыс. чел.

В Древней Спарте государство сформировалось несколько иначе, чем в Афинах. Там институт частной собственности не играл такой важной роли. Спартанское государство возникло путем захвата спартанской общиной (до­рийцами) соседних территорий, население которых было превращено в об­щественных рабов (илотов). Число спартиатов, то есть полноправных граждан, было в 10 раз меньше, чем население покоренных народов. Для их усмирения было создано сильное государство. Его существенной особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собствен­ности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным граж­данам, то есть они не могли ее продать, подарить, завещать. Иначе говоря, государство в Древней Спарте было следствием конфликта полноправных граждан (спартиатов) и покоренных народов (неполноправных).

Западный путь формирования государства берет свое начало в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древней Греции потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества -между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и необходи­мостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных терри­торий ("неграждан"). Так, во II в. до н. э. из 70 млн. населения Римской им­перии полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн., что составляло менее 3% населения.

В Европе в период средневековья государственная власть первоначально концентрировалась в руках единоличного правителя - монарха, деспота, им­ператора, царя, являвшегося одновременно собственником всей земли, вер­ховным жрецом и судьей. Монарх защищал интересы имущих классов: дво­рянства, баронов, духовенства, родовой знати и опирался на их поддержку. В свою очередь бароны, дворяне, знать служили монарху и за это получали различные пожалования - землю, привилегии, титулы.

Со временем бароны и духовенство становятся крупными земельными собственниками, не уступая по богатству самому монарху. Они требуют учас­тия в осуществлении государственной власти. Единоличная власть монарха начинает "дробиться" на части. В Англии в XIII в. возникает первый представи­тельный орган - парламент, первоначально представлявший интересы не все­го общества, а лишь первых двух сословий: духовенства и дворян. Этот орган назывался сословно-представительным, он обладал первоначально совеща­тельными функциями и созывался монархом преимущественно для утвер­ждения новых налогов.

Лишь буржуазные революции XVII - XVIII вв. в Европе и Северной Амери­ке ограничивают всевластие государства и утверждают принципы народовлас­тия и приоритета прав человека над правами государства и общества. От­стаивая идею о том, что "люди рождаются и остаются свободными и равны­ми в правах", буржуазные революции не только провозгласили принцип формального равенства людей независимо от их имущественного и социаль­ного положения, но и выработали конкретные способы ограничения абсолют­ной власти государства в лице монарха.

Первоначально общество перешло от абсолютной монархии к ограничен­ной, то есть ограниченной представительным органом на основе избиратель­ного права и конституцией (основным законом), а затем и к республике, ког­да все органы высшей власти избираются населением на определенный срок и каждый выполняет строго определенные законом функции. Кроме того, в той же Англии уже в Нортхэмптонском статуте (законе) 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосу­дия. Следовательно, постепенно с развитием экономики, появлением индиви­дуальной частной собственности и самостоятельной личности - гражданина возникает система государственной власти, где реальным было уважение к СУДУ и действовал механизм сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Сама власть была "связана" нормами права и действовала строго в границах этих норм.

Наши рекомендации