Социальное взаимодействие: понятие и типы
Повседневная жизнь человека состоит из множества элементарных актов социального взаимодействия. Человек сталкивается с различными индивидами, переходя от простых форм отношений с ними к сложным, переводя кратковременные связи в устойчивые. Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором индивиды действуют и реагируют на действия других. В социологии социальное взаимодействие обозначается термином "интеракция".
Началом взаимодействия является контакт - особый тип мимолетный кратковременных связей, в процессе которых индивид определяет: с кем он будет дальше взаимодействовать и как будет строить свое поведение Сталкиваясь ежедневно с множеством людей на работе, в метро, на мы проходим мимо них, но постоянно помним об их существовании, выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей Например, переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть двигающиеся автомобили (и управляющих ими водителей) и опреда лить их местоположение. Пространственный контакт является первоначальным и необходимым звеном формирования социальных связей.
Вступая в пространственный контакт, индивид выделяет из других индивидов и групп тех, с которыми он связывает положительные или отрицательные эмоции, наделяет их определенными чертами и свойств! ми. Так возникает контакт заинтересованности. Он связан с актуализацией мотива, то есть формированием побуждения к деятельности. Мотив, соответствующий данной потребности, приобретает форму интереса то есть осознанной потребности, обеспечивающей понимание целей направленность деятельности личности. Однако здесь действий еще нет складывается лишь мотивация поведения.
Продолжая углублять социальные связи, индивиды начинают вступают в кратковременные соприкосновения, в ходе которых обмениваются ценностями, информацией, образцами поведения и т. д. Подобные взаимосвязи называют контактами обмена, смысл которых состоит в том, что индивид не стремится изменить поведение другого индивида, а концентрирует внимание на предмете обмена.
Например, примером контакта обмена может быть обмен peпликами при поиске учреждения, которое интересует одного из индивидов. В данном случае вас не интересует прохожий, у которого вы спрашиваете, а интересует расположение предмета поиска.
Повторяющиеся контакты обмена могут привести к более сложным взаимосвязям, в которых действие одного человека соотносится с действиями других людей. Это называется социальным действием. Все социальные взаимодействия состоят из отдельных социальных действий. Они отличаются двумя особенностями:
- социальное действие должно быть осознанным, рациональным;
- оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение группы людей (а не вещей).
Так, рыбная ловля, столкновение двух прохожих будут социальным действием, если они не соотносятся с поведением других людей, не окажут влияния на поведение участников.
Социальное действие включает в себя: субъект действия; потребности в активизации поведения; цель и метод действия; субъект, на который направлено действие; результат действия. Однако в повседневной жизни социальное действие как попытка одного индивида изменить поведение другого не является односторонним, изолированным актом. Тот, на кого взаимодействуют, обязательно реагирует: соглашается, возражает, но тоже совершает социальное действие. Таким образом, происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.
В социологии социальное взаимодействие рассматривается на двух уровнях: макроуровне и микроуровне. На макроуровне - процесс взаимодействия таких институтов, как правительство, церковь, семья и т. д.; на микроуровне - взаимодействие людей.
Теории межличностного взаимодействия
Чем обусловлен характер взаимодействия двух индивидов: стремлением прийти к согласию, желанием угодить дуг другу или наоборот? Как можно объяснить некоторые типы поведения, почему люди ведут себя именно так, а не иначе?
В социологической науке существует несколько подходов, по-разному объясняющих природу взаимодействия.
Теория обмена
Автор теории обмена Дж. Хоманс считает, что поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он сформулировал 4 правила обмена.
Правило первое: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, она снижается в случае неудачи.
Правило второе: если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль -от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, -прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
Правило третье: если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но ради 300% он готов совершить неблаговидные поступки.
Правило четвертое: когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.
Хоманс верно подметил, что в основе любого социального взаимодействия лежит обмен ресурсами, которыми обладают участники взаимодействия. Однако замечено, что поведение людей значительно сложнее, чем жвивалентный обмен.