Эмпирическая социология: школы и направления
Эмпирическая социология представлена различными школами и направлениями. Наибольшего развития она достигает в США, где в социологии преобладала прагматическая ориентация. Данное направление было представлено группой ученых-социологов, собравшихся на факультете социологии Чикагского университета. Целью исследований Чикагской школыэмпирической социологии являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения они одними из первых стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Естественно, что возникала потребность интерпретировать собранный фактический материал.
Предшественником символического интеракционализмакак направления в Чикагской школе эмпирической социологии был Уильям Томас (1863 - 1947). Он вошел в историю социальной мысли прежде всего своей концепцией "определенная ситуация". смысл которой выразил Роберт Мертон афоризмом: "Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям". Томас иллюстрирует свою теорему с помощью конкретного примера.
Человек, страдающий паранойей и попавший по этой причине в одну из больниц г. Нью-Йорка, убил несколько человек за то, что они имели привычку бормотать что-то про себя. Гуляя по улице и наблюдая за этими людьми, он предполагал, что они его всячески оскорбляют. Параноик вел себя так, будто это было в действительности, то есть он определял ситуацию как реальную ситуацию оскорбительного по отноше- нию к нему поведения. Она и оказалась реальной по своим последствиям. По Томасу, социолог должен рассматривать социальные явления в единстве объективного и субъективного начал. С одной стороны, необходимо описывать социальные факты с помощью объективных научных понятий, а с другой - так, как их видят индивиды, действующие на основе "субъективного смысла", который они привносят в ситуацию.
Данную методологию У Томас и Ф. Знанецкий (1882 - 1958) реализовали в совместной работе "Польский крестьянин в Европе и Америке". В качестве эмпирического материала, позволяющего понять механизм адаптации иммигрантов к новым условиям, они использовали документы личного характера: письма, дневники, биографии. Через них они выявили отношение индивидов к тому или иному типу социальной организации, зависимость их активности в жизни семьи и общины от их индивидуальности, причины профессионального выбора и "анормального" поведения, взаимоотношения между полами и отношение к борьбе рас и культур, представления о социальном счастье как чувстве удовлетворенности жизнью в США, Наиболее существенным результатом их работы стало выявление зависимости мотивации деятельности иммигрантов от их принадлежности копределенной социальной, культурной и религиозной общности и организации.
В ЗО-е гг. XX в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. В своей работе "Сознание, индивид и общество" (1934) ведущий социолог Чикагского университета Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интепакции (взаимодействия). По его мнению, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида. Анализ взаимодействия Мид начинает с понятия жеста. Под жестом он понимает индивидуальное действие, являющееся исходным пунктом взаимодействия. Жест выступает стимулом, на который реагируют другие субъекты взаимоотношений, он несет в себе идею, выступает символом. В сознании участников взаимодействия жест вызывает одни и те же реакции, связанные с пониманием его значения.
В ходе наблюдений Мид заметил, что с раннего детства для осуществления своего взаимодействия с другими людьми человек отбирает те жесты, которые вызывают положительную реакцию у тех взаимодействуюих с ним лиц, от которых во многом зависит его жизнь. Воспринимающий и интерпретирующий жесты индивид способен "принимать роль другого", повышая вероятность своего сотрудничества с другими индивидами. У человека развивается способность принимать роли все возрастающего числа других с расширением на протяжении жизненного пути круга взаимодействия с другими, вплоть до ее превращения в способность принимать роль "обобщенного другого", то есть способность учитывать в своих действиях общественные интересы.
Важным направлением в эмпирическойсоциологии является психологическое, котороеобъясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Основоположником психологического направления всоциологии был Габриэль Тард (1843 - 1904). Он полагал, чтосоциология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.
В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Одно( из них является теория инстинктов, которую развил Мак-Дугалл (1871 , 1938). Он объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как "наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание неизвестного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональнс воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует". МакДугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения} подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.
Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Она оказала сильное влияние на американскую социологию. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечел ния, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо)\ Половое влечение, которое является основой человеческой психики и поведения, должно быть удовлетворено и, если этого не случается, вызывает ряд разнообразнейших явлений, принимая разные формы, посредством которых расходует свою энергию и тем самым косвенным образом удовлетворяется. Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т. д. (этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния {неврозы).
Столь сильное половое влечение определяет и социальное поведение человека. Фрейд полагал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей. Поэтому отношения в семье и в обществе, отношение к вождям им объяснялись как проявления полового влечения.
Фундаментальная социология
Ее развитие обусловлено осознанием необходимости разработки макротеорий, способных обобщать эмпирические данные, полученные в различных странах и относящиеся к разным сторонам социальной структуры.