Эмпирическая социология: школы и направления

Эмпирическая социология представлена различными школами и на­правлениями. Наибольшего развития она достигает в США, где в социо­логии преобладала прагматическая ориентация. Данное направление бы­ло представлено группой ученых-социологов, собравшихся на факультете социологии Чикагского университета. Целью исследований Чикагской школыэмпирической социологии являлась выработка практических ре­комендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, иссле­дуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения они одними из первых стали использовать полевые иссле­дования, опрос, интервью. Естественно, что возникала потребность интер­претировать собранный фактический материал.

Предшественником символического интеракционализмакак направле­ния в Чикагской школе эмпирической социологии был Уильям Томас (1863 - 1947). Он вошел в историю социальной мысли прежде всего сво­ей концепцией "определенная ситуация". смысл которой выразил Роберт Мертон афоризмом: "Если ситуация определяется как реальная, она ре­альна по своим последствиям". Томас иллюстрирует свою теорему с по­мощью конкретного примера.

Человек, страдающий паранойей и попавший по этой причине в одну из больниц г. Нью-Йорка, убил несколько человек за то, что они имели привычку бормотать что-то про себя. Гу­ляя по улице и наблюдая за этими людьми, он предполагал, что они его всячески оскорбляют. Параноик вел себя так, будто это было в действительности, то есть он определял ситуацию как реальную ситуацию оскорбительного по отноше- нию к нему поведения. Она и оказалась реальной по своим последствиям. По Томасу, социолог должен рассматривать социальные явления в единстве объективного и субъективного начал. С одной стороны, необходимо описывать социаль­ные факты с помощью объективных научных понятий, а с дру­гой - так, как их видят индивиды, действующие на основе "субъективного смысла", который они привносят в ситуацию.

Данную методологию У Томас и Ф. Знанецкий (1882 - 1958) реализо­вали в совместной работе "Польский крестьянин в Европе и Америке". В качестве эмпирического материала, позволяющего понять механизм адаптации иммигрантов к новым условиям, они использовали документы личного характера: письма, дневники, биографии. Через них они выяви­ли отношение индивидов к тому или иному типу социальной организации, зависимость их активности в жизни семьи и общины от их индиви­дуальности, причины профессионального выбора и "анормального" пове­дения, взаимоотношения между полами и отношение к борьбе рас и культур, представления о социальном счастье как чувстве удовлетворен­ности жизнью в США, Наиболее существенным результатом их работы стало выявление зависимости мотивации деятельности иммигрантов от их принадлежности копределенной социальной, культурной и религиозной общности и организации.

В ЗО-е гг. XX в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве тако­вого поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реак­ция на поведение других людей. В своей работе "Сознание, индивид и общество" (1934) ведущий социолог Чикагского университета Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интепакции (взаимодействия). По его мнению, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида. Анализ взаимодействия Мид начинает с понятия жеста. Под жестом он понимает индивидуальное действие, являющееся исходным пунктом взаимодействия. Жест выступает стимулом, на который реаги­руют другие субъекты взаимоотношений, он несет в себе идею, выступает символом. В сознании участников взаимодействия жест вызывает одни и те же реакции, связанные с пониманием его значения.

В ходе наблюдений Мид заметил, что с раннего детства для осуществ­ления своего взаимодействия с другими людьми человек отбирает те жесты, которые вызывают положительную реакцию у тех взаимодействуюих с ним лиц, от которых во многом зависит его жизнь. Восприни­мающий и интерпретирующий жесты индивид способен "принимать роль другого", повышая вероятность своего сотрудничества с другими индивидами. У человека развивается способность принимать роли все возрас­тающего числа других с расширением на протяжении жизненного пути круга взаимодействия с другими, вплоть до ее превращения в способность принимать роль "обобщенного другого", то есть способность учитывать в своих действиях общественные интересы.

Важным направлением в эмпирическойсоциологии является психоло­гическое, котороеобъясняет общественные явления психическими фак­торами, действием сознания. Основоположником психологического на­правления всоциологии был Габриэль Тард (1843 - 1904). Он полагал, чтосоциология, изучая общество, должна исходить из психических отноше­ний между индивидами. Основным процессом, составляющим их содер­жание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Одно( из них является теория инстинктов, которую развил Мак-Дугалл (1871 , 1938). Он объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как "наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание неизвестного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональнс воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует". МакДугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения} подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Она оказала сильное влияние на амери­канскую социологию. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечел ния, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо)\ Половое влечение, которое является основой человеческой психики и поведения, должно быть удовлетворено и, если этого не случается, вызы­вает ряд разнообразнейших явлений, принимая разные формы, посредст­вом которых расходует свою энергию и тем самым косвенным образом удовлетворяется. Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т. д. (этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния {неврозы).

Столь сильное половое влечение определяет и социальное поведение человека. Фрейд полагал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей. Поэтому от­ношения в семье и в обществе, отношение к вождям им объяснялись как проявления полового влечения.

Фундаментальная социология

Ее развитие обусловлено осознанием необходимости разработки макротеорий, способных обобщать эмпирические данные, полученные в раз­личных странах и относящиеся к разным сторонам социальной структуры.

Наши рекомендации