Макросоциологические парадигмы
В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. Социальные явления - структуры, институты (семья, религия, экономика и т. д.) - рассматриваются как объективные "вещи" (по Э. Дюркгейму), не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические парадигмы можно квалифицировать как объективистские. Первичной клеточкой общества при таком подходе выступают социальные институты, которые обусловливают по-ведсние индивидов, входящих в них с момента рождения.
По этой причине, например, верующий и атеист различным образом будут относиться к мошенничеству: первый будет считать его грехом, а второй, возможно, найдет ему мирское оправдание. Объективистские парадигмы стремятся выявлять законы строения, развития и функционирования общества, которые проявляются во взаимодействии его структур. В основе их взаимодействия может быть либо консенсус (согласие), либо конфликт интересов.
В связи с этим среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.
Родоначальником функционализма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал социологию как единственную науку. В соответствии с этой методологической установкой Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно человеческому телу. Каждый орган человеческого тела (мозг, сердце, руки, Желудок и т. д.) выполняет конкретную функцию в процессе поддержания жизни всего организма. Связанные между собой общей целью, различные органы человеческого тела образуют взаимосвязанную систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, Полностью выходит из строя. Социолог-функционалист рассматривает общество как организм, состоящий из взаимосвязанных частей: военной, Экономической, медицинской, религиозной и т.д., каждая из которых Выполняет свою функцию. И чем больше различий между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.
Существенным дополнением к первоначальной теории антропологического функционализма Г. Спенсера стала идея французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) о связи социальных структур с моральными ценностями. Если общество состоит из элементов (государства, религии, семьи, образования), каждый из которых влияет на существование всей системы, то понять место каждого из них можно, лишь анализируя его функции. Э. Дюркгейм не только ранжировал общество на структуры по их функциям, но и объяснил, что они взаимодействуют друг с другом на основе Преобладающих в обществе верований и системы ценностей.
Современный функционализм акцентирует внимание не только на ранжировании социальных структур по функциям, но и главным образом на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы, преодоления дисфункциональности в деятельности социальных институтов (то есть неэффективного выполнения ими своих функций). Так, автор современной версии функционализма Талкотт Парсонс (1902 - 1979) анализирует общество в контексте функциональных требований, которые обеспечивают стабильность и выживание социальной системы. По его мнению, общество - это хорошо интегрированная система, состоящая из экономической, социальной, политической, духовной подсистем, которые выполняют соответственно функции адаптации, интеграции, целедостижения, поддержания существующей модели. Устойчивость и интеграция общества как системы достигаются благодаря согласию большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.
Не менее важным положением современного функционализма является тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, который исключает революцию как способ преобразования.
В противоположность этому конфликтологическая парадигма иначе объясняет законы развития общества. Движущей силой социального Прогресса является конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер противоборства социальных общностей и групп по-разному объясняются в социологии, что привело к существованию различных версий конфликтологической парадигмы.
Основоположником теории социального конфликта был немецкий философ Карл Маркс (1818 - 1883). Он рассматривал общество как целостность, состоящую из групп людей - классов, интересы которых не совпадают. Деление людей на классы зависит от их различного положения по отношению к средствам производства. Интересы классов-собственников (например, буржуазии) являются противоположными интересам классов, не обладающих собственностью на средства производства (например, пролетариата). Непримиримость их интересов порождает классовый конфликт, который должен быть разрешен с помощью социальной революции. Эксплуатируемый класс восстает и преобразует общество.
Следует заметить, что в марксизме не только социальный конфликт объясняется влиянием материального производства, но и все сферы жизни общества обусловлены им (материальный базис общественно-исторической формации определяет ее надстройку - государство, политику, идеологию и т. д.).
Однако негативными последствиями социальной революции всегда являются состояние хаоса, разрушение привычных форм жизнедеятельности. По этой причине возникло иное объяснение природы конфликта, которое сформулировал современный немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929). Его социология конфликта основана на тезисе о том, что каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Существование конфликтующих групп он связывает не с их местом в экономической системе, а с наличием у одних возможности властвовать и господствовать над другими. Поэтому структурирование общественных групп у Р. Дарендорфа основано на отношениях господства и подчинения. Так, ученики подчиняются учителю, предприниматели господствуют над рабочими и т. д.
Осознание общности интересов объединяет людей в классы, интересы которых могут открыто выражать профсоюзы, политические партии и Г. Д. Благодаря институтам представительной демократии (свободным выборам, парламенту, партиям) удается включать подчиненные группы в процесс распределения материальных и иных ресурсов. К тому же систе-ма ценностей, по Р. Дарендорфу, предохраняет общество от распада, притом что каждый элемент общества вносит свой вклад в дезинтеграцию и изменения.