Понятие признания и его формы
Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект МП и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
Обязанности признания не существует. Это - право государства. Признание может быть не явно выраженным, а заключаться в действиях (предложении установить дипломатические отношения). Не принято брать признание назад (исключение: 1918 - Франция взяла назад свое признание Финляндии, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника Вильгельма II; когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично).
Формы признания: де-факто и де-юре (при признании государств и правительств). Различие - в объеме правовых последствий, при де-факто объем уже.
Признание де-факто - выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны (может повлечь консульские отношения).
Признание де-юре - полное, окончательное, как правило, влечет установление дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений означает признание де-юре.
Признание adhoc (в данной ситуации, по конкретному делу) - государства, правительства (или другие власти) не желают признавать друг друга, но вынужденно вступают в контакт друг с другом (Парижские соглашения 1973 года об окончании войны во Вьетнаме при участии США и трех вьетнамских сторон).
Теории и виды признания
Основные виды международно-правового признания следующие: признание государства, правительства, признание восставшей (воюющей) стороны, признание борющихся за независимость наций.
Различают две доктрины (или теории) признания:
Теория конститутивного признания - нет признания, нет субъекта международного права.
Теория декларативного признания - признания роли не играет, если государства себя провозгласила, то оно существует.
Признание правительств
Появление правительства как самостоятельного субъекта международно-правового признания было во многом обусловлено существованием давних монархических традиций в европейских странах. Как известно, признание нового монарха в Европе было практически обязательным. Однако и с появлением республиканской формы правления эта традиция не исчезла. Так, например, когда первая республика во главе с Кромвелем была создана в Англии, Испания стала первой страной, которая признала эту республику, отправив туда своего посла.
По общему правилу вопросы признания правительств — это сфера внутригосударственных дел, не касающаяся других стран или международного сообщества в целом. Однако и в рамках международного права может возникнуть вопрос о необходимости признания правительства, хотя для этого должны быть особые причины, наиболее часто это:
«неэффективность» нового правительства, пришедшего к власти в результате революционных изменений;
- существование двух конкурирующих друг с другом правительств.
Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. Однако необходимо четко представлять, что вопрос о признании нового правительства может возникать только тогда, когда оно приходит к власти «неконституционным» путем, т.е. в результате революции или переворота. Иными словами, предусмотренная для этого конституцией государства соответствующая процедура оказывается нарушенной.
Существовало время, когда основным подходом к решению вопроса о признании правительства, пришедшего к власти в результате революционных изменений, было его официальное признание только после проведения выборов {«доктрина Тоба-ра»). При этом признание подобных правительств (так называемых «революционных») со стороны других стран рассматривалось в качестве необходимого, обязательного шага. Непризнание же «революционного» правительства, по сути, лишало его возможности представлять соответствующее государство на международной арене, действовать от его имени.
Следует, однако, отметить, что вышеуказанный подход никогда не был общепризнанным. В противоположность ему в начале 30-х гг. прошлого столетия была выдвинута новая концепция, получившая название «доктрина Эстрада». Она основывалась на том, что смена правительства — это исключительно внутренний вопрос любого государства, не касающийся других стран и не дающий повода для вмешательства. По мнению представителей данного подхода, сама постановка вопроса о непризнании правительства того или иного государства, пусть даже и пришедшего к власти «неконституционным» путем, является вмешательством во внутренние дела этой страны. В 1980 г., спустя полвека после появления «доктрины Эстрада» официальные власти Великобритании приняли по существу аналогичное решение: «...мы больше не будем предоставлять признание правительствам. Британское правительство признает государства в соответствии с общепринятой международной доктриной»3. В настоящее время многие страны официально отказались от практики признания правительств. В их числе такие государства, как Франция, Австралия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.
Считается, что формальное признание нового правительства допустимо, если существует необходимость прояснить ситуацию, сложившуюся после каких-либо революционных изменений. При этом в качестве основного критерия используется так называемый принцип «эффективности». Под «эффективностью» правительства понимается действительное, фактическое обладание им государственной властью, осуществление «революционным» правительством эффективного управления и контроля на территории соответствующего государства. В этой связи абсолютно неправомерным было признание Германией и Италией в 1936 г. правительства Франко в качестве законного правительства Испании уже в самом начале гражданской войны.
Согласно установившейся практике, если существует два конкурирующих правительства ', одно из которых является «революционным», признание последнего в качестве законного правительства государства не будет считаться правомерным до тех пор, пока оно не установит свою власть в таком объеме, когда результат конфликта станет очевиден, а предыдущее правительство будет лишено возможности управлять территорией и издавать правовые акты, имеющие юридическую силу. Если же конфликт длится долго и его окончательный итог не ясен, «революционному» правительству может быть предоставлено лишь ограниченное признание (например, defacto или adhoc).
Как и признание государств, признание правительств в подавляющем большинстве случаев является молчаливым (подразумеваемым) и чаще всего представляет собой на практике продолжение установленных с прежним правительством дипломатических