Глава 4. происхождение государства и права
Вопрос о происхождении государства и права тесно связа] с вопросом о социальной природе и назначении этих явлений Поэтому он всегда привлекал внимание исследователей. Н этот счет существуют самые различные подходы, теории, объ ясняюшие происхождение государства и права и связанной ним характеристики этих явлений.
В 4.1, 4.2, 4.3 изложен материалистический подход к объ яснению происхождения государства и права, в 4.4 представ лены теории идеалистического или вульгарно -материалиста ческого толка.
Власть и социальные нормы в догосударственном обществе
Ранний период человечества характеризовался неразвито стью производства, полной зависимостью человека от приро ды- Это был период присвоения преимущественно готовы:
продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, ко реньев, орехов и т. д., примитивная охота, рыболовство. Про шли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затег каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и от шлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и же лезные орудия.
Примитивный способ производства, полная зависимост человека от природы вынуждали людей жить и добывать пицг сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствова ла коллективная форма собственности на земледельческие охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу I
т. д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности. Коллективному труду и форме собственности соответствовали и уравнительные отношения в сфере распределения материальных благ.
Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества. В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания. По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (каменным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствования охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т.д.) появляются более устойчивые объединения людей— родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация— первобытнообщинный строй.
Род — это группа лиц, которые находятся в действительном или предполагаемым родстве друг с другом. Это был личный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Первоначально роды были материнскими (матриархат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяйственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыжным земледелием, гончарным производством, ведением домашнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было определить только по женской линии. Не случайно первыми появились нс боги, а богини.
Материнский род сменился отцовским (патриархат), родствоопределялось уже по мужскойлинии. Это было связано с повышением роли мужчины, который занималсяскотоводством и земледелием, сиспользованием животной тягловой силы,ремеслом.
Такому способу жизнии производства соответствовали определенная организация первобытнойвласти и социальные нормы. Эту властьможно охарактеризоватькак первобытную демократию (народовластие).
Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не за-
нимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, управление. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин- Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время, Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, и они могли высказать свое мнение.
Власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воинскую доблесть. Короче говоря, власть опиралась на силу авторитета его носителя, а не на авторитет силы.
Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.
В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией.
Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер. Нарушение табу повергало первобытного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к болезням.
В заключение отметим, что правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как ре-
лигиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало. как не знало и различия между правами и обязанностями.