КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
Систематизированный комплекс представлений о государственности определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его государства, направлений их дальнейшего развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами.
Концепция государственности, объективирована в системе действующих институтов государства, закреплена в нормативно-правовых и политических документах.
Государственность – неотъемлемый компонент национально-государственной идеологии, особый признак состояния развития определённого общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин (утрата независимости, объединение с другим государством).
Ключевые признаки государственности:
1.наличие государственного языка, гос. символики (флаг, герб, гимн)
2.наличие публичной власти и гос. аппарата
3.наличие системы налогов, правовых институтов и монополии государства на нормотворчество
4.легитимность законов (признание народом)
5.наличие территории и гос. границ.
12.Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА.
В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть. Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления. Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует администрацию Президента Республики Беларусь; органы государственного управления; консультативные и иные органы при Президенте.