Высшие органы власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) по Конституции 1918 г.

Высший орган государственной власти

Рабочий законодательный орган

Высший орган исполнительной власти

Высший орган защиты революции

Задание №17

Заполните таблицу.

Условия Брестского мирного договора

Территориальные потери России Материальные потери России  

Задание №18

Выберите правильный ответ.

1. Обстоятельства, вызвавшие поворот к чрезвычайной политике в деревни весной 1918 г.:

А) нежелание крестьян признавать советскую власть;

Б) стремление большевиков строго следовать экономической теории марксизма;

В) отторжение от советской территории основных хлебопроизводящих районов страны

2. Суть чрезвычайной политики в деревни:

А) принудительное изъятие всех хлебных излишков у крестьян;

Б) конфискация и национализация помещичьих земель;

В) ускоренное создание коллективных крестьянских хозяйств

Задание №19

Укажите события, соответствующие каждой приведённой ниже дате.

25 октября 1917 г.___________________________________________________

29 октября 1917 г.__________________________________________________

28 ноября 1917 г.____________________________________________________

5 января 1918 г.____________________________________________________

23 января 1918 г.___________________________________________________

3 марта 1918 г._____________________________________________________

Задание №20

Напишите полное название.

ВРК_______________________________________________________________

СНК______________________________________________________________

ВЦИК_____________________________________________________________

ВЧК______________________________________________________________

РСФСР____________________________________________________________

РКП(б)____________________________________________________________

Практические занятия № 9

По теме «Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные событиям и исторические личности

уметь: • оценивать итоги и последствия модернизации в СССР

Задание №1

Соотнесите событие и дату.

1. Начало формирования Белого движения:

А. октябрь 1917 г.;

Б. ноябрь 1917 г.;

В. май 1918 г.

2. Дата публикации Декрета о формировании Красной Армии:

А. январь 1918 г.;

Б. март 1918 г.;

В. май 1918 г.

3.Событие, произошедшее в мае 1918 г.:

А. мятеж левых эсеров в Москве;

Б. мятеж чехословацкого корпуса;

Мятеж юнкеров в Москве

Задание №2

Существует точка зрения, что выделяется два крупных этапа гражданской войны в России:

I этап – с 25 октября 1917 г. по май 1918 г.

II этап – слета 1918 г. до конца 1920 г.

Ответьте на вопросы.

1. Какие события определили границы первого этапа гражданской войны?

2. Какими признаками характеризуется первый этап?

3. Какие события определили границы второго этапа гражданской войны?

4. Какие признаки были для него характерны?

5. Каковы принципиальные отличия первого и второго этапа гражданской войны?

Задание №3

Заполните таблицу.

Военная интервенция в Советской России.

Временной период Районы, подвергшиеся интервенции Войска каких стран
         

Задание №4

Во время гражданской войны на стороне Красной Армии сражалось до 30% бывшего офицерского корпуса России. В то же время Троцкий требовал ставить «на командные должности только тех бывших офицеров, семьи которых находятся в пределах Советской России, и объявлял им под личную расписку, что они сами несут ответственность за судьбу своей семьи».

Ответьте на вопросы.

1. О чём свидетельствует данное распоряжение Троцкого?

2. Какие ещё меры контроля за бывшими офицерами были введены в Красной Армии?

3. Какие причины заставляли царских офицеров служить в Красной Армии?

4. Назовите фамилии бывших царских офицеров, занявших в Красной Армии крупные командные должности.

Задание №5

Найдите допущенные в тексте ошибки и напишите соответствующие исторической действительности утверждения.

1. 16 июля 1918 г., несмотря на решительный протест В.И.Ленина, революционный трибунал приговорил Николая II к расстрелу.

2. Приговор был приведён в исполнение в городе Тобольске, где с августа 1917года Николай II и его семья находились в ссылке.

3. Вместе с Николаем были расстреляны его жена, дети и брат царя Михаил.

4. Известие о расстреле бывшего императора и его семьи вызвало волну крестьянских восстаний в России.

Задание №6

Напишите полное название.

РККА______________________________________________________________

РВС_______________________________________________________________

Комбед____________________________________________________________

Наркомвоенмор_____________________________________________________

Задание №7

Обозначьте буквами, о ком идёт речь в тексте:

1) Л.Д.Троцкий

2) М.И.Калинин

3) Л.Б.Каменев

4) И.В.Сталин

5) Г.Е. Зиновьев

А. Родился в 1878(9) г. в городе Гори Тифлисской губернии в семье сапожника. В 1894 г., окончил Горийское духовное училище, поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но не окончил её. Войдя в 1898 г. в первую грузинскую социал-демократическую организацию, занялся самообразованием. С 1902 по 1913 г. был 8 раз арестован, 7 раз – сослан, несколько раз бежал из ссылки. С 1903 г. стал большевиком. В 1907-1908 гг. работал в Бакинском комитете РСДРП. Участвовал в создании газеты «Правда». В 1913 г. написал статью «Марксизм и национальный вопрос», принёсшую ему авторитет знатока национального вопроса. В 1913 г. был арестован и сослан в Туруханский край. После февраля 1917 г. вернулся в Петроград. Принимал активное участие в подготовке и проведении октябрьского вооружённого восстания, а после его победы был избран членом ВЦИК и вошёл в первое советское правительство, получив должность наркома по делам национальностей. В годы гражданской войны находился на военно-политической работе. Первые шаги на военном поприще оказались неудачными, однако жесткость решений, огромная работоспособность и умелое сочетание военной и политической деятельности позволили ему приобрести немало сторонников. В 1922 г. был избран генеральным секретарём ЦК ВКП(б). Укрепив своё положение, расправился с внутрипартийной оппозицией и начал массовые репрессии против граждан своей страны.

Б. Родился в семье зажиточного землевладельца-арендатора. С 7 лет посещал еврейскую религиозную школу – хедер, которую не окончил. В 1888 г. был отправлен в Одессу, где начал учёбу в реальном училище и стал «первым учеником». Сблизился с членами социал-демократического «Южнорусского рабочего союза». В 1898 г. был арестован и более двух лет пробыл в тюрьме. По влиянием находившихся в ней рабочих стал марксистом. В 1902 г. бежал за границу с поддельным паспортом. В Лондоне познакомился с Лениным, оценившим его как «очень энергичного и способного товарища». В 1917 г. был избран председателем Петроградского Совета. В первом составе Совнаркома стал комиссаром иностранных дел. Руководил советской делегацией на переговорах в Брест-Литовске и выдвинул формулу «войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Являлся одним из организаторов Красной Армии. В «Письме к съезду» Ленин назвал его «самым способным человеком в настоящем ЦК». В 1927 г. был исключён из партии, сослан в Алма-Ату, а в 1929 г . - выслан из СССР, в 1932 г. – лишён советского гражданства. В мае 1940 г. был убит агентом НКВД.

В. Родился в крестьянской семье, закончил начальное земское училище. В 1889 г. был увезён в Петербург в качестве лакея помещицы. Затем работал на Путиловском заводе токарем, вечером посещая заводскую школу. Принимал участие в работе нелегальных кружков и в 1899 г. был арестован за принадлежность к «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». В дальнейшем был агентом «Искры», принимал участие в создании газеты «Правда». В октябре 1917 г. возглавил Петроградскую городскую думу. В 1919 г. после смерти Свердлова был избран председателем ВЦИК, с 1922 г. – ЦИК СССР, с 1938 г. – Президиума Верховного Совета СССР. Его называли «всесоюзным старостой». В 1934 г. подписал решение о создании особых совещаний, без суда выносивших приговоры «врагам народа».

Г. Родился в семье машиниста, ставшего инженером. Учился в Виленской, а затем Тифлисской гимназии, в последних классах которой посещал марксистские кружки и читал нелегальную литературу. В 1901 г. поступил на юридический факультет Московского университета. За участие в студенческой демонстрации в 1902 г. был арестован и исключён из университета. Осенью 1902 г. уехал в Париж, познакомился с Лениным. Вернувшись в Россию, принял активное участие в конгрессах II Интернационала. В октябре 1917 г. назвал требования Ленина свергнуть Временное правительство авантюрными. Ленин расценил этот шаг как предательство, однако революционный переворот примерил их. На II Всероссийском съезде Советов был избран председателем ВЦИК, но вскоре отстранён о должности за компромисс в переговорах с меньшевистским профсоюзом железнодорожников. В 1918 г. был избран членом Президиума ВЦИК и председателе Моссовета. В 1922 г. стал заместителем председателя СНК и СТО. В 1934 г. был арестован по делу «Московского центра» и приговорён к пяти года тюрьмы, в 1936 г. – расстрелян.

Д.Родился в семье владельца молочной фермы, получил домашнее образование. С 15 лет зарабатывал на жизнь уроками, служил конторщиком. С конца 1890-х участвовал в подготовке первых экономических стачек рабочих на юге России. В 1902 г. эмигрировал. Работал в социал-демократических группах в Берлине, Париже, Берне, познакомился с Лениным, Плехановым. Учился на химическом и юридическом факультетах Бернского университета, но не окончил их. В 1917 г. вместе с Лениным вернулся в Россию. В октябре 1917 г. голосовал против вооружённого восстания. Заявил о своём несогласии с решением ЦК в газете «Новая жизнь». Ленин потребовал исключения его из партии, но это предложение не нашло поддержки. Поддержал Ленина по вопросу о немедленном заключении Брестского мира. В 1919-1926 гг. был председателем Исполком Коминтерна. В 1927 г. исключён из партии, в следующем году восстановлен, но его политическая карьера была окончена. В 1934 г. после убийства Кирова был арестован, осуждён на 10 леи, а в 1936 г., сознавшись в «предательстве против социализма, измене, вероломстве», был приговорён к расстрелу.

Задание №8

Отметьте основные последствия новой экономической политики.

1. Восстановление довоенного уровня производства в сельском хозяйстве.

2. Изменение социальной структуры общества: появление нэпманов.

3. Ликвидация дефицита промышленных товаров.

4. Денационализация крупной промышленности.

5. Массовый голод в середине 1920-х годов.

6. Расширение демократических прав и свобод всех слоёв населения.

7. Передача внешней торговли в частные руки.

8. Государственный контроль за развитием частного сектора.

9. Бурный рост тяжёлой промышленности.

10. Рост бюрократического аппарата.

Задание №9

Заполните таблицу.

Линии сравнения Политика военного коммунизма Новая экономическая политика
Основная экономическая задача        
Мероприятия в области сельского хозяйства      
Мероприятия в области промышленного производства      
Мероприятия в области товарно-денежных отношений      
Мероприятия в области трудовых отношения    

Задание №10

Выберите правильный ответ.

1.Причины значительных темпов экономического роста в период нэпа:

А) широкое привлечение иностранного капитала в страну;

Б) успехи частнокапиталистического сектора;

В) «восстановительный эффект», т.е. введении в эксплуатацию уже имевшихся производственных мощностей.

2. Социальная категория, к которой Н.И.Бухарин адресовал слова: «Обогащайтесь, развивайте своё хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут»:

А) крестьяне;

Б) кулаки;

В) нэпманы

3. государственный деятель Советской России, выдвинувший в 20-х гг. идею проведения индустриализации страны ха счёт эксплуатации «внутренней колонии» - крестьянства:

А) В.И.Ленин;

Б) И.В.Сталин;

В) Л.Д.Троцкий

Задание №11

Отметьте предпосылки образования СССР.

1. Традиционные экономические и культурные связи между народами, жившими в Российской империи.

2. Национальный сепаратизм советских республик.

3. Стремление иерархов Православной церкви объединить верующих.

4. Создание единого межреспубликанского военного командования.

5. Рекомендации Парижской конференции объединить республики.

6. Создание оборонительного союза советских республик против белогвардейцев и интервентов.

7. Необходимость тесного экономического сотрудничества в целях восстановления народного хозяйства.

8. Общность политического строя республик.

Задание №12

Заполните таблицу.

  « План автономизации» И.В.Сталина «План федерализации» В.И.Ленина
Права республик      
Компетенция центральных органов      

Задание №13

Соотнесите термины и определения.

1. Раскулачивание А. Политика, направленная на массовое создание коллективных хозяйств и ликвидацию единоличников в деревне.
2. «Великий перелом» Б.Процесс создания крупного машинного производства и переход на этой основе от аграрного общества к индустриальному.
3. Культурная революция В.Ликвидация зажиточных крестьянских хозяйств, выселение кулацких семей на окраины государства.
4. Индустриализация Г.Свёртывание НЭПа и установление административно-командной тоталитарной системы.
5. Коллективизация Д. Процесс ликвидации неграмотности, создание новой системы народного образования, воспитания социалистической интеллигенции.

Задание №14

Отметьте основные итоги индустриализации в СССР.

1. Создание мощного военно-промышленного комплекса;

2. Рост безработицы;

3. Интеграция страны в мировую экономику;

4. Развитее рыночных отношений;

5. Обретение экономической независимости;

6. Превращение СССР в свободную экономическую зону;

7. Превращение СССр в мощную индустриально-аграрную державу;

8. Строительство совместных предприятий с зарубежными партнёрами;

9. Свёртывание новой экономической политики;

10. Значительное повышение уровня жизни населения

Задание №15

Отметьте основные итоги коллективизации в СССР.

1. Создание колхозов и совхозов;

2. Интенсивное внедрение техники в личных хозяйствах колхозников;

3. Первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции;

4. ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;

5. Голод в деревни;

6. Отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда;

7. Опережающее развитие сельского хозяйства по сравнению с промышленностью;

8. Ликвидация зажиточных крестьянских хозяйств;

9. Сохранение крестьянской общины;

10. Развитие демократических принципов в управлении колхозами и совхозами, соблюдение гражданских прав и свобод жителей деревни

Задание №16

Заполните пропуски в тексте.

10 апреля 1922 г. советская делегация сделала на _____________________________________________ следующее заявление: «Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признаёт. Что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления». Так впервые Советская страна провозгласил принцип___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Который стал ведущим принципом советской внешней политики.

Задание №17

Приведите в соответствие таблицу.

Дата Событие
          Март 1919 г. 2 февраля 1920 г. Март 1921 г. Апрель-май 1922 г. 16 апреля 1922 г. 8 мая 1923 г. 2 февраля 1924 г. 27 мая 1924 г. А Б   В Г   Д   Е Ж   З   Подписание договора с Эстонией Генуэзская конференция   I конгресс Коминтерна Заключение торгового договора между РСФСР и Великобританией Установление дипломатических отношений между РСФСР и Великобританией Раппальский договор между РСФСР и Германией «Ультиматум Керзона»   Разрыв английским правительством дипломатических и торговых отношений с СССР

Задание №18

Заполните таблицу, указав характер взаимоотношений СССР с указанными странами (договоры, конфликты и т.д.)

Великобритания     …………………………………………………………………….
Франция      
Германия      
Испания      
Япония      
США      

Задание №19

Отметьте основные черты тоталитарного режима.

1. Политический плюрализм;

2. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

3. Однопартийная система;

4. Унификация общественной жизни;

5. Массовые репрессии;

6. Культ партийного вождя;

7. Господство одной идеологии;

8. Соблюдение гражданских прав и свобод в соответствии с конституцией;

9. Контроль партии за всеми сферами жизни граждан;

10. Использование труда заключённых

Задание №20

Отметьте фамилии партийно-государственных деятелей и военачальников, репрессированных в 1930-х годах.

1. Г.Е.Зиновьев;

2. М.И.Калинин;

3. С.М.Будённый;

4. М.Н.Тухачевский;

5. Л.Б.Каменев;

6. К.Е.Ворошилов;

7. А.И.Рыков;

8. Н.И.Бухарин;

9. В.К.Блюхер;

10. В.М.Молотов

Семинарское занятие №10

По теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен

знать: • основные события и исторические личности

уметь: • анализировать причины, ход, итоги и последствия войны

Вопросы для подготовки.

1. Международное положение СССР в предвоенные годы:

а) СССР в системе международных отношений накануне второй мировой войны;

б) начало второй мировой войны.

в) внешнеполитическая деятельность Советского правительства: достижения и просчеты;

г) мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

2. Великая Отечественная война советского народа 1941—1945 гг.:

а) нападение фашистской Германии на Советский Союз.

б) причины временных неудач и поражений Красной Армии в начальный период войны;

в) коренной перелом в ходе войны

г) разгром Германии, победоносное завершение войны и разгром милитаристской Японии;

3. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войны, источники победы СССР:

а) уроки войны, источники и цена победы советского народа;

б) решающий вклад СССР в разгром фашистской Германии;

в) всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной и второй мировой войне.

2. Методические рекомендации:

В середине 30-х годов советские лидеры, осознав опасность фашизма, пытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. Однако дипломатические шаги каждой из сторон не дали позитивных результатов.

Это явилось следствием, как противоречий советской внешней политики, так и недоверия к СССР со стороны стран Запада.

Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора. Вторая мировая война явилась результатом глобальной конфронтации середины ХХ века. Уже накануне войны были заложены основы двух блоков (коалиций): гитлеровской (Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния и др.) и антигитлеровской (Англия, Франция, США). Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось разгрому СССР.

При характеристике первого вопроса семинарского занятия следует раскрыть основные моменты международного положения накануне и в первые годы Второй мировой войны. Так же необходимо проанализировать мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Второй вопрос состоит из четырёх подвопросов, каждый из которых посвящён определённому периоду Великой отечественной войны 1941-1945 гг.. При ответе на подвопросы предполагается полная характеристика этих периодов, с учётом событий, сражений, лиц, участников боевых действий.

Третий вопрос предполагает раскрытие итогов Второй мировой войны и вклада в победу СССР.

Литература.

Основные источники:

1. История России (под ред. П.С. Самыгина). - М.,2009.

Дополнительные источники:

2. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

3. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

4.Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008

5.Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

10. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. – М., 2009.

11. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

12. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

13. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Контрольные вопросы по дисциплине «История»

1. Культура, быт, религиозные воззрения древних славян.

2. Раннефеодальная монархия – Киевская Русь.

3. Период раздробленности и иностранная агрессия в ХIII веке.

4. Объединение Руси в централизованное государство в ХIV веке.

5. Сословная монархия в России ХVI в.

6. Правление Ивана Грозного и Великое разорение.

7. Начало Смутного времени.

8. Окончание Смуты и избрание на царство М. Романова.

9. Россия и мир в период царствования Алексея Михайловича.

10. Экономические и культурные преобразования Петра I.

11. Россия на международной арене при Петре I.

12. Особенности развития России в эпоху «дворцовых переворотов».

13. Социально-экономические и внешнеполитические достижения при Екатерине II.

14. Изменения в культуре и быте, развитие науки в ХVIII в.

15. Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии.

16. Движение Декабристов.

17. Царствование Николая I и Крымская война.

18. Наука и культура I половины ХIХ в.

19. Великие реформы 60-70-х годов ХIХ в.

20. Экономическое развитие после реформы 1861 г.

21. Общественное движение в годы правления Александра II.

22. Период «Контрреформ» Александра III.

23. Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков.

24. Революция 1905-1907 годов.

25. Россия между двумя революциями.

26. Россия в Первой мировой войне.

27. Культура России в начале ХХ века.

28. Февральская революция 1917 г. и республика в России.

29. Октябрьская революция 1917 г. и ее последствия.

30. Ход и итоги Гражданской войны в России.

31. Образование СССР и системы тоталитаризма.

32. Внешняя политика СССР в первые годы существования.

33. Новая экономическая политика и ее последствия.

34. Индустриализация и коллективизация в СССР.

35. Начало Второй мировой войны, битва под Москвой.

36. Сталинградская битва – перелом в ходе войны.

37. Окончание Второй мировой войны.

38. СССР на международной арене во время Второй мировой войны.

39. Восстановление хозяйства в СССР после войны.

40. Хрущевские реформы 1953-1957 гг.

41. Культура в период «оттепели».

42. Эпоха развитого социализма 60-70-х годы ХХ века.

43. Период 80-х годов: нарастание кризисной ситуации в СССР.

44. СССР в мире.

45. М. Горбачев и начало «перестройки».

46. Итоги «перестройки».

47. Распад Советского Союза (осень 1990 – зима 1991).

48. Россия в 90-х годах: экономико-социальные преобразования.

49. Россия на международной арене в конце ХХ века.

50. «Военный коммунизм» и его кризис.

51. Советская дипломатия в предвоенный период 1934-1939 г.

52. Брежневская конституция 1977 г.

53. Конституция 1918 и 1924 годы.

54. Сталинская конституция 1936 г.

55. Диссидентское движение в СССР.

56. «Новое мышление» и поворот во внешней политике в годы перестройки.

57. Политика в области культуры и религии в 20-х годах ХХ века.

58. Культурная и социальная революция 30-х годов ХХ века.

59. «Оттепель» во внешней политике и Карибский кризис.

60. СССР в послевоенных международных отношений.

Литература.

Основные источники:

1. История России (под ред. П.С. Самыгина). - М.,2009.

Дополнительные источники:

2. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

3. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

4.Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008

5.Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

14. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. – М., 2009.

15. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

16. Медведев Р. Владимир Путин: третьего срока не будет? - М., 2007.

17. Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006

18. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.

19. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

20. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009

21. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.

22. Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Наши рекомендации