IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ИСТОЧНИКОВ, СтруктурЫ и объемА курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
Выбрав тему, необходимо уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. После этого необходимо составить рабочий план.
Рабочий план начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого дипломного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена лишь гипотеза, что позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования в основных чертах и в дальнейшем уточняется.
Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках. Это позволит путем механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему расположения рубрик.
Систематически включая в план все новые и новые данные, его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.
В рамках разработки рабочего плана курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы следует определить все относящиеся к теме источники, подлежащие изучению и использованию. Для этого следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме, так как основные вопросы проблемы почти всегда изложены в более ранних исследованиях, опубликованных в печати. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить план.
В подборе специальной литературы помогут систематические и предметные каталоги библиотек, библиографические указатели, обзоры публикаций источников и литературы в научных журналах, перечни статей в научных журналах за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала. В связи с тем, что науки об экономике и управлении постоянно развиваются и обогащаются новыми теоретическими положениями, выводами и концепциями, обусловленными глубоким реформированием социально-экономической системы страны, изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям. Квалифицированную консультацию об имеющейся литературе могут дать сотрудники научно-библиографических отделов, которые созданы во всех крупных библиотеках.
В ходе составления картотеки на каждую выявленную по теме книгу, журнальную или газетную статью заполняется отдельная карточка, в которую вносится фамилия и инициалы автора, полное название книги (статьи), место и год издания, для журнальных и газетных статей – название журнала, его год издания и страницы, для газет – год, месяц и дата выхода, а для электронных ресурсов – адрес доступа.
Заполненные карточки следует располагать по следующим разделам: нормативный материал, данные опубликованной и неопубликованной практики, монографии, журнальные и газетные статьи, учебники и учебные пособия, электронные ресурсы. Внутри разделов карточки разделяются по главам или основным вопросам курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и размещаются в порядке алфавита по авторам или названиям книг и статей. По сравнению с составленными на отдельных листах или в тетради списками источников и литературы пользование картотекой весьма удобно: она позволяет легко производить пополнение библиографии и делать различные перестановки. Разумеется, что по мере выявления новых источников, книг, статей заполняются соответствующие отдельные карточки.
После составления картотеки начинается сбор и ознакомление с материалами для курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. Залог его успешного осуществления – кропотливый и настойчивый труд. Порядок работы над выявленными источниками и литературой определяется их значением для раскрытия темы.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (материалы архивов, отчеты о научно-исследовательских работах, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.
Рассмотрение изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, целью выпуска которых является информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания, в отличие от обычных библиографических, содержат сведения о произведениях печати, идеях и фактах заключенных в них. Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного материала.
Основная масса таких изданий подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.
Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему вопросу. Библиографическое описание выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.
Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.
Реферативные издания включают в себя сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
К обзорным изданиям относятся обзоры по одной проблеме, направлению и сборники обзоров (для всероссийских органов информации). Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследований на современном уровне развития науки, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных ее вопросах, а затем уже вести поиск нового материала. Знакомство со специальной литературой лучше начинать с фундаментальных монографий, затем переходить к более мелким работам и статьям. Однако это не универсальный рецепт. Все зависит от характера темы и наличия по ней литературы. Во всех случаях студенту следует тщательно проработать учебники и учебные пособия.
При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам философского, экономического, политологического, юридического, социологического, исторического, психологического, культурологического характера. Исследованию подлежат не только отечественные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к исследуемой теме.
При подборе конкретного (цифрового) материала следует учитывать, что для обобщений, выводов и конкретных предложений необходимо иметь данные за ряд лет или периодов, которые раскрыли бы сущность социально-экономических процессов, их тенденции и закономерности. Все используемые при сравнении данные должны быть приведены к одинаковым измерениям, но могут использоваться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Необходимо стремиться к тому, чтобы используемые данные охватывали не только достаточный период времени, но и содержали новейшие показатели, были типичными и убедительными. После обработки цифровых данных, они для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики. Вид наглядной информации зависит как от имеющихся материалов, так и от содержания решаемой с их помощью задачи.
Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому ее следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить по следующим этапам:
- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части произведения;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей, дипломной работы.
Работа с источником, книгой или статьей предполагает обязательное их конспектирование.[1] Конспект рекомендуется писать от руки на одной стороне стандартного поля или в электронной форме. В самом начале конспекта указывается автор, название конспектируемого источника или книги, место, год и дата их издания. После каждой выписки, сделанной в форме свободного изложения мысли или научного положения, или в форме цитаты, необходимо указать в конспекте соответствующую страницу изучаемого издания. Накопленный в ходе изучения литературы материал подвергается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам и раскладывается по папкам согласно плана работы.
В процессе изучения источников и литературы у студента, естественно, возникают собственные мысли и соображения, которые следует немедленно фиксировать на полях конспекта. Для этого лист надо поделить на две одинаковые колонки. В левой части делать выписки из прочитанного, а в правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Эти записи впоследствии облегчат процесс написания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При работе с литературой используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работе.
Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а, разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумать в деталях.
Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они использую полностью, поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Написание курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.
Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов нужно подходить к ним критически. То, что считалось абсолютно верным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.
Навыки обращения с источниками и специальной литературой, полученные в процессе обучения в университете и закрепленные в период подготовки работы, составляют неотъемлемую часть профессиональной подготовки менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление».
По мере знакомства с первоисточниками и специальной литературой по определенной теме вырисовываются вопросы, составляющие ее содержание. На этой основе студенту следует самостоятельно составить первоначальный вариант плана и иметь его уже на библиографической стадии выполнения работы. В этом случае, делая выписки из прочитанного, он одновременно группирует собранный материал и моет вовремя заметить, чего ему недостает.
Окончательный план курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы составляется студентом после того, как все основные источники изучены и студент полностью «вошел в тему». При этом студент должен придерживаться определенной структуры вне зависимости от избранной темы.
В целом, курсовая или выпускная квалификационная (дипломная) работа должна содержать:
1. текстовый материал работы, набранный на компьютере и отпечатанный на принтере;
2. текстовый материал работы, набранный на компьютере и сохраненный на внешнем носителе (компакт-диск);
3. задание на курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу;
4. отзыв научного руководителя;
5. внешнюю рецензию (для выпускной квалификационной (дипломной) работы);
6. другие документы (справки о внедрении результатов, направления и т.п.), не носящие обязательного характера.
Структура изложения текстового материала курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы следующая:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части (как правило, 2-3 главы с внутренним подразделением каждой на 3-4 параграфа).
5. Заключение.
6. Библиография.
7. Приложение.
Составив в виде картотеки библиографию и план курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с подобранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обратить особое внимание исходя из специфики выбранной темы.
Объем текстового материала курсовой работы (без приложений) должен составлять 30-40 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки, Объем текстового материала выпускной квалификационной (дипломной) работы – 70-80 страниц текста, включая таблицы и рисунки.
Графический материал используется как в тексте в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и др., так и выносится на отдельные листы стандартного формата А4, которые включаются по усмотрению автора в виде приложений и располагаются после списка использованных источников информации (библиографии). Объем приложений не ограничивается. Графический материал используется на защите курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве иллюстративного материала.
V. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
В арсенале автора курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие из них:
- строго последовательный;
- целостный (с последующей обработкой каждой главы);
- выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи почти вдвое меньше времени, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.
Выборочное изложение материалов также часто применяется студентами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.
Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или чистовую.
В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы следующих основных разделов:
- Титульный лист.
- Оглавление (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц).
- Введение (вводная часть исследования).
- Глава 1. Теоретические (теоретико-методологические) основы изучаемой проблемы.
- Глава 2. Анализ системы управления исследуемым объектом и/или ее отдельных элементов и сторон (анализ изучаемой проблемы в организации (учреждении)).
- Глава 3. Разработка проектных предложений и рекомендаций по решению изучаемой проблемы в организации и обоснование их эффективности.
- Заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора).
- Библиография (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте).
- Приложение.
Начнем рассматривать по порядку содержание всех основных разделов курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.
Введение – вступительная часть курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, в которой необходимо:
- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;
- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);
- назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;
- определить информационную базу исследования;
- определить теоретические основы исследования;
- указать методологическую базу (избранный научный метод или методы) исследования;
- дать краткое описание структуры и содержания курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Не следует при этом проблему отождествлять с вопросом (т.е. с положением, которое также нужно разрешить). Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является. Практическое значение разработки темы курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы подчеркивается ее важностью в решении общих проблем организации и осуществления государственного (муниципального) управления.
Для понимания состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку курсовая или выпускная квалификационная (дипломная) работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.
Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающие в ней противоречия) и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Цель – идеальное представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы.
Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.
Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работой. Как правило, количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится информационная база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (нормативно-правовые акты (указываются виды), статистические сборники (указывается представившая их организация), материалы производственной и преддипломной практики, архивные документы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.).
Обязательным элементом введения является теоретическая база исследования, в качестве которой служат труды ведущих, наиболее авторитетных в данной области ученых. Необходимо привести список зарубежных и отечественных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, и труды которых использовались при написании работы.
Далее во введении определяется методологическая база исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.) и инструменты (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п.).
Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, объединенных во временный творческий коллектив, поступают следующим образом. Во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как представление работы и ее защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента в разработку выполненного исследования.
В конце введения раскрывается структура и содержание курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания. Желательно также указать точное количество таблиц, схем и рисунков.
С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет все курсовые или выпускные квалификационные (дипломные) работы. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.
Стиль изложения введения – тезисный, форма изложения – постановочная. По объему введение должно составлять примерно 8% от общего количества текстового материала (2-4 страницы).
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.
За введением следует основная часть курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы. Она делится на главы и параграфы. Внутри глав не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из параграфов. Разделение параграфов на подразделы не допускается. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы и полностью ее раскрывать. Все главы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь ввиду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение студента сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Первая глава посвящается теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:
- описывается сущность и характеристики предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;
- оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;
- освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития;
- описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление, и исследуется механизм этого влияния;
- оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора работы;
- проводится уточнение понятийно-категорийного аппарата;
- предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр., по определенным классификационным признакам.
Здесь используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работе. Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к частному с последующим углублением и расширением.
При изложении фактического материала основное внимание следует сосредоточить не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков.
При оформлении этой главы имеются большие возможности по использованию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п.
В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точка зрения студента. При этом используются следующие выражения: «по моему мнению…», «по мнению автора…» и пр.
Рекомендуемый объем этой главы - 20-25 страниц машинописного текста.
Во второй главе проводится анализ системы управления исследуемым объектом и/или ее отдельных элементов и сторон (пишется на материалах производственной или преддипломной практики)
Современные социально-экономические и управленческие системы, как известно, относятся к классу больших и сложных систем. Провести анализ такой системы в рамках работы проблематично. Поэтому целесообразно ограничится анализом отдельных элементов или сторон системы управления.
В этой главе проводится общий анализ организации управления исследуемым объектом на основе построения организационной структуры, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных исполнителей, расчета частных и общих коэффициентов управляемости и уровня организации управления.
При обследовании и анализе управляющей части системы целесообразно установить, какие цели поставлены перед управляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемого объекта.
Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования и подсистемы управления, определенных темой работы. При этом состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания проработанной научной и методической литературы.
Кроме документальных основными источниками получения сведений и информации для анализа служат специальные обследования процессов и элементов системы, инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментных наблюдений и фиксации сложившихся отношений, специальные опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса) и т.п.
Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:
- описание достигнутого уровня управления;
- сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов;
- выявление положительных и отрицательных сторон в управлении;
- систематизацию недостатков;
- установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме;
- выявление причин недостатков.
Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основой для разработки проектной части работы.
Рекомендуемый объем аналитической части - 20-25 страниц машинописного текста.
Третья глава посвящается анализу изучаемой проблемы в конкретной организации и разработке на этой основе проектных предложений и рекомендаций.
Исследование состояния проблемы в организации производится на основе определенной методики анализа – совокупности способов и приемов выполнения работы. В ходе выполнения работы целесообразно использование различных методов, в частности:
1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы – основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
Конкретными формами их проявления являются:
- массовая оценка – выявление мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (социологический опрос);
- организация систематической работы экспертов – экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, научные советы институтов и пр.;
- организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности: «мозговой штурм», «Дельфи», «Паттери» и пр.
2. Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки, цепные подстановки, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции.
3. Балансовый метод.
4. Экономико-математические методы и модели.
5. Методы прямых инженерно-экономических расчетов.
6. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные студентом из различных источников.
При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, организационные и психологические аспекты анализируемой проблемы.
Далее в этой главе описывается общая постановка задачи для проектного решения, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во второй главе. Исходя из уровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводится выбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники.
Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной темы работы, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи:
- поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков;
- обоснование вы