II. Программа семинарских занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения практических занятий
к курсу «История средних веков»
для студентов 2 курса дневной формы обучения
специальности 6.030300 «история»
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки
0303 История
Симферополь – 2007
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ от 24.05.2007 г.
Протокол № 4
I. Введение
История средних веков является одной из базовых дисциплин на исторических факультетах высших учебных заведений. В ней рассматриваются политическая история Западной Европы и Византии с момента падения Западно-Римской империи в 476 г. до завершения в 1648 г. первой общеевропейской Тридцатилетней войны, а также важнейшие социально-экономические процессы, связанные с возникновением, развитием, упадком феодального строя и началом формирования нового капиталистического уклада в экономике наиболее развитых европейских стран. В отечественной медиевистике эту, более чем тысячелетнюю, эпоху традиционно подразделяют на три больших исторических периода:
1. Раннее средневековье (конец V – середина XI вв.), характеризующееся окончательным упадком античного рабовладельческого строя и полисной системы; коренными изменениями этнической и политической карты Европы в результате «Великого переселения народов», приведшими к образованию на руинах Западно-Римской империи варварских государственных образований; складыванием организационной структуры и догматических основ христианской церкви. В странах Западной Европы постепенно формируется феодализм как основа существовавшей в них системы социально-экономических отношений.
2. Классическое (или зрелое) средневековье (середина XI – конец XV вв.), отмеченное распространением и расцветом феодального строя; ростом городов и товарно-денежных отношений; появлением новой формы государства – феодальной монархии с органами сословно-представительной власти.
3. Позднее средневековье (конец XV – середина XVII вв.).[1] Наиболее важные явления этой эпохи – Великие географические открытия и складывание мировой колониальной системы; рост антифеодальных выступлений и первая европейская буржуазная революция в Нидерландах; оформление нового типа государства – абсолютной монархии; Реформация и Контрреформация. Однако, главной чертой этого периода являются процессы разложения феодальной системы и генезиса капиталистических отношений в странах Европы.
Учебная программа дисциплины «Истории средних веков» наряду с лекционным курсом предусматривает практические (семинарские) занятия объемом 48 часов на каждую учебную группу. Их основной целью являются развитие у студентов умения работать самостоятельно с учебной и научной литературой, а также формирование навыков всестороннего и объективного анализа источников. Данные методические рекомендации помогут учащимся готовиться к занятиям заблаговременно, рационально распределяя время при подготовке к ним.
Практический блок семинарских занятий включает девять тем, на наш взгляд, ключевых в курсе «Истории средних веков». Они структурированы в соответствии с планом лекционного курса, разделенного на два семестра: осеннего, охватывающего события периодов раннего и классического средневековья (темы №№1-5), и весеннего, в рамках которого изучается позднесредневековая история Европы (темы №№6-9).
Планы каждого семинарского занятия состоят из перечня вопросов, выносимых для обсуждения, списков источников и литературы. Обращаем внимание студентов, что приводимые библиографические списки содержат обязательную для полноценной подготовки литературу, без изучения которой усвоение тем останется формальным. При их составлении мы ориентировались, прежде всего, на доступность изданий. Однако, по мере выхода новых публикаций источников, монографий, сборников статей по данной тематике эта библиография может быть дополнена как преподавателями, так и студентами, по согласованию с ними.
После плана каждого практического занятия приводятся методические рекомендации для подготовки. Они помогут студентам более уверенно оценить степень сложности и важности того или иного вопроса, определиться в подборе для их изучения источников и литературы.
Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны помнить о том, что история – точная наука, не совместимая с приблизительностью и поверхностными знаниями при решении тех или иных исторических проблем (вопросов). Формулируя ответы на них, учащиеся должны постоянно опираться на имеющиеся в нашем распоряжении исторические факты, хорошо представлять себе причины, основной ход и следствия событий, стремиться к лаконичности и точности своих высказываний. Поэтому в процессе работы над темой семинарского занятия необходимо постоянно пользоваться историческими картами, обращать внимание и запоминать географическую номенклатуру, терминологию и хронологию событий, имена основных исторических деятелей. Наконец, студенты должны понимать еще одно важное назначение практических занятий, без которого немыслимо формирование профессионального историка – преподавателя. Только системная работа над темами и активное участие в их обсуждении позволит им усовершенствовать свои навыки работы с учебной аудиторией и ведения корректной научной дискуссии.
Европейского города
1. Проблема возникновения средневекового европейского города в историографии.
2. Социально-политическая борьба городского населения.
· борьба городов с сеньорами;
· борьба бюргерства с городским патрициатом;
· борьба городских низов;
· итоги борьбы городов за коммунальные права в различных странах Европы.
3. Средневековый европейский город как социально-политическая и экономическая система.
· оппозиция «город-деревня»;
· оппозиция «средневековый город - античный город»;
· оппозиция «европейский город – восточный город».
4. Корпоративный строй средневекового европейского города.
· ремесленные корпорации. Цеховая иерархия;
· социальная организация торгово-купеческого населения города.
Источники:
Хрестоматия по истории средних веков (под ред. С. Д. Сказкина). М., 1963. Т.2. С. 394-428, 459-482, 523-535.
Практикум по истории средних веков (сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг). М., 1967. С. 104-132.
Средневековое городское право XII-XIII вв. (под ред. С. М. Стама). Саратов, 1989.
Список литературы:
Дживилегов А. К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.
Стоклицкая-Терешкович В. В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси // Средние века. 1951. Вып.3.
Полянский Ф. Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII-XV вв. М., 1952.
Стоклицкая-Терешкович В. В. Классовая борьба в Милане в XI в. и зарождение Миланской коммуны // Средние века. 1954. Вып.5.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв. М., 1960.
Сванидзе А. А. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV-XV вв.). М., 1967.
Сюзюмов М. Я. Проблема возникновения средневекового города в Западной Европе // Средние века. 1968. Вып.31.
Стам С. М. Складывание социальной структуры средневекового города (XI-XIII вв.) // Средние века. 1971. Вып.34.
Стам С. М. Некоторые тенденции в современной буржуазной историографии средневекового города // Средние века. 1975. Вып.38.
Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века // Вопросы истории. 1978. №4.
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII вв.: Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.
Ястребицкая А. Л. Основные проблемы ранней истории средневекового города в освещении современной западной медиевистики // Средние века. 1980. Вып.43.
Котельникова Л. А. Крестьянство и город раннего средневековья // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. М., 1985. Т.1. С.492-518.
Левицкий Я. А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.
Котельникова Л. А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV вв. М., 1987.
Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.
Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., 1996.
Методические рекомендации: в процессе изучения темы семинарского занятия студенты должны систематизировать свои знания о причинах и условиях возникновения средневековых городов в Западной Европе, особенностях коммунального движения, внутренней организации и социальной структуре городских центров в различных регионах Европы.
Готовясь к первому вопросу, учащиеся должны уметь изложить содержание основных теорий происхождения средневековых городов в историографии (континуитета, вотчинной, марковой, бурговой, рыночной, рыночно-бурговой, торговой), а также иметь представление о новом подходе в современной урбанистической медиевистике к его решению – множественности факторов при объяснении причин появления городских центров в различных регионах Европы. Кроме того, отвечая на данный вопрос, следует остановиться отдельно на проблеме понятия «город» и его дефинициях (определения М. Вебера, А. Л. Ястребицкой и др.), типологии (Х. Йехт) и периодизации (К. Хаазе и Х. Штооб) урбанизационных процессов в Европе, проблеме дефиниций для выделения «малого» городского центра и его функциях.
Во втором вопросе семинарского занятия, опираясь на источники и исследования В. В. Стоклицкой-Терешкович, С. М. Стама, Л. А. Котельниковой, Я. А. Левицкого, студенты анализируют причины, цели и итоги «коммунального» движения в различных странах Европы. При этом они должны помнить о том, что, во-первых, борьба горожан с феодальными сеньорами за свои экономические и политические привилегии была направлена не против феодального строя в целом, а против конкретных сеньоров, чтобы обеспечить собственное эффективное существование в рамках этой системы. Во-вторых, многие из городов так и не смогли добиться освобождения. В частности городские центры, расположенные в пределах королевских доменов в Англии и Франции, пользовались правом избирать органы самоуправления под контролем королевских чиновников или других сеньоров.
Следующий вопрос требует от студентов умения проанализировать принципиальные отличия в положении средневековых европейских городов от античного полиса и городских центров на Ближнем Востоке, а также определить основные направления политики городов в отношении населения их сельской округи. Процессы организации и структуру сельских коммун лучше всего рассмотреть на примере ситуации в Северной и Средней Италии.
Заключительный вопрос семинара посвящен характеристике организации ремесла и торговли в жизни средневекового города Европы. Последовательно проанализируйте особенности ремесленного производства, причины появления цехов и торговых корпораций, производственные и социальные функции цехов, их структуру, права и обязанности цеховых мастеров, подмастерьев и учеников. Объясните, почему цеховая система на определенной этапе своего существования стала сдерживающим фактором для поступательного развития экономики средневековой Европы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения практических занятий
к курсу «История средних веков»
для студентов 2 курса дневной формы обучения
специальности 6.030300 «история»
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки
0303 История
Симферополь – 2007
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ от 24.05.2007 г.
Протокол № 4
I. Введение
История средних веков является одной из базовых дисциплин на исторических факультетах высших учебных заведений. В ней рассматриваются политическая история Западной Европы и Византии с момента падения Западно-Римской империи в 476 г. до завершения в 1648 г. первой общеевропейской Тридцатилетней войны, а также важнейшие социально-экономические процессы, связанные с возникновением, развитием, упадком феодального строя и началом формирования нового капиталистического уклада в экономике наиболее развитых европейских стран. В отечественной медиевистике эту, более чем тысячелетнюю, эпоху традиционно подразделяют на три больших исторических периода:
1. Раннее средневековье (конец V – середина XI вв.), характеризующееся окончательным упадком античного рабовладельческого строя и полисной системы; коренными изменениями этнической и политической карты Европы в результате «Великого переселения народов», приведшими к образованию на руинах Западно-Римской империи варварских государственных образований; складыванием организационной структуры и догматических основ христианской церкви. В странах Западной Европы постепенно формируется феодализм как основа существовавшей в них системы социально-экономических отношений.
2. Классическое (или зрелое) средневековье (середина XI – конец XV вв.), отмеченное распространением и расцветом феодального строя; ростом городов и товарно-денежных отношений; появлением новой формы государства – феодальной монархии с органами сословно-представительной власти.
3. Позднее средневековье (конец XV – середина XVII вв.).[1] Наиболее важные явления этой эпохи – Великие географические открытия и складывание мировой колониальной системы; рост антифеодальных выступлений и первая европейская буржуазная революция в Нидерландах; оформление нового типа государства – абсолютной монархии; Реформация и Контрреформация. Однако, главной чертой этого периода являются процессы разложения феодальной системы и генезиса капиталистических отношений в странах Европы.
Учебная программа дисциплины «Истории средних веков» наряду с лекционным курсом предусматривает практические (семинарские) занятия объемом 48 часов на каждую учебную группу. Их основной целью являются развитие у студентов умения работать самостоятельно с учебной и научной литературой, а также формирование навыков всестороннего и объективного анализа источников. Данные методические рекомендации помогут учащимся готовиться к занятиям заблаговременно, рационально распределяя время при подготовке к ним.
Практический блок семинарских занятий включает девять тем, на наш взгляд, ключевых в курсе «Истории средних веков». Они структурированы в соответствии с планом лекционного курса, разделенного на два семестра: осеннего, охватывающего события периодов раннего и классического средневековья (темы №№1-5), и весеннего, в рамках которого изучается позднесредневековая история Европы (темы №№6-9).
Планы каждого семинарского занятия состоят из перечня вопросов, выносимых для обсуждения, списков источников и литературы. Обращаем внимание студентов, что приводимые библиографические списки содержат обязательную для полноценной подготовки литературу, без изучения которой усвоение тем останется формальным. При их составлении мы ориентировались, прежде всего, на доступность изданий. Однако, по мере выхода новых публикаций источников, монографий, сборников статей по данной тематике эта библиография может быть дополнена как преподавателями, так и студентами, по согласованию с ними.
После плана каждого практического занятия приводятся методические рекомендации для подготовки. Они помогут студентам более уверенно оценить степень сложности и важности того или иного вопроса, определиться в подборе для их изучения источников и литературы.
Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны помнить о том, что история – точная наука, не совместимая с приблизительностью и поверхностными знаниями при решении тех или иных исторических проблем (вопросов). Формулируя ответы на них, учащиеся должны постоянно опираться на имеющиеся в нашем распоряжении исторические факты, хорошо представлять себе причины, основной ход и следствия событий, стремиться к лаконичности и точности своих высказываний. Поэтому в процессе работы над темой семинарского занятия необходимо постоянно пользоваться историческими картами, обращать внимание и запоминать географическую номенклатуру, терминологию и хронологию событий, имена основных исторических деятелей. Наконец, студенты должны понимать еще одно важное назначение практических занятий, без которого немыслимо формирование профессионального историка – преподавателя. Только системная работа над темами и активное участие в их обсуждении позволит им усовершенствовать свои навыки работы с учебной аудиторией и ведения корректной научной дискуссии.
II. Программа семинарских занятий
Период раннего средневековья | ||
Тема №1 | Древние германцы | 4 часа |
Тема №2 | Франкское общество в конце V- начале VI вв. (по данным «Салической правды») | 4 часа |
Тема №3 | Процесс генезиса феодализма во Франкском государстве | 6 часов |
Тема №4 | Византийская империя в IV-XI вв. (коллоквиум) | 4 часа |
Период классического средневековья | ||
Тема №5 | Возникновение и развитие средневекового европейского города | 6 часов |
Период позднего средневековья | ||
Тема №6 | Великие географические открытия (коллоквиум) | 4 часа |
Тема №7 | Программные документы Крестьянской войны в Германии | 6 часов |
Тема №8 | Реформация в Европе | 10 часов |
Тема №9 | Французский абсолютизм по «Политическому завещанию Ришелье» | 4 часа |
III. Планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним