Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макроэкономические модели. Закрытая и открытая экономика. Роль временного фактора и ожиданий в экономике: статистические, адаптивные и рациональные ожидания.
Модель круговых потоков. субъекты кругооборота. рынки товаров, ресурсов, финансовый рынок. Государственный сектор. Внешнеэкономический сектор.
Основные макроэкономические тождества с учетом государственного и внешнеэкономического секторов.
Методологические основы классической теории. Товарный рынок в классической модели.
Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
Основные положения классической модели. Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы. Невмешательство государства.
Критика Кейнсом классической саморегулирующейся модели. Методологические основы кейнсианского подхода.
Потребление и сбережение в кейнсианской модели. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонности к потреблению. График функции потребления.
Инвестиции в кейнсианской модели. Функция спроса на инвестиции. Понятие мультипликатора инвестиций. Парадокс бережливости.
Сопоставление совокупных расходов и объема производства. Определение равновесного объема производства в кейнсианской модели методом сопоставления совокупных доходов и расходов (модель «доходы-расходы»).
13. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста).
Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции - сбережения» (кривая IS). Сдвиги кривой IS.
Равновесие на денежном рынке. Кривая «предпочтение ликвидности – деньги» (кривая LM). Сдвиги кривой LM.
Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS - LM.
Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS – LM. Использование модели IS – LM для анализа последствий стабилизационной политики. Ликвидная ловушка.
Модель IS – LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов.
Налоговый мультипликатор. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы». Автоматические изменения в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат. Эффективность фискальной политики.
Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Особенности фискальной политики Республики Беларусь.
Понятие и цели денежно-кредитной политики.
Создание банковской системой «новых денег». Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резервов. Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Монетаризм. Основное уравнение монетаризма.
Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса.
Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий.
Экономика предложения и кривая Лаффера.
Стабилизационная политика: государственное регулирование занятости, антиинфляционная политика.
Основные выводы
1. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает следующее: выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста; равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке; абсолютную эластичность заработной платы и цен (на факторы производства и экономические блага); постоянно сохраняющуюся тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики (кривая AS – вертикальная линия); способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос и совокупное предложение с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства.
2. Экономисты классической школы не только создали теорию частичного рыночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.Б. Сэя, согласно которому в экономике, базирующейся на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете совокупный спрос окажется равным совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временной характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют.
3. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизма гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.
4. Особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег, предполагающий отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т.е. для выполнения чисто технической функции при совершении купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делается вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь.
Основные выводы
1. Теория Дж. М. Кейнса покоилась на двух основных подходах к регулированию. Первый сводился к тому, что свободное рыночное «плавание» предпринимателей в масштабе всей государственно оформленной экономики приводило к серьезным кризисным потрясениям и длительной стагнации, и по этой причине государство должно вмешиваться в воспроизводственный цикл с помощью косвенных методов регулирования – кредитно-денежного и бюджетно-налогового механизмов. Второй подход предполагал, что государство должно воздействовать на платежеспособный спрос, который обеспечивает рост предложения, а, следовательно, и производства в условиях неполной занятости. «Спрос создает предложение», – говорят кейнсианцы.
2. Эффективный спрос, по Кейнсу, складывается из двух компонентов – ожидаемого уровня потребления и инвестиций. Только тогда, когда эти два компонента находятся в некоем соответствии и достигают необходимого уровня, может наступить состояние полной занятости.
3. Взаимосвязь между запланированными расходами и национальным доходом Кейнс выводит из общего психологического закона. Суть данного закона Кейнс сводил к тому, что потребление растет меньше чем доход. Люди имеют склонность к сбережениям.
4. Кейнс назвал долю из каждого добавочного доллара располагаемого дохода, используемую на потребление, предельной склонностью к потреблению.
5. Долю потребления в располагаемом доходе Кейнс называетсредней склонностью к потреблению (apc). А долю сбережений в располагаемом доходе – средней склонностью к сбережению (aps).
6. Функция потребления С = a + bYd, где a – некая константа, характеризующая величину потребления при располагаемом доходе равном 0 и обычно называемая автономным потреблением.
7. Инвестиционный спрос представляет собой намерения фирм по увеличению капитала и запасов товаров. Уровень этого спроса не зависит от уровня доходов.
8. Совокупный спрос слагается из потребления для каждого из уровней дохода и инвестиций. Поскольку уровень инвестиций не зависит от дохода, любое изменение совокупного спроса связано с изменениями в потреблении.
9. Изменения совокупного спроса рождают мультипликационный эффект, который влияет на изменения национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, насколько изменится выпуск ВВП при изменении инвестиционного спроса.
10. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, когда при постоянном уровне цен уровень ВВП равен уровню совокупного спроса. Графическая интерпретация состояния макроэкономического равновесия – это пересечение линий совокупного спроса и линии, проведенной под углом 45° к оси координат (показывает равные величины доходов и расходов).
11. Достижение уровня равновесного дохода не гарантирует, что этот уровень дохода соответствует полной занятости. Поэтому необходимо различать фактический ВВП и потенциальный (соответствующий уровню полной занятости).
12. В состоянии равновесия сумма сбережений домашних хозяйств равна сумме инвестиций фирм. Когда выпуск продукции выше равновесного уровня и сбережения превышают планируемые инвестиции, наблюдается дефицит совокупного спроса (дефляционный разрыв), и фирмы снижают выпуск, что ведет к снижению занятости и дохода.
13. Если фактический выпуск ниже равновесного уровня, планируемые инвестиции превышают сбережения, то рост совокупных расходов сопровождается ростом цен (инфляционный разрыв), так как в краткосрочном периоде фирмы не могут наращивать производство.
1. В чем состоит основной смысл модели межвременного выбора И. Фишера?
2. Каким образом гипотезы жизненного цикла и постоянного дохода разрешают противоречия, возникшие относительно функции потребления Дж. М. Кейнса?
3. Какие основные факторы оказывают влияние на потребление и сбережения в краткосрочном и долгосрочном периодах?
4. Объясните макроэкономический смысл функции инвестиций. Почему важно различать реальные инвестиции и инвестиции в финансовые активы?
5. В чем заключается принцип действия мультипликатора инвестиций? Если сбережения используются для тезаврации, будет ли иметь место мультипликативный эффект?
6. Охарактеризуйте основные параметры упрощенной модели Дж. Кейнса. Не противоречат ли они реальным взаимодействиям в экономике?
7. Обоснуйте различия дефляционного и инфляционного разрыва, а также последствия их для национальной экономики.
8. Назовите факторы, способствующие установлению равновесного объема производства.
Основные выводы
1. Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую бюджетно-налоговую политику, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер для преодоления циклического спада экономики, и сдерживающую бюджетно-налоговую политику, предполагающую снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики.
2. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Государство может оказывать на экономику прямое воздействие через изменение величины государственных закупок и косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. Государственные расходы делятся на государственные закупки и трансфертные расходы, отличие между которыми состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.
3. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода.
Отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов – он равен: .
Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен .
Рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Эффект мультипликатора означает усиление влияния бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос, а эффект вытеснения – уменьшение ее воздействия.
4. Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. В макроэкономике налоги делятся на автономные (аккордные) и подоходные. В рамках кейнсианской модели налоги, так же, как и государственные расходы, действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом: – налоговый мультипликатор – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.
5. Если расходы государства превышают его доходы – образуется бюджетный дефицит. Различают циклический и структурный бюджетный дефицит. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о сбалансированном бюджете. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
6. Существуют три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, балансирование в ходе экономического цикла и концепция функциональных финансов.
Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве, в соответствии с которым объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов.
Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т. е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета, а затем проводит противоположную политику, при этом возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита.
Концепция функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики.
7. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относятся подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета.
8. К способам финансирования бюджетного дефицита можно отнести: увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов; эмиссию необходимого количества денег (монетизация бюджетного дефицита); выпуск облигационных займов; привлечение внешних займов. Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы, при условии их использования для структурной перестройки экономики и развития производства. В условиях перехода к рыночной экономике источником финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.
9. Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам, которая состоит из общей суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны; внешний – это задолженность гражданам, организациям и правительствам других стран. Погашение государственного долга и процента по нему производится путем рефинансирования, конверсии, унификации и консолидации.
Основные выводы
1. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Существуют конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.
2. Пользуясь промежуточными и операционными целями, центральный банк может быстрее делать выводы о правильности выбранного направления политики, а также вносить коррективы в денежно-кредитную политику по ходу ее реализации, не дожидаясь, пока станет виден ее окончательный результат: высокий уровень занятости или стабильность цен. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые, в свою очередь, воздействуют на промежуточные цели, позволяющие достичь конечной цели. Ввиду того, что денежные агрегаты и процентные ставки как промежуточные цели несовместимы, центральный банк вынужден выбирать между ними, основываясь на трех критериях: измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на целевые переменные. Однако эти критерии не позволяют установить, какой из наборов переменных предпочтительнее других.
3. Центральный банк воздействует на величину денежного предложения путем изменения денежной базы (наличные деньги в обращении и резервы), которые составляют основу денежных пассивов центрального банка. В активы центробанка включаются государственные ценные бумаги и кредиты, предоставляемые коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает резервы банковской системы, приобретая облигации или предоставляя коммерческим банкам кредиты. Отдельно взятый банк может предоставить дополнительные ссуды на сумму своих избыточных резервов, тем самым создавая депозиты на ту же сумму. Банковская система может произвести многократное расширение депозитов. В простой модели многократного расширения депозитов, в рамках которой банки не держат избыточных резервов, а население не держит наличных денег, кратность увеличения объема чековых депозитов, т.е. банковский мультипликатор равен величине, обратной норме обязательного резервирования.
4. На процесс увеличения объема банковских депозитов оказывают влияние решения вкладчиков об увеличения количества наличных денег на руках, а также решение банков держать избыточные резервы, а не отдавать их в кредит, т.е. все участники процесса изменения предложения денег играют в нем важную роль. Для более точного управления величиной денежного предложения центральный банк пользуется мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором, который связывает денежную базу с денежным агрегатом, например, М1. Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Он показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.
5. Инструменты денежно-кредитной политики (они же методы воздействия центрального банка на объем и структуру денежного предложения) позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. Объем операций на открытом рынке определяется объемом динамических операций, направленных на изменение денежной базы, и объемом защитных операций, проводимых для компенсации влияния других факторов, воздействующих на денежную базу. Операции на открытом рынке – главный инструмент денежно-кредитной политики, поскольку они гибки, легко обратимы и могут осуществляться быстро. Объем рефинансирования определяется учетной ставкой и политикой дисконтного окна. Дисконтная политика позволяет центральному банку исполнять роль кредитора в последней инстанции, однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег сложнее, поскольку она приводит к непредвиденным колебаниям объемов рефинансирования и, следовательно, предложения денег. Манипулирование нормой обязательных резервов является слишком мощным инструментом, чтобы использовать его в целях контроля за предложением денег, поэтому он применяется очень редко.
6. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, т.е. реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. С точки зрения кейнсианцев, денежно-кредитная политика осуществляется через сложную систему причинно-следственных связей: решения центрального банка воздействуют на резервы коммерческих банков – изменения резервов воздействуют на предложение денег – изменения денежного предложения изменяют процентную ставку – изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, ВНП и уровень цен. Монетаристы считают предложение денег самым важным фактором, определяющим уровень производства в стране, и пользуются в основном сокращенным способом доказательства.
7. Если равновесному ВНП сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рост инвестиций и ВНП. Если равновесному уровню ВНП соответствует инфляция, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая рост цен.
8. Денежно-кредитная политика сталкивается с рядом проблем, которые снижают ее эффективность: циклической асимметрией; влиянием скорости обращения денег на изменение предложения денег; ослаблением результативности денежно-кредитной политики за счет действия факторов, изменяющих положение кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции.
Основные выводы
1. Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков, в которой совокупный выпуск и ставка процента определяются при фиксированном уровне цен положением кривых IS и LM.
2. Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает обратную зависимость между рыночной ставкой процента и уровнем дохода. Кривая IS имеет отрицательный наклон. Движение вдоль кривой IS показывает изменение уровня национального дохода при изменении уровня процентной ставки так, чтобы на рынке благ сохранилось равновесие.
3. Кривая LM («предпочтение ликвидности – денежная масса») показывает все возможные соотношения дохода и процентной ставки, при которых спрос на деньги равен их предложению. Конфигурация кривой LM позволяет выделить на ней три участка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (пологий) и классический (вертикальный).
4. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента и уровня дохода, обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.
5. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS, а денежно-кредитной – в сдвигах кривой LM. Стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.
6. Стимулирующая денежно-кредитная политика (увеличение предложения денег) ведет к росту уровня дохода и снижению ставки процента. Результатом сдерживающей денежно-кредитной политики, основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента. Модель IS-LM позволяет определить, что чем менее чувствителен спрос на деньги к изменениям процентной ставки, тем более эффективна денежно-кредитная политика по сравнению с фискальной.
7. Анализ стимулирующей политики с помощью модели IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика могут влиять на совокупный выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде.
8. Экономика попадает в ситуацию ликвидной ловушки, когда процентные ставки настолько низки, что любое изменение денежного предложения поглощается спросом на деньги со стороны активов, уровень дохода падает до низшей отметки. Стимулирующая денежно-кредитная политика в этом случае абсолютно неэффективна.
9. Инвестиционная ловушка – соответствующая ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид, а вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS. В этом случае эффективность фискальной политики максимальна, т.к. отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора.
10. Модель IS-LM представляет собой модель совокупного спроса, поскольку точка пересечения кривых IS и LM соответствует уровню дохода Y и ставке процента r, которые обеспечивают одновременное равновесие товарного и денежного рынков, и определяют равновесную величину совокупных расходов. Изменение любого фактора, вызывающего сдвиги кривых IS и LM (кроме изменения уровня цен), приводит к сдвигу кривой совокупного спроса AD, при этом кривая AD сдвигается в том же направлении, что и кривые IS и LM. Изменение уровня дохода в модели IS-LM, возникающее в результате изменения уровня цен, представляет собой движение вдоль кривой AD, а при фиксированном уровне цен представляет собой сдвиг всей кривой AD.
Основные выводы
1. Параметры макроэкономического равновесия зависят не только от поведения совокупного спроса, но в не меньшей степени от поведения совокупного предложения. Форма кривой совокупного предложения полагается разной в различных экономических концепциях в зависимости от длительности рассматриваемых периодов времени. В классической (неоклассической) и монетаристской концепциях кривая совокупного предложения полагается линией, близкой к вертикальной, в кейнсианской концепции – горизонтальной или имеющей положительный наклон. В первом случае описывается длительный период времени, во втором – короткий период.
2. Зависимость величины реального объема производства от уровня цен в краткосрочном периоде объясняют многими причинами, среди которых: наличие временных лагов (ступенчатость) изменения цен и зарплат; ошибки экономических субъектов относительно прогнозируемых экономических параметров; асинхронность действий экономических субъектов и т.д.
3. В краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь между уровнем безработицы и темпами инфляции, описываемая кривой Филлипса. Усилия правительства по снижению безработицы путем стимулирования совокупного спроса, таким образом, приведут в росту инфляции. Антиинфляционная политика, осуществляемая за счет сдерживания совокупного спроса, приведет к росту безработицы. На взаимосвязь между инфляцией и безработицей влияют, кроме прочего, инфляционные ожидания и шоки предложения. Изменения данных факторов приводят к сдвигу кривой Филлипса.
4. Монетаризм – направление в экономической науке, ставящее в основу функционирования экономики денежное обращение, а в основу государственной макроэкономической политики – ее денежно-кредитную составляющую. Свои постулаты монетаристы выводят из положения о стабильности скорости обращения денег относительно величины денежной массы и формулируют монетарное правило оптимальной макроэкономической политики, согласно которому темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема производства.
5. В долгосрочном периоде четкой взаимосвязи между темпами инфляции и уровнем безработицы не наблюдается. Долгосрочная кривая Филлипса имеет вид вертикальной линии. Для объяснения данного факта используются теории адаптивных и рациональных ожиданий, показывающие, что реакция экономических субъектов на проводимую государством политику может нейтрализовывать действие последней.
6. В условиях стагфляции, т.е. одновременного роста цен и повышения уровня безработицы, макроэкономические мероприятия, воздействующие на совокупный спрос, малоэффективны. Более рациональным является стимулирование совокупного предложения, позволяющее одновременно снизить инфляцию и увеличить реальный объем выпуска.
7. Экономическая теория предложения – набор теоретических положений, возникших в 1980-х гг. на базе неоавстрийской школы, теории предельной эффективности факторов производства и монетаризма, основанных на том, что эффективное распределение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в кратко-, так и в долгосрочном периоде, а потому особое внимание уделяющих виду и положению долгосрочной функции агрегированного предложения факторов производства.
8. Основная идея Лаффера заключается в том, что существует связь между ставкой налога и поступлениями в бюджет от налогов, более того, изменения в ставке налога имеют два эффекта: арифметический и экономический. Арифметический эффект является простым и заключается в том, что если ставка налога понижается, то поступления в бюджет, доходы бюджета (на денежную единицу налоговой базы) будут уменьшаться в сумме уменьшения ставки. И, напротив, это также действует при увеличении налоговой ставки.
9. Экономический эффект заключается в положительном воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу – и, таким образом, на налоговую базу – путем обеспечения инициативы по увеличению экономической деятельности. Рост налоговой ставки, напротив, имеет экономический эффект «наказывать» участников экономической налогооблагаемой деятельности. Арифметический эффект всегда работает в противоположном направлении от экономического. Таким образом, когда арифметический и экономический эффекты изменения в налоговой ставке сочетаются, воздействие изменения в ставке налога на общий доход не является таким очевидным.
10. В условиях экономики Республики Беларусь с проявляющимися стагфляционными тенденциями правительство проводит как стимулирующую макроэкономическую (фискальную и денежно-кредитную) политику, так и микроэкономические мероприятия регулирования цен и заработной платы, институциональные преобразования и реструктуризацию экономики. Особенностями белорусской экономической модели является приоритет политики обеспечения занятости над антиинфляционной политикой, наличие значительных темпов экономического роста при высокой инфляции.
Основные выводы
1. Социальная политика – это деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.Цель социальной политики государства состоит в формировании социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнуты социально приемлемые жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Социальная политика должна обеспечивать возможность самореализации человека, обеспечивая равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
2. Уровень жизни – сложившийся уровень потребления материальных и духовных благ. При этом потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления, представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении своего как физиологического, так и социального существования и развития.
Качество жизни шире, чем уровень жизни и представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: как степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и как удовлетворенность самих людей качеством своей жизни.
3. Доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученные в виде вознаграждения за работу по найму; доходы от личного подсобного хозяйства; от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления, полученные в