Кафедра теории и практики журналистской работы
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ
Практикум по русскому языку | _____________________________ (дата) | |
Ф.И.О_(студента)__________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Рабочая тетрадь | |
Рецензенты:
Моргунова Н.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистской работы Курского государственного университета
Косицына Н.О., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Курского государственного университета
Рабочая тетрадь дисциплины «Практикум по русскому языку» [Текст] / сост. Т.Д. Демидова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры ТПЖР КГУ; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013.
Рабочая тетрадь предназначена для учебно-методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 031300 Журналистика.
ã Демидова Т.Д., 2013
ã Курский государственный университет, 2013
ОРФОГРАФИЯ
Тема 1. Правописание гласных. Правописание согласных. Правописание ъ и ь. Правила переноса слов
Упр. 1. Прочитайте миниатюру курского писателя Владимира Павловича Деткова, подумайте, какова идея текста (ответ запишите на свободных строках). О какой книге, на ваш взгляд, может идти речь? (ответ обоснуйте и запишите на свободных строках). Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Оценивание (max): творческая часть – 10 баллов, грамматика – 2 балла
Взял у приятеля х…рошую книгу прочел но прид…ржал для повторной б…седы, а скорее – для немого общения…
А потом случилось обр…сти в м…г…зине такую же.
Предложил приятелю взять ее вместо прочитанной. Он возрад…вался как р…бенок чистенькой, новенькой…
Обрад…вался и я – читанная книга д…роже мне как ч…ловек од…ривший откр…вением…
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Упр. 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните написание выделенных слов с чередующимися гласными в корне.
Оценивание (max): грамматика – 3 балла, формулировка правила – 5 баллов
Жу…жание веретена, со…жённое письмо, …жечь рукопись, тихонько ви…жать, натянуть во…жи, дро…жевые грибки, мо…жевеловая трубка, иногда брю…жать, чуть бре…жить, бры…жет искрами, дребе…жащее колесо.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Упр. 4. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте приставки и корни.
Тема 2. Правописание приставок. Гласные ы / и после приставок
Упр. 7. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки, объясните их правописание.
Тема 3. Правописание гласных после шипящих и Ц в разных морфемах
Упр. 11. Вставьте пропущенные буквы оили е. Отметьте, в какой морфеме орфограмма. Объясните правописание слов.
Тема 4. Слитное и раздельное написание НЕ. Употребление Н и НН в разных частях речи
Упр. 13. Перепишите текст, раскрывая скобки.
Оценивание (max): орфография – 10 баллов
Дожди
(Не)благоприятная для отдыха погода установилась надолго. (Не)приветливое небо (не)престанно хмурилось. (Не)прекращаясь ни на час ни днём ни ночью, шли дожди. К сырой погоде я был (не)подготовлен, так как (не)захватил с собой на дачу ни плаща, ни (не)промокаемой обуви, ни даже какой(нибудь) (не)затейливой одежонки, которую (не)жалко было бы трепать в (не)погоду. А почва у нас повсюду глинистая, вязкая. Даже после (не)большого дождя грязь вокруг (не)пролазная. Сколько ни оглядывал я
низко нависшие пепельно-серые облака, но (не)мог рассмотреть даже ни малейшего проблеска. (Не)заметно было никакого намёка на просветление. Как ни досадно терять драгоценное время летнего отпуска, но, как говорится, ничего (не)попишешь. И хотя я внешне примирился с тем, что придётся отсиживаться дома, однако в душе (не)мог (не)надеяться на лучшее. Ведь человек всегда живёт светлой надеждой, и это (не)плохо. Что ни говори, а люди (не)унывающие – это лучшая часть рода человеческого. Итак, (не)смея рассчитывать на прекращение дождей, я расположился у окна с (не)дурными намерениями просмотреть (не)прочитанные за последние дни газеты, ответить на два-три письма.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Упр.14. Вставьте пропущенные буквы. Выберите одно из представленных предложений в качестве начала вашей творческой работы (жанр выбираете сами) и напишите ее.
Оценивание (max): 20 баллов
И.п...............................................................................................................................
Р.п................................................................................................................................
Д.п................................................................................................................................В.п.......................................................................................................................
Т.п................................................................................................................................П.п.......................................................................................................................
....................................................................................................................................
И.п...............................................................................................................................
Р.п................................................................................................................................
Д.п................................................................................................................................В.п.......................................................................................................................
Т.п................................................................................................................................П.п.......................................................................................................................
....................................................................................................................................
И.п...............................................................................................................................
Р.п................................................................................................................................
Д.п................................................................................................................................В.п.......................................................................................................................
Т.п................................................................................................................................П.п.......................................................................................................................
....................................................................................................................................
И.п...............................................................................................................................
Р.п................................................................................................................................
Д.п................................................................................................................................В.п.......................................................................................................................
Т.п................................................................................................................................П.п.......................................................................................................................
Полёт
(Не)вид…ма и свободна!.. (По)тому как (в)низу два ряда редких огней слились в две (не)пр…рывные огне…ые черты (по)тому как быстро они пропали (с)зади Маргарита догадалась, что летит с чудовищ…ной скоростью и поразилась тому что ей легко дыш…т…ся. (По)прошестви… (н…)скольких секунд далеко (в)низу в зелёной черноте вспыхнуло новое озеро света. Прошло ещё (н…)сколько секунд такое(же) точно явление. Города Города прокричала Маргарита. Поворачивая голову (в)верх и (в)лево летящая любовалась тем что луна несёт…ся под нею как сумасшедшая обратно в Москву и в то(же) время как(будто) стоит на месте. Тут Маргаритой овладела мысль что она зря столь ис…туплё…о гоня щётку лишает себя возможност… что(либо) как следует ра…смотреть. Ей что(то) подсказ…вало что там куда летит её подождут и
что (н…)зачем ей скучать от такой беше…ой быстроты и высоты. Маргарита накл…нила щётку щетиной (в)перёд так что хвост её поднялся (к)верху и очень замедлив ход пошла к самой земле. И это скольжение как на воздушных салазках (в)низ пр…несло ей наибольш…е насл…ждение. Земля поднялась к ней и в чёрной гуще её до этого бе…форме…ой обозначились тайны и прелести земли (во)время лунной ночи. Маргарита летела над стел…щ…мся туманом росистого луга потом над прудом. Под Маргаритой хором пели лягушки и почему(то) очень волнуя сердце шумел поезд. Маргарита вскоре увид…ла как он медле…о словно гусе…ица полз (в)низу. Обогнав его Маргарита прошла над водным зеркалом в котором проплыла под ногами вторая луна и ещё больше снизившись полетела чуть(чуть) (не)задевая ногами верхушки громадных сосен.
(По М. Булгакову)
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Максимальное количество баллов
за I часть – 250.
ПУНКТУАЦИЯ
Предложения
Упр. 31. Укажите грамматические основы предложений; поставьте, где нужно, тире.
Оценивание (max): 7 баллов.
1. Замените союз и союзом а.
Обломов хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе (И. Гончаров).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
2. Замените союз но союзом и.
Ребёнок был резов, но мил (А. Пушкин). Улицы были отлично вымощены, но узки, мрачноваты и пыльны (П. Павленко). Андрей рос тихим и добродушным, но сильным и прилежным к любой работе (М. Бубеннов).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
3. Перед каждым однородным членом (в том числе и перед первым) поставьте союз и.
У Олега осталось впечатление необыкновенного простора. Он всё время ощущал запахи ромашки, васильков, заячьего горошка, черёмухи (Е. Карпов). Вода журчала, бухтела, ударяясь о чугун раковины (Е. Карпов).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
4. Опустите первый союз и.
Потянулись в ту даль и перламутровые с золотым отливом тучки, и степь, и сам поезд, казалось, мчался туда (Н. Гарин-Михайловский).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
5. Опустите все союзы, за исключением последнего.
По её словам, Семён был красивый, и умный, и трудолюбивый, и «характером смирный», и обходительный со старшими (С. Бабаевский).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
6. Соедините повторяющимся союзом и однородные члены предложения.
Мы осмотрели гумно, ригу, овины, сараи, ветряную мельницу, скотный двор, зеленя, конопляники (И. Тургенев).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
7. Опустите обособленные члены предложения.
Эти гвозди, обращённые остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый окаянный вид, который у нас бывает только у больничных и тюремных построек (А. Чехов). Жена его, слыша такое непотребство, и плевалась, и поднимала руки к образам, и грозила ему кулаком (М. Стельмах). Корчились брехуны и доносчики с языками, похожими на лопаты, и прочая мелкая шушера (М. Стельмах).
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Упр. 33. Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите маркером обобщающие слова при однородных членах, однородные члены подчеркните согласно их синтаксической функции в предложении.
Оценивание (max): пунктуация – 5 баллов, графическое выделение грамматических основ – 5 баллов, схемы – 2 балла, тема, основная мысль, стиль – 1,5 балла, синонимы – 1 балл, предложение по схеме – 1 балл.
Москва бывает так неописуемо хороша ну хотя бы в мае когда в московские белые ночи непрозрачный сумрак окутывает золотые купола когда дивной свежестью тянет из Александровского сада. А разве не чудо наш город в дни погожей осени когда мешаются багрец и золото а Москва-река отражает густо-синее небо и мосты кажутся висящими в воздухе и все дома с медным пожаром зари в окнах заслуживают охраны государства? Бывают счастливые дни и зимой когда город кружевеет инеем а пушистый снег ручается своей нежностью и белизной что никогда не станет кошмаром сугробов непролази и гололёда.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
1. Определите тему, основную мысль отрывка. Каков стиль текста?
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
2. Запишите ряд синонимов к наречию неописуемо.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
3. Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме:
[ === –––– ], (когда ––––– ===), а (–––– ===), (что ===).
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ
Практикум по русскому языку | _____________________________ (дата) | |
Ф.И.О_(студента)__________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Рабочая тетрадь | |
Рецензенты:
Моргунова Н.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистской работы Курского государственного университета
Косицына Н.О., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Курского государственного университета
Рабочая тетрадь дисциплины «Практикум по русскому языку» [Текст] / сост. Т.Д. Демидова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры ТПЖР КГУ; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013.
Рабочая тетрадь предназначена для учебно-методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 031300 Журналистика.
ã Демидова Т.Д., 2013
ã Курский государственный университет, 2013
ОРФОГРАФИЯ