Контрольных и курсовых работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ,
КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
для студентов всех специальностей
г. БАТАЙСК
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА…………..………………………………………..4
II. РЕФЕРАТ...…………………………….……………………………………....5
1. Подготовка и написание реферата………………………….………………….5
2. Оценка реферата……………………………….…………………………..……6
III. КУРСОВАЯ РАБОТА………...…..………………………………………….7
1. Подготовка и написание курсовой работы………………………………...…..7
2. Рецензирование и защита курсовой работы………...………………………..10
IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ…………..…………………………………………………………11
1. Титульный лист…………………...……………………………………………12
2. Содержание..……………………………………………………………………12
3. Введение……...…………………………………………………………………12
4. Основная часть……………...………………………………………………….12
5. Заключение...…….……………………………………………………………..13
6. Список литературы………...…………………………………………………..13
7. Таблицы……………………………...……………………………………….…14
8. Графики и схемы……………………………...……………………………..…14
9. Приложения……………………………...…………………………….……….14
10. Нумерация страниц……………………….……………………………..……15
11. Ссылки и сноски………………………………………..………………..……15
V. ПРИЛОЖЕНИЯ…..…..………………………………………………………17
1. Образцы титульных листов…………………………..………………..………17
2. Образец оглавления…………….……………………………………...………18
3. Образцы библиографического описания………….………………….………20
I. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата; понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики; выделение ключевых проблем реализации государственной политики в соответствующих сферах общественной жизни. Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию.
Контрольные работы в рамках предметных дисциплин предусматриваются учебным планом по выбранной студентом (слушателем) специальности. Дополнительные контрольные работы могут вводиться при обоснованной необходимости (например, работа студента (слушателя) по индивидуальному плану) по решению профильной кафедры с согласия Учебно-методического совета филиала.
Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 8-10 страниц печатного текста через полтора интервала (титульный лист см. в приложении).
II. РЕФЕРАТ
- Подготовка и написание реферата
Реферат представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или нескольких книг), тематической группы научных статей, материалов научных публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Главная задача, стоящая перед слушателями (студентами) при его написании, - научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имеющиеся в литературе суждения по определенной проблеме, сравнивать различные точки зрения. Объем реферата должен составлять не менее 20 страниц.
Рефераты являются одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля за усвоением учебного и нормативного материала в объеме, устанавливаемой программой.
Для большинства студентов реферат носит учебный характер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания дипломной работы. Лучшие рефераты могут быть (при доработке с помощью преподавателя) представлены к участию в конкурсе студенческих научных работ.
Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы (примерные темы рефератов утверждаются кафедрами и доводятся до сведения студентов). Тема реферата согласовывается с преподавателем, ведущим практические (или семинарские) занятия.
После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя систематический и электронный каталоги библиотеки, других библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети Интернет и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.
При изучении этого материала можно посоветовать руководствоваться следующими организационными принципами:
- конспектировать необходимо только то, что имеет непосредственное отношение к избранной теме;
- выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки;
- на каждом тематическом листке-карточке проставляется дата ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;
- листки-карточки группируются тематически и хронологически.
При заполнении карточки необходимо придерживаться общих правил:
- нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, так как это затрудняет классификацию;
- содержание материала в карточках необходимо излагать сжато и ясно, четко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более, что имеется возможность фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационную сеть Интернет.
После систематизации материалов составляется подробный план реферата, и только затем можно приступить к литературному оформлению работы.
План - это основа работы, от его правильного построения во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. Вопросы плана должны быть краткими, отражающими сущность того, что излагается в содержании. Рекомендуется брать не более двух или трех основных вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, главной части и заключения.
Во введении перечисляется, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться, очень кратко обосновывается актуальность и значимость темы. По возможности дается история разбираемого вопроса.
Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части раскрывается сущность проблемы, излагается основное содержание темы, дается освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.
Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выводы из основной темы.
На втором листе работы печатается оглавление реферата. Список использованной литературы и нормативного материала приводится после текста работы.
Вводная и заключительная части реферата не должны превышать одной пятой его объема.
Оценка реферата
При проверке реферата преподаватель-рецензент должен отметить ошибки, допущенные в работе, и разъяснить их.
Если реферат полностью не отвечает требованиям написания работы, он возвращается студенту для переработки и при повторном рецензировании представляется в двух вариантах (первичном и повторном). Преподаватель обращается к первому варианту для проверки исправленных ошибок.
По результатам реферата может быть проведено собеседование. Цель собеседования - проверить знание теоретического материала, установить самостоятельность работы.
При написании реферата не следует допускать:
- дословного переписывания текстов из книг и Интернет;
- использования устаревшей литературы;
- подмены научно-аналитического стиля написания беллетристическим;
- подмены изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками;
- небрежного оформления работы.
III. КУРСОВАЯ РАБОТА
Подготовка и написание курсовой работы
Курсовая работа отличается от реферата не только большим объемом, но и степенью изучения студентом предмета исследования. Уровень курсовой работы требует обоснования актуальности выбранной темы, анализа степени разработки соответствующей проблемы, собственных выводов и обобщений.
Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Курсовая работа может продолжать исследование, начатое в реферате.
Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть допущен к экзамену и переведен на следующий курс.
Студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций.
Тематика курсовых работ дана в учебно-методических материалах по соответствующей дисциплине. Студентам предоставляется право свободного выбора темы, допускающее, по согласованию с преподавателем, выбор других тем.
Качество курсовой работы во многом зависит от правильного выбора темы, в связи с чем студент должен руководствоваться, прежде всего, личным интересом к тому или иному научному вопросу, желанием глубже его познать, высказать свое мнение при его исследовании. В то же время необходимо учитывать возможность подбора научной литературы и практического материала по избранной теме.
Студентам заочного отделения целесообразно выбирать тему, тесно связанную с их практической деятельностью.
Выбрав тему и согласовав ее с научным руководителем, студент или слушатель приступает к подбору и изучению литературы, освещающей вопросы избранной темы.
Подбор литературы - это обязанность студента. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.
При подборе литературы рекомендуется в первую очередь просмотреть каталоги и картотеки библиотеки филиала, областной и городской библиотек, провести при необходимости поиск в телекоммуникационной сети Интернет. Систематический каталог библиотеки может дать представление об объеме литературы по теме исследования. Однако не следует ограничиваться только каталогом, так как он отражает лишь книги, находящиеся в фонде данной библиотеки. Необходимо определить круг других библиографических источников, использовать справочную литературу, энциклопедии, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, специальные источники: научные монографии, статьи, сборники, иные материалы. Пристальное внимание следует уделить периодической печати, другим средствам массовой информации, что будет способствовать расширению кругозора, эрудиции студента, дальнейшему развитию его творческого потенциала.
При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам философского, юридического, социологического, экономического, исторического, психологического, культурологического характера. Исследованию подлежат не только отечественные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к исследуемой теме.
Рекомендуется с самого начала работы над темой завести личную библиографическую картотеку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях. Картотека удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы, по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи. Перечень литературы, необходимой для разработки темы, должен быть в пределах 15-20 наименований.
Составив список литературы, подлежащей изучению, и план курсового исследования, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с подобранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обратить особое внимание исходя из специфики выбранной темы.
Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.
Структура работы должна быть следующей:
- содержание (порядок расположения отдельных ее частей);
- введение (в нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, свой личный интерес именно к этой теме, а также указывает цели и задачи курсового исследования; введение обычно состоит из 2-3 страниц);
- основной текст (по завершению раскрытия содержания каждой главы следует делать краткий вывод по рассмотренному вопросу; целесообразно, чтобы объем материала, излагаемого в главах, был равным);
- заключение (в нем подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы; заключение обычно состоит из 2-3 страниц);
- список литературы (в него включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте);
-приложения (используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.).
Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного текста, не считая приложений.
С первых шагов работы над темой студенту рекомендуется приучить себя к выписке необходимого материала из литературных источников. Желательно составлять краткий конспект каждой изученной статьи, монографии и т. д. Это позволит накопить материал и облегчит написание курсовой работы.
Накопленный в ходе изучения литературы материал подвергается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам.
Анализ фактического материала активизирует творческую деятельность студента, способствует возникновению у него собственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате складываются суждения, которые и образуют содержание курсовой работы.
Отсутствие в работе ссылок на источники расценивается как существенный недостаток, который может привести к принятию решения о недопуске работы к защите.
Обязательным требованием к курсовой работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом теоретических положений с данными социально-политической практики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специализированных источников. Разрешение на доступ к архивным материалам дается в соответствующих учреждениях на основании ходатайства кафедры и письма филиала академии.
Необходимым требованием к курсовой работе является самостоятельное выполнение ее студентом. Курсовая работа должна носить творческий характер, что означает отражение в ней способностей и стремления студента к максимально полному выражению своих интеллектуальных и профессиональных возможностей. Об отсутствии творчества в работе можно судить по следующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положений, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и интерпретаций каких-либо положений и позиций и т. п.
В ходе выполнения курсовой работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к научному руководителю. В отдельных случаях научный руководитель сам назначает студенту встречу для отчета о ходе написания работы.
Индивидуальные беседы руководителя со студентом являются необходимым условием, обеспечивающим успех написания работы.
- Рецензирование и защита курсовой работы
Выполненная и оформленная курсовая работа в сброшюрованном виде и в плотной обложке сдается менеджеру учебного отдела и после регистрации в журнале передается на рецензирование научному руководителю. Он знакомится с ней, определяет ее научный уровень, дает развернутый письменный отзыв, в котором раскрываются положительные и отрицательные стороны исследования.
Студент, автор работы, должен ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.
Порядок защиты устанавливается кафедрой. При защите работы студенту предоставляется 6-10 минут для краткого выступления, в котором необходимо сосредоточить внимание на главных вопросах темы или положениях, составляющих результат самостоятельных выводов.
Оценивается курсовая работа дифференцированной отметкой. Оценка объявляется сразу после защиты. Она выставляется в ведомости и зачетной книжке за подписью научного руководителя.
В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы студент должен предоставить в установленный срок исправленную работу.
IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основную часть, состоящую из глав и параграфов или только из глав;
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения.
Необходимыми элементами научной работы выступают грамотность изложения, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала. Желательно напечатать текст на принтере или пишущей машинке, но если такой возможности нет, то надо написать разборчивым подчерком без помарок.
Параметры страницы:
- формат – А 4;
- поля (верх - 20 мм, низ - 20 мм, справа - 10 мм, слева - 30 мм);
- гарнитура - «Таймc»;
- кегль- 14пт;
- межстрочный интервал - 1,5;
- абзац (красная строка) - 1,25 см;
- табуляция- 1,25 см;
- количество символов в одной строке - 60-64.
На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся.
Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав и заключение) печатаются заглавными буквами, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами, и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом. Расстояние между заголовком и текстом: пропустить 1 строчку, между текстом и параграфом (сверху) – пропустить 2 строчки, между параграфом и текстом (снизу) - 1 строчку.
Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью.
Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы (номер страницы на титульном листе не указывается), на которой помещается следующая информация:
- наименование ведомства: академии, факультет, кафедры;
- название дисциплины;
- название работы;
- фамилия и инициалы слушателя (студента), номер группы;
- фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя;
- название города и год написания работы.
- Содержание
Содержание (вторая страница работы) включает перечень заголовков всех структурных элементов работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается.
- Введение
Во введении:
- обосновывается актуальность выбранной темы исследования;
- выделяется основная цель работы и определяются задачи, которые предполагается решить для ее достижения.
Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно показать главное - суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой научной проблемы.
От определения предмета исследования логично перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т. д.
- Основная часть
Основная часть работы должна содержать существо, методику и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются 2-4 главы, в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.
Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информацию. Более дробное деление глав не рекомендуется.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научной работы и полностью раскрывать ее.
Заключение
В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного будущего применения.
- Список используемой литературы
Важной составной частью письменной работы является список использованной литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание, что с 01. 07. 2004 введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы для научного исследования. Полный текст ГОСТа размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm
Цитируемая литература дается списком на отдельных листах. Указываются фамилия автора, его инициалы, название книги (статьи), наименование издательства, место издания, год издания. Для журнальных (газетных) статей обязательно указывать название журнала (газеты), номер (дату) издания, год выпуска.
Все источники располагаются в следующем порядке:
§ в начале списка приводится официальная литература: Конституция, Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструктивная и методическая литература, Постановления центральных и местных органов власти;
§ затем в возрастающем порядке нумерации приводится библиографическое описание публикаций (книг, журнальных и газетных статей) в строгом лексикографическом порядке фамилий и инициалов автора;
§ сборники статей номеруются в соответствии с первой и последующими буквами их названий;
§ в конце списка приводится использованная зарубежная литература на языке оригинала.
Внимательно ознакомьтесь с примерами приведенными ниже. Обратите внимание на знаки препинания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. - М.: Ось - 89, 2001.
2. Налоговый кодекс РФ. Глава 25 (часть вторая). Федеральный закон от 06.08.2001 №110-ФЗ. (Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (Ч.1), ст. 3413). // Российская газета, №150, август 2001.
3. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. (Собрание законодательства РФ, 1999, №9, ст. 1097).// Российская газета, №41-42, 1999.
4. Указ Президента РФ от 08.08.1996 №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей". (Собрание законодательства РФ, 1996, №35, ст. 4144). // Российская газета, №159
5. Положение Банка России от 05.12.2002 №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. - М.: Вестник Банка России. Специальный выпуск, №41-42, 1999.
6. Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107-н. "Об утверждении Инструкции по бух. учету в бюджетных организациях" // Экономика и жизнь, №3, февраль 2000.
7. Пенсионный фонд РФ. Информационно-статистический сборник за 1 полугодие 1997 года. // Консультант Плюс: Версия Проф.
8. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 1992.
9. Балабанов И.Т. Финансы граждан (как россиянам создать и сохранить богатство). - М.: Финансы и статистика, 1995.
10. Банковское дело / Под ред. проф. В.И. Колесникова Л.П. Крапиницкий. - М.: Финансы и статистика, 1995.
11. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. А. Бабичевой - М.: Экономика, 1994.
12. Государственный бюджет: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1998.
13. Мэнвилл Хэррис Дж. Международные финансы / Пер. с англ. - М.: Фимн, 1996.
14. Киреев А.П. Международная экономика. – 2-е изд., перераб. – М., 1997.
15. Вексель и вексельное обращение в России: Практическая энциклопедия. / И.Н. Шапкин и др. – 3-е изд. – М.: Банковский деловой центр, 1997
16. Если нужно отразить, например
- журнальная статья
Романова М.В. Формирование финансовой политики предприятий // Финансы и кредит. – 2000. - №8 (68).
- определенный номер журнала
Общество и жизнь. – 2000. - №1.
Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки, которые оформляются в виде заключенного в круглые скобки текста.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы помещается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).
Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посередине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.
Если таблица составлена на основании собственных исследований, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сделать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она помещена.
При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы (номер)». Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.
Графики и схемы
Графики и схемы должны быть органически связаны с текстом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер состоит из порядкового номера иллюстрации. Например: График 1
Приложения
В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:
- таблицы вспомогательных и цифровых данных;
- иллюстрации вспомогательного характера;
- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения научной работы.
Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например: содержание включает перечень заголовков...
Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение».
Если приложений в работе более одного, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).
В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.
При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.
Нумерация страниц
В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая библиографию и приложения. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в середине верхнего поля страницы без точки.
Структурные части работы (введение, каждая глава, заключение, библиография, приложения) начинаются с новой страницы.
Ссылки и сноски
В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается.
Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.
В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.
Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата, и имеют постраничную нумерацию (допускается расположение сносок общим списком в конце научной работы). В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет название книги (журнала, газеты и др.), из которой взята цитата, с полными ее реквизитами и через точку-тире - номер цитируемой страницы.
Цитата:
... По мнению А. С. Комарова, в гражданском праве ряда стран понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обстоятельства1.
В использовании цитат необходимо соблюдать меру. Нагромождение цитат свидетельствует о неспособности автора научной работы излагать мысли своими словами.
Нумерация сносок дается арабскими цифрами на каждой странице текста самостоятельно в порядке возрастания.
Объем текста сносок рассчитывается по каждой странице и отделяется от текста сплошной чертой (см. сноску 1 на этой странице)1.
В случае, когда один и тот же источник цитируется в квалификационной работе несколько раз, то после первого полного библиографического описания источника допускается сокращение его данных (указывается только автор, наименование и страница источника) (см. сноску 2 на этой странице)2.
Вторая и последующие сноски, идущие подряд на одной странице текста и относящиеся к одному и тому же источнику, пишутся следующим образом «Там же, стр.…».
В случае, когда в квалификационной работе смысл текста, научные идеи, мысли автора пересказываются своими словами, в сноске перед библиографическим описанием источника ставится сокращение «см.» (смотри).
Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской и статистической отчетности, формулы, справочные материалы, графики, таблицы, диаграммы, если они заимствованы, следует снабдить постраничными ссылками на источник. Пример:
Таблица 1
Рис.1. Важнейшие составляющие модели устойчивого развития
Рис.2. Блок-схема алгоритма формирования стратегии устойчивого развития региона
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
Студентки 1 курса гр. 211 специальности «Финансы и кредит» Красиковой Майи Игоревны Научный руководитель: д.п.н., профессор Пивненко Петр Петрович Дата сдачи: _______________________ Оценка: __________________________ Подпись руководителя: _____________ |
БАТАЙСК - 2011
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной работы и экономики
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы предпринимательства и маркетинга»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация, управление и администрирование»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
студентки 4 курса гр.1.4.1 специальности «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Ф.И.О. Научный руководитель: к.п.н. Кондратьева Елена Анатольевна Дата сдачи: _______________________ Дата защиты:______________________ Оценка: __________________________ Подпись руководителя: _____________ |
БАТАЙСК-2011
2. Образец оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ……………...…….…5
1.1. Понятие государственной службы в широком и узком смысле ………….......5
1.2. Виды государственной службы ……………………………………………...….8
1.3. Прямое действие Конституции ……………………………………………...…12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ............................................................................15
2.1. Функции и задачи государственной службы ……………………………..….…...15
2.2.Функции государственной службы на ранних этапах развития государства…...18
2.3. Задачи и функции государственной службы в современном индустриальном и постиндустриальном обществе …………………………………………………...…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Электронные ресурсы
1. Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/texlbook.
1 Социально-экономическое положени