Политические портреты современных российских лидеров.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика М., 1999. Гл. 6.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.

Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч 1. Гл. 2.

Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1

Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.

Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл. 5.

Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 8. § 2, 3.

Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.

Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потреб­ность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997. № 1.

Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995. № 1,2.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.

Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3

Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.

Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.

Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.

Тема 7
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.

Основные понятия: политическая система, окружающая среда, комму­никация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, по­литический риск.

План семинара

1. Теория политической системы.

2. Политическая стабильность.

3. Политический риск.

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация;

б) агрегирование инте­ресов;

в) требования;

г) структурная диффе­ренциация;

д) «выход» политичес­кой системы;

е) функции;

ж) роль;

з) «вход» в политичес­кую систему;

и) политическая ста­бильность;

к) политический риск;

л) политическая систе­ма;

м) поддержка;

н) артикуляция интере­сов;

о) эффективность политической системы;

п) политический институт;

р) адаптация.

1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);

4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;

6) смоделированное поведение;

7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;

10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;

11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;

12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;

14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.

2. Кто из политологов определил политическую систему как:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;

в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:

1) М. Вебер;

2) С. Липсет;

3) Д. Истон;

4) Ч. Мерриам;

5) Г. Алмонд;

6) В. Парето;

7) Р. Макридис;

8) Р. Михельс;

9) М. Дюверже.

3. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?

4. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе. Назовите основные положения системного подхода:

а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;

б) система — это сумма частей, ее составляющих;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система взаимодействует с окружающей средой;

д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;

ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.

5. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:

а) экологическая система;

б) международные социальные системы;

э) международные политические системы;

г) биологическая система;

д) международные биологические системы;

е) социальные системы;

ж) международная социальная структура;

з) система культуры;

и) международная экономическая система;

к) демографическая система;

л) международная система культу­ры;

м) социальная структура;

н) международная демографичес­кая система.

Внутренняя среда Внешняя среда
1. …. 1. ….
2. …. 2. ….
3. …. 3. ….

6. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?

а) политическая власть;

б) экология;

в) внешняя среда;

г) политика;

д) международное сообщество;

е) политическая культура;

ж) политические партии;

з) государство;

и) связь-коммуникация;

к) политический результат.

7. Дайте развернутое описание механизма функционирования по­литической системы.

8. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?

9. Политическая система состоит из совокупности подсистем: ин­ституциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

10. Какое значение имеет понятие «структура» в теории полити­ческой системы?

11. Какое значение имеет понятие «функция» в теории полити­ческой системы?

12. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.

13. Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.

14. Могут ли различные структуры политической системы вы­полнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.

15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?

16. Опишите процесс выработки и принятия решений.

17. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?

а) исполнение правил и норм;

б) агрегирование интересов;

в) определение правил (нормотворчество);

г) политическая коммуникация;

д) политическая социализация и рекрутирование;

е) контроль за соблюдением пра­вил и норм;

ж) артикуляция интересов.

Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:

Функции «входа» Функции «выхода»
1. .... 1. ...
2. .... 2. ...
3. .... 3. ...

18. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?

а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;

б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;

в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформу­лированные требования.

19. Какое из названных положений соответствует функции агре­гирования интересов?

а) реализация поступивших в политическую систему требований;

б) процесс согласования различ­ных интересов;

в) преобразование требований в поддержку политической системы.

20. Какое из нижеприведенных положений соответствует функ­ции коммуникации?

а) информирование населения о проводимой политике;

б) выработка новых норм и правил;

в) принятие наиболее важных решений.

21. Какие из перечисленных структур выполняют функцию арти­куляции интересов?

а) правительство;

б) группы интересов;

в) суд;

г) политические партии;

д) законодательные органы;

е) избирательные системы.

22. Какие из названных структур выполняют функцию агрегиро­вания интересов?

а) правительство;

б) группы интересов;

в) суд;

г) политические партии;

д) законодательные органы;

е) избирательные системы.

23. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?

а) правительство;

б) группы интересов;

в) суд;

г) политические партии;

д) законодательные органы;

е) избирательные системы.

24. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?

а) правительство;

б) группы интересов;

в) суд;

г) политические партии;

д) законодательные органы;

е) избирательные системы.

25. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.

26. Представьте модель политической системы, в которой отсут­ствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.

27. Представьте модель политической системы, в которой поступаю­щие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.

28. Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.

Вид политики Цели политики Содержание политики
Экстраординарная («добывающая»)        
Дистрибутивная («распределяющая»)        
Процедурная («административная»)        

29. Какой из типов стабильности является идеальным и не встре­чается в действительности?

а) абсолютная стабильность;

б) статистическая стабильность;

в) динамическая стабильность;

г) мобилизационная стабильность.

30. Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабиль­ность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?

31. Означает ли наличие стабильности политической системы от­сутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.

32. Какие из указанных условий способствуют укреплению поли­тической стабильности?

а) наличие классового типа стратификации;

б) высокие показатели экономического развития и удовлетворен­ность большинства общества своим уровнем жизни;

в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответ­ствии с ними;

г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;

д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;

е) низкая степень институализации;

ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в форми­ровании власти;

з) отсутствие оппозиции;

и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;

к) легитимность политической власти;

л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;

м) устойчивая и эффективная сис­тема политической социализа­ции.

33. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирова­ние; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; при­менение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопо­ставьте их по степени результативности.

34. Что характеризует фактор политического риска?

а) степень политической стабильности;

б) некоммерческие риски;

в) степень учитываемости требова­ний политической системой;

г) вероятность сохранения политической стабильности;

д) характер коммуникации в поли­тической системе.

35. С помощью каких параметров характеризуется:

а) экстралегальный риск;

б) легально-правительственный риск;

в) изменения в законодательстве;

г) революция, война, забастовки;

д) выборы;

е) военный переворот;

ж) влияние радикальных сил на общество;

з) контроль за ценами;

и) культурные ценности;

к) налоговая политика.

36. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эф­фективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических сис­тем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными счи­таются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффек­тивности и нелегитимности власти политическая система неста­бильна.

Попытайтесь определить уровень политической стабильнос­ти для России. Для этого необходимо знать:

1) 1) уровень легитимности власти;

2) 2) уровень эффективности власти.

Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:

Политические портреты современных российских лидеров. - student2.ru

где ПЭВ — показатель эффективности власти;
ai — важность реализованных решений;
aj — важность нереализованных решений;
Ri — реализованные решения;
Rj — нереализованные решения;
N — общее количество принятых решений.

Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/не­эффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.

Деловая игра.
Экспертная оценка уровня политической стабильности

Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. На­пример, вы оцениваете такой параметр, как «политическая ста­бильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или пере­ворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес со­ответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.

Переменная Вес пере­менной Оцен­ка, баллы Итого
1. Политическая стабильность   3,0          
2. Отношение к иностранным инвесторам 1,5    
3. Уровень национализации 1,5    
4. Степень инфляции 1,5    
5. Состояние платежного баланса 1,5    
6. Степень бюрократизации 1,0    
7. Степень экономического роста 2,5    
8. Конвертируемость валюты 2,5    
9. Осуществимость контрактов 1,5    
10. Стоимость рабочей силы 2,0    
11. Степень профессиональной подготовки 1,5    
12. Развитие инфраструктуры 1,0    
13. Местное управление 1,0    
14. Наличие краткосрочных кредитов 2,0    
Наличие долгосрочных кредитов 2,0    

Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (по­дробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогно­зирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.

Уровень риска Баллы Вероятность ущерба
Практически отсутствует 83—100  
Очень низкий 75—82 Низкая
Низкий 67—74 (Мала)
Заметный 60—66  
Ниже среднего 55—59 Умеренная
  51—54 (Допустимая)
Средний 45—50  
Выше среднего 40—44 Большая
На грани допустимого 34—39 (Велика)
Не допустимо 26—33    
  18—25 Высокая
  0—17  

Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оце­нивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?

Политический риск может также оцениваться с помощью мето­дики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.

Актер Ориен­тация Последова­тельность Мощь Заинтере-сованность Итого
Президент                    
Премьер-министр                    
Министр иностранных дел                    
Председатель Центрального банка                    
Коммунистическая партия РФ                    
ЛДПР                    
«Наш дом — Россия»                    
«Яблоко»                    
Профсоюзы                    
Армия                    
ФСБ                    
МВД                    

Ориентация представляет собой отношение к различным факто­рам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы счи­таете, что Президент отрицательно относится к факторам полити­ческого риска (является гарантом стабильности), в графе ориента­ция ставится знак «-». Под последовательностью понимается со­хранение ориентации данной политической силы, под мощью — ре­сурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — при­дание значения тому или иному фактору политического риска. Пос­ледовательность, мощь и заинтересованность отдельно оценивают­ся в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результа­ты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.

Наши рекомендации