Политические портреты современных российских лидеров.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика М., 1999. Гл. 6.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.
Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч 1. Гл. 2.
Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.
Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл. 5.
Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 8. § 2, 3.
Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.
Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.
Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.
Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995. № 1,2.
Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.
Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3
Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.
Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.
Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.
Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.
Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.
Тема 7
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.
Основные понятия: политическая система, окружающая среда, коммуникация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, политический риск.
План семинара
1. Теория политической системы.
2. Политическая стабильность.
3. Политический риск.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическая коммуникация;
б) агрегирование интересов;
в) требования;
г) структурная дифференциация;
д) «выход» политической системы;
е) функции;
ж) роль;
з) «вход» в политическую систему;
и) политическая стабильность;
к) политический риск;
л) политическая система;
м) поддержка;
н) артикуляция интересов;
о) эффективность политической системы;
п) политический институт;
р) адаптация.
1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);
4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
5) совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;
6) смоделированное поведение;
7) «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
8) «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
9) процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;
10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;
11) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
13) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
15) систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.
2. Кто из политологов определил политическую систему как:
а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия;
в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:
1) М. Вебер;
2) С. Липсет;
3) Д. Истон;
4) Ч. Мерриам;
5) Г. Алмонд;
6) В. Парето;
7) Р. Макридис;
8) Р. Михельс;
9) М. Дюверже.
3. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?
4. Теория политической системы основывается на общем системном подходе. Назовите основные положения системного подхода:
а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;
б) система — это сумма частей, ее составляющих;
в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система взаимодействует с окружающей средой;
д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
е) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему;
ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.
5. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
а) экологическая система;
б) международные социальные системы;
э) международные политические системы;
г) биологическая система;
д) международные биологические системы;
е) социальные системы;
ж) международная социальная структура;
з) система культуры;
и) международная экономическая система;
к) демографическая система;
л) международная система культуры;
м) социальная структура;
н) международная демографическая система.
Внутренняя среда | Внешняя среда |
1. …. | 1. …. |
2. …. | 2. …. |
3. …. | 3. …. |
6. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?
а) политическая власть;
б) экология;
в) внешняя среда;
г) политика;
д) международное сообщество;
е) политическая культура;
ж) политические партии;
з) государство;
и) связь-коммуникация;
к) политический результат.
7. Дайте развернутое описание механизма функционирования политической системы.
8. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?
9. Политическая система состоит из совокупности подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
10. Какое значение имеет понятие «структура» в теории политической системы?
11. Какое значение имеет понятие «функция» в теории политической системы?
12. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.
13. Могут ли внешне схожие структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.
14. Могут ли различные структуры политической системы выполнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.
15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?
16. Опишите процесс выработки и принятия решений.
17. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?
а) исполнение правил и норм;
б) агрегирование интересов;
в) определение правил (нормотворчество);
г) политическая коммуникация;
д) политическая социализация и рекрутирование;
е) контроль за соблюдением правил и норм;
ж) артикуляция интересов.
Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
Функции «входа» | Функции «выхода» |
1. .... | 1. ... |
2. .... | 2. ... |
3. .... | 3. ... |
18. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования.
19. Какое из названных положений соответствует функции агрегирования интересов?
а) реализация поступивших в политическую систему требований;
б) процесс согласования различных интересов;
в) преобразование требований в поддержку политической системы.
20. Какое из нижеприведенных положений соответствует функции коммуникации?
а) информирование населения о проводимой политике;
б) выработка новых норм и правил;
в) принятие наиболее важных решений.
21. Какие из перечисленных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
22. Какие из названных структур выполняют функцию агрегирования интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
23. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
24. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
25. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающиеся распределения благ и услуг; требования, связанные с регулированием поведения; требования в сфере коммуникации и информации. Раскройте содержание этих требований.
26. Представьте модель политической системы, в которой отсутствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.
27. Представьте модель политической системы, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.
28. Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.
Вид политики | Цели политики | Содержание политики |
Экстраординарная («добывающая») | ||
Дистрибутивная («распределяющая») | ||
Процедурная («административная») |
29. Какой из типов стабильности является идеальным и не встречается в действительности?
а) абсолютная стабильность;
б) статистическая стабильность;
в) динамическая стабильность;
г) мобилизационная стабильность.
30. Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабильность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?
31. Означает ли наличие стабильности политической системы отсутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.
32. Какие из указанных условий способствуют укреплению политической стабильности?
а) наличие классового типа стратификации;
б) высокие показатели экономического развития и удовлетворенность большинства общества своим уровнем жизни;
в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответствии с ними;
г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
е) низкая степень институализации;
ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти;
з) отсутствие оппозиции;
и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
к) легитимность политической власти;
л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
м) устойчивая и эффективная система политической социализации.
33. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирование; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; применение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопоставьте их по степени результативности.
34. Что характеризует фактор политического риска?
а) степень политической стабильности;
б) некоммерческие риски;
в) степень учитываемости требований политической системой;
г) вероятность сохранения политической стабильности;
д) характер коммуникации в политической системе.
35. С помощью каких параметров характеризуется:
а) экстралегальный риск;
б) легально-правительственный риск;
в) изменения в законодательстве;
г) революция, война, забастовки;
д) выборы;
е) военный переворот;
ж) влияние радикальных сил на общество;
з) контроль за ценами;
и) культурные ценности;
к) налоговая политика.
36. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эффективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система нестабильна.
Попытайтесь определить уровень политической стабильности для России. Для этого необходимо знать:
1) 1) уровень легитимности власти;
2) 2) уровень эффективности власти.
Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:
где ПЭВ — показатель эффективности власти;
ai — важность реализованных решений;
aj — важность нереализованных решений;
Ri — реализованные решения;
Rj — нереализованные решения;
N — общее количество принятых решений.
Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/неэффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.
Деловая игра.
Экспертная оценка уровня политической стабильности
Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. Например, вы оцениваете такой параметр, как «политическая стабильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или переворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес соответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.
Переменная | Вес переменной | Оценка, баллы | Итого |
1. Политическая стабильность | 3,0 | ||
2. Отношение к иностранным инвесторам | 1,5 | ||
3. Уровень национализации | 1,5 | ||
4. Степень инфляции | 1,5 | ||
5. Состояние платежного баланса | 1,5 | ||
6. Степень бюрократизации | 1,0 | ||
7. Степень экономического роста | 2,5 | ||
8. Конвертируемость валюты | 2,5 | ||
9. Осуществимость контрактов | 1,5 | ||
10. Стоимость рабочей силы | 2,0 | ||
11. Степень профессиональной подготовки | 1,5 | ||
12. Развитие инфраструктуры | 1,0 | ||
13. Местное управление | 1,0 | ||
14. Наличие краткосрочных кредитов | 2,0 | ||
Наличие долгосрочных кредитов | 2,0 |
Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (подробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.
Уровень риска | Баллы | Вероятность ущерба |
Практически отсутствует | 83—100 | |
Очень низкий | 75—82 | Низкая |
Низкий | 67—74 | (Мала) |
Заметный | 60—66 | |
Ниже среднего | 55—59 | Умеренная |
51—54 | (Допустимая) | |
Средний | 45—50 | |
Выше среднего | 40—44 | Большая |
На грани допустимого | 34—39 | (Велика) |
Не допустимо | 26—33 | |
18—25 | Высокая | |
0—17 |
Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оценивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?
Политический риск может также оцениваться с помощью методики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.
Актер | Ориентация | Последовательность | Мощь | Заинтере-сованность | Итого |
Президент | |||||
Премьер-министр | |||||
Министр иностранных дел | |||||
Председатель Центрального банка | |||||
Коммунистическая партия РФ | |||||
ЛДПР | |||||
«Наш дом — Россия» | |||||
«Яблоко» | |||||
Профсоюзы | |||||
Армия | |||||
ФСБ | |||||
МВД |
Ориентация представляет собой отношение к различным факторам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы считаете, что Президент отрицательно относится к факторам политического риска (является гарантом стабильности), в графе ориентация ставится знак «-». Под последовательностью понимается сохранение ориентации данной политической силы, под мощью — ресурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — придание значения тому или иному фактору политического риска. Последовательность, мощь и заинтересованность отдельно оцениваются в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результаты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.