Урок 34. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Цель:формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить коли­чество звуков и букв в словах с мягким знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Выборочный диктант

— Запишите только те слова, в которых есть мягкие соглас­ные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Лена — Маша, лес —луг, звёзды—луна, парта — пенал, огород — поле.

— Прочитайте слова, которые вы записали. (Лена, лес, звёз­ды, пенал, поле.)

— Назовите мягкие согласные звуки.

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука на письме? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

III.Самоопределение к деятельности

(На доске записано слово нить.)

— Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Мягкие согласные звуки.)

— Как обозначена мягкость согласных звуков? (Буквами и и ъ.}

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками ~ угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать

— Назовите тему урока.

IV.Работа по теме урока

Наблюдения над словами с мягким знаком на конце

... раз отмерь, один раз отрежь.

— Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Ка­кое слово пропущено? (Семь раз отмерь, один раз от­режь.)

— Объясните смысл данной пословицы. Когда так говорят?

— Назовите звуки в слове семь.

— Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Звуки [С] и [М'] мягкие.}

— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С']? (Гласной буквой Е.)

— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [М'] (Ь.)

— Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими. (Мель.) (Запись на доске: мел — мель.)

— Сравните эти слова. Какими звуками они различаются? (В слове мел твёрдый звук [Л], а в слове мель мягкий звук [Л'].)

— Как обозначили мягкость согласного звука [Л']? (Бук­вой Ь.)

— Одинаково ли значение этих слов? (Мел — мягкий белый известняк. Мель— мелководное место в реке, водоёме.)

2. Работа по учебникуУпр. 1 (с. 87).

— Прочитайте. О каком растении идёт речь в стихотворе­нии? Почему его так назвали?

— Найдите слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете? Упр. 2 (с. 87).

— Прочитайте. Сравните слова по значению и по написа­нию.Как обозначена мягкость согласных звуков?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

— Прочитайте сведения о языке на с. 88.

— Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 88).

— Прочитайте пары слов.

— Произнесите звуки, которые выделены в словах.

— Как обозначить эти звуки на письме?

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какую «рабо­ту» выполняет мягкий знак в этих словах? (Обозначает мягкость согласного звука.)

Упр. 4 (с. 88).

— Разгадайте кроссворды. Посоветуйтесь с соседом по парте

— Чем похожи все слова в кроссвордах?

— Запишите любые три из этих слов. (Проверка.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.) Деньки, конь, небо, окунь.

— Сравните слова. Чем похожи все слова? (Во всех словах звук [Н'] мягкий.}

— Какое слово лишнее? Почему? (Небо - во всех остальных словах мягкость согласного звука [Н'] обозначена мягким знаком.}

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что может обозначать мягкий знак на письме?

Урок 35. Обозначение мягкости

Согласных звуков мягким знаком.

Перенос слов с мягким знаком

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; переносить слова

с мягким знаком.

Ход урока4

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Выборочный диктант

— Запишите только те слова, на конце которых пишется

мягкий знак. (Учитель диктует слова парами.)

Вес - весь, стол — сталь, пень - пел, дым — день, лось - лес, рысь — сын.

— Посчитайте в каждом слове количество букв и звуков. Что вы заметили?

— Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак звука не обозначает.}

III. Самоопределение к деятельности =

(На доске записаны слова.)

Лейка, чайник, репейник, сойка.

— Разделите слова для переноса. 1

— А как вы разделили для переноса слово пальто!

— Назовите тему урока. ''

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 5 (с. 89).

— Прочитайте.

— Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак?

Обоснуйте свой ответ.

— Выполните задание.

Грамматическая сказка

Мягкий знак дружит с разными буквами.

В словах коньки, деньки, пеньки — с буквой Н, в словах капельки, петельки, угольки — с буквой Л. А вот с буквой К — почему-то нет.

Буква К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал не­сколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну, не разреша­ет, значит, так тому и быть. Мягкий знак примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя бук­вами — Л и К.. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай нас с К, пожалуйста!»

— А как по-другому?

— У-гольки> — попросил мягкий знак.

— Так нельзя. Не могу. Правила строгие не разрешают.

— Тогда угол-ьки, - снова просит мягкий знак.

— Так тоже нельзя, не по правилам.

— Тогда угольк-и.

— Что ты? Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказы­вается, не знаешь правил переноса!

Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

— Какое новое правило переноса вы узнали из этой сказки? (Мягкий знак при переносе остаётся на строке.)

— Какая буква так же, как и мягкий знак, при переносе остаётся на строке? (И.)

3. Работа по учебнику Упр. 7 (с. 89).

— Прочитайте слова. Обратите внимание, как они разде­лены для переноса.

— Почему мягкий знак не отделяется от предыдущей бук­вы? Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с мягким знаком?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно.

V. Физкультминутка

Раз,два - наклоыилися слегка.

Три, четыре - руки в боки, будем делать много-

скоки.

Пять, шесть - на лесенку залезть.

Семь, восемь — пробежаться вас поцросим.

Девять, десять — вот и всё.

Скоро встретимся еще.

Наши рекомендации