Урок 34. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Цель:формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Выборочный диктант
— Запишите только те слова, в которых есть мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Лена — Маша, лес —луг, звёзды—луна, парта — пенал, огород — поле.
— Прочитайте слова, которые вы записали. (Лена, лес, звёзды, пенал, поле.)
— Назовите мягкие согласные звуки.
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука на письме? (Е, Ё, Ю, Я, И.)
III.Самоопределение к деятельности
(На доске записано слово нить.)
— Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Мягкие согласные звуки.)
— Как обозначена мягкость согласных звуков? (Буквами и и ъ.}
Мягкий знак, мягкий знак —
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками ~ угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать
— Назовите тему урока.
IV.Работа по теме урока
Наблюдения над словами с мягким знаком на конце
... раз отмерь, один раз отрежь.
— Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Какое слово пропущено? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
— Объясните смысл данной пословицы. Когда так говорят?
— Назовите звуки в слове семь.
— Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Звуки [С] и [М'] мягкие.}
— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С']? (Гласной буквой Е.)
— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [М'] (Ь.)
— Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими. (Мель.) (Запись на доске: мел — мель.)
— Сравните эти слова. Какими звуками они различаются? (В слове мел твёрдый звук [Л], а в слове мель мягкий звук [Л'].)
— Как обозначили мягкость согласного звука [Л']? (Буквой Ь.)
— Одинаково ли значение этих слов? (Мел — мягкий белый известняк. Мель— мелководное место в реке, водоёме.)
2. Работа по учебникуУпр. 1 (с. 87).
— Прочитайте. О каком растении идёт речь в стихотворении? Почему его так назвали?
— Найдите слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете? Упр. 2 (с. 87).
— Прочитайте. Сравните слова по значению и по написанию.Как обозначена мягкость согласных звуков?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
— Прочитайте сведения о языке на с. 88.
— Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 88).
— Прочитайте пары слов.
— Произнесите звуки, которые выделены в словах.
— Как обозначить эти звуки на письме?
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (Обозначает мягкость согласного звука.)
Упр. 4 (с. 88).
— Разгадайте кроссворды. Посоветуйтесь с соседом по парте
— Чем похожи все слова в кроссвордах?
— Запишите любые три из этих слов. (Проверка.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.) Деньки, конь, небо, окунь.
— Сравните слова. Чем похожи все слова? (Во всех словах звук [Н'] мягкий.}
— Какое слово лишнее? Почему? (Небо - во всех остальных словах мягкость согласного звука [Н'] обозначена мягким знаком.}
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что может обозначать мягкий знак на письме?
Урок 35. Обозначение мягкости
Согласных звуков мягким знаком.
Перенос слов с мягким знаком
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; переносить слова
с мягким знаком.
Ход урока4
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Выборочный диктант
— Запишите только те слова, на конце которых пишется
мягкий знак. (Учитель диктует слова парами.)
Вес - весь, стол — сталь, пень - пел, дым — день, лось - лес, рысь — сын.
— Посчитайте в каждом слове количество букв и звуков. Что вы заметили?
— Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак звука не обозначает.}
III. Самоопределение к деятельности =
(На доске записаны слова.)
Лейка, чайник, репейник, сойка.
— Разделите слова для переноса. 1
— А как вы разделили для переноса слово пальто!
— Назовите тему урока. ''
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 5 (с. 89).
— Прочитайте.
— Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак?
Обоснуйте свой ответ.
— Выполните задание.
Грамматическая сказка
Мягкий знак дружит с разными буквами.
В словах коньки, деньки, пеньки — с буквой Н, в словах капельки, петельки, угольки — с буквой Л. А вот с буквой К — почему-то нет.
Буква К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. Мягкий знак примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами — Л и К.. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай нас с К, пожалуйста!»
— А как по-другому?
— У-гольки> — попросил мягкий знак.
— Так нельзя. Не могу. Правила строгие не разрешают.
— Тогда угол-ьки, - снова просит мягкий знак.
— Так тоже нельзя, не по правилам.
— Тогда угольк-и.
— Что ты? Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса!
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.
— Какое новое правило переноса вы узнали из этой сказки? (Мягкий знак при переносе остаётся на строке.)
— Какая буква так же, как и мягкий знак, при переносе остаётся на строке? (И.)
3. Работа по учебнику Упр. 7 (с. 89).
— Прочитайте слова. Обратите внимание, как они разделены для переноса.
— Почему мягкий знак не отделяется от предыдущей буквы? Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с мягким знаком?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
V. Физкультминутка
Раз,два - наклоыилися слегка.
Три, четыре - руки в боки, будем делать много-
скоки.
Пять, шесть - на лесенку залезть.
Семь, восемь — пробежаться вас поцросим.
Девять, десять — вот и всё.
Скоро встретимся еще.