VII, Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем отличается текст от группы предложений?
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
Урок 4. Предложение
Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.
Планируемые результаты:учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предло-жения; выбирать знак препинания в конце предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра «Составь слово»
(На доске запись.) : ЛОЕПРЕДНИЖЕ
— Из данных слогов составьте слово.
— Что такое предложение? — Из чего состоит предложение?
Конструирование предложений
(На доске записи.)
Кот, у, Тишка, жил, Миши, у
Душистая, лугу, на, трава. .
Иры,карандаши, у, новые. .
Книги,малыши, читали, интересные.
— Это предложения? Почему?
— Составьте предложения из данных слов.
— Как мы оформляем предложения?
— Составьте схемы к данным предложениям. (Схемы выполняются на доске.)
III.Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?
— Отгадайте, о каких знаках идет речь в загадках.
Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. (?)
Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (.)
Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! (!)
— Кто уже догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебникуУпр. 4 (с.12).
— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться в этих записях.
— Почему трудно было читать?
— Что нужно сделать, чтобы всё стало понятно? (Разделить на отдельные слова.)
— Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте поговорку.
— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.
— Как вы обозначили начало и конец предложения?
Словарная работа
— Отгадайте загадки.
В серой шубке перовой .
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)
— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах?
Материал для учителя
Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно коричневатым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьев. Единственный распространённый по всему миру вид — это домовый воробей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.
В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый человек; с воробьиный нос — маленький, крохотный.
— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь»?
— А это что за птица?
Носит серенький жилет, Но у крыльев — чёрный цвет. .. Видишь — кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Борона.)
— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.
— Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)
— Ворон считать. (Ротозейничать.)
— Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)
— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.
— Придумайте предложения с этими словами.
3. Работа по учебникуУпр. 5 (с. 12).
— Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предложения.
— Сравните схемы и предложения. Что можно сказать?
— Найдите схемы, которые соответствуют каждому предложению.
— Какие знаки стоят в конце предложений? Почему знаки разные?
— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 13.
— Как в письменной речи оформляется предложение?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебникуУпр. 6 (с. 13).
— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? Кто её автор? Чем заканчивается эта сказка?
— Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)
— Как при чтении мы выделяем границы предложений? Прочитайте текст, делая паузу между предложениями.
— Как на письме мы обозначаем начало и конец предложений?
— Запишите первые три предложения, правильно оформив их начало и конец.
Игра «Знаки препинания»
— Поставьте знаки препинания в конце предложений. (На доске записан текст (без знаков препинания).) У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
К. Чуковский
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят знаки препинания.)
— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте их.
— А теперь проведём конкурс на лучшего чтеца.
VII. Рефлексия
— Как вы поняли материал сегодняшнего урока?
— Как ъ устной речи отделяют одно предложение от другого? А в письменной?
— Какие знаки можно поставить в конце предложения?
— Оцените свою работу на уроке.