VII, Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем отличается текст от группы предложений?

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?

Урок 4. Предложение

Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.

Планируемые результаты:учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предло-жения; выбирать знак препинания в конце предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Составь слово»

(На доске запись.) : ЛОЕПРЕДНИЖЕ

— Из данных слогов составьте слово.

— Что такое предложение? — Из чего состоит предложение?

Конструирование предложений

(На доске записи.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши, у

Душистая, лугу, на, трава. .

Иры,карандаши, у, новые. .

Книги,малыши, читали, интересные.

— Это предложения? Почему?

— Составьте предложения из данных слов.

— Как мы оформляем предложения?

— Составьте схемы к данным предложениям. (Схемы выполняются на доске.)

III.Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?

— Отгадайте, о каких знаках идет речь в загадках.

Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. (?)

Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (.)

Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! (!)

— Кто уже догадался, чем сегодня будем заниматься на уро­ке? Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебникуУпр. 4 (с.12).

— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться в этих записях.

— Почему трудно было читать?

— Что нужно сделать, чтобы всё стало понятно? (Разделить на отдельные слова.)

— Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.

— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Вы­полните это задание в парах.

— Прочитайте поговорку.

— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.

— Как вы обозначили начало и конец предложения?

Словарная работа

— Отгадайте загадки.

В серой шубке перовой .

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)

— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах?

Материал для учителя

Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно корич­неватым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьев. Един­ственный распространённый по всему миру вид — это домовый воро­бей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.

В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый чело­век; с воробьиный нос — маленький, крохотный.

— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вы­летит — не поймаешь»?

— А это что за птица?

Носит серенький жилет, Но у крыльев — чёрный цвет. .. Видишь — кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Борона.)

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.

— Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)

— Ворон считать. (Ротозейничать.)

— Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)

— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безудар­ные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.

— Придумайте предложения с этими словами.

3. Работа по учебникуУпр. 5 (с. 12).

— Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предло­жения.

— Сравните схемы и предложения. Что можно сказать?

— Найдите схемы, которые соответствуют каждому пред­ложению.

— Какие знаки стоят в конце предложений? Почему знаки разные?

— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 13.

— Как в письменной речи оформляется предложение?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебникуУпр. 6 (с. 13).

— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? Кто её ав­тор? Чем заканчивается эта сказка?

— Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

— Как при чтении мы выделяем границы предложений? Прочитайте текст, делая паузу между предложениями.

— Как на письме мы обозначаем начало и конец предло­жений?

— Запишите первые три предложения, правильно оформив их начало и конец.

Игра «Знаки препинания»

— Поставьте знаки препинания в конце предложений. (На доске записан текст (без знаков препинания).) У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

К. Чуковский

(Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят знаки пре­пинания.)

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте их.

— А теперь проведём конкурс на лучшего чтеца.

VII. Рефлексия

— Как вы поняли материал сегодняшнего урока?

— Как ъ устной речи отделяют одно предложение от друго­го? А в письменной?

— Какие знаки можно поставить в конце предложения?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации