Федеративное устройство России: общая характеристика и основы
Общая характеристика.Федеративное устройство страны, как говорилось, есть одна из основ конституционного строя России. В истории России элементы федерализма имели место еще в эпоху образования Киевской Руси, когда она состояла из достаточно автономных племенных союзов восточных славян (новгородских словен, радимичей, вятичей и др.). Позднее, в эпоху раздробленности и ранней централизации, значительной самостоятельностью обладали удельные князья. Впоследствии в качестве унитарного государства Россия делилась на уезды, затем – губернии; одновременно могли допускаться и автономные национальные образования (Войско Запорожское, Королевство Польское, Бухарский эмират, Хивинское ханство и др.), но в предреволюционные годы оставалась лишь одна автономия – Великое княжество Финляндское. Россия впервые была провозглашена Российской Демократической Федеративной Республикой 6 января 1918 г. постановлением Учредительного Собрания, которое было распущено и решения которого не получили признания со стороны советской власти, следовательно официально федеративным государством Россия стала в январе 1918 г., когда на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (13-18 января) была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа со словами о «федерации советских национальных республик», ставшей позднее частью Конституции РСФСР 1918 г. Таким образом, это была только федерация национальных республик (Терская, Кубано-Черноморская, Донская, Таврическая и Туркестанская); остальные области самостоятельностью не обладали. Позднее всего в состав России вошли такие земли, как Республика Тыва (1944 г.), Калининградская и юг Сахалинской области (1945 г.).
В настоящее время федеративное устройство России регулируется, прежде всего, Федеративным договором (Москва, 31 марта 1992 г.) и Конституцией РФ, в которой этому посвящены частично гл. 1 (ст. 1 и 5) и гл. 3 в целом.
В составе России находятся 83 субъекта федерации, которые делятся на следующие виды статуса: 1) республики (государства) (Алтай, Карелия, Саха (Якутия), Тыва и др.); 2) края (Алтайский, Камчатский, Забайкальский и др.); 3) области (Новгородская, Тюменская и др.); 4) города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); 5) автономная область (Еврейская); 6) автономные округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий).
Основы федеративного устройства. Содержательно федеративное устройство раскрывается в основах федеративного устройства, закрепленных в ст. 5 Конституции.
1. Равноправие субъектов РФ (см. также ч. 2 ст. 72) – отличает РФ от федераций, где субъекты обладают разным набором прав (в Индии штаты делятся на 4 группы (наиболее привелегированы Сикким и Уттар-Прадеш). В федерациях бывают федеральные территории, вообще управляемые из центра (3 острова в США, 3 федеральные территории и столичный федеральный округ, наряду с 26 штатами в Бразилии, Дели и союзные территории в Индии). В России же, несмотря на различные названия, перечень прав у всех субъектов практически одинаков. Тем не менее можно выделить следующие различия. Только республики имеют право вводить второй государственный язык, употребляемый наряду с русским (ст. 68), например, алтайский, чего не могут даже национальные автономные округа. Формальным отличием республик является также наименование их основных законов конституциями, в то время как у остальных это уставы (в дополнение к этим официальным названиям законов субъекты федерации вводят и иные названия-синонимы, например, Устав (Основной Закон) Алтайского края или Конституция (Степное Уложение) Республики Калмыкия). Автономные округа, в отличие от иных субъектов, могут входить в области и края (таково положение всех округов, кроме Чукотского) (ст. 66).
2. Государственная целостность. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, которая включает в себя территории ее субъектов (границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», внутренние морские воды – это территория портов, заливов, бухт, губ и лиманов (с шириной прохода не более 24 миль, более широкие заливы и т.д., а также моря и проливы включаются во внутренние воды, если это исторические принадлежности России по Перечню Правительства РФ, например, залив Петра Великого или Пенжинская губа в заливе Шелихова), а территориальное море – 12 морских миль от побережья и внутренних вод. Прилежащая зона в 24 мили хотя и не является территорией России, но там осуществляются упреждающие пограничные и таможенные операции. Россия обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе (дно и недра до подводной окраины материка, при этом устанавливается презумпция 200 миль шельфа от побережья, большая территория определяется фактическим наличием материка) и в исключительной экономической зоне (морской район в 200 миль, который может совпадать с шельфом) в порядке, определяемом нормами международного права (см. Федеральные законы от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»). Россия обладает в этих прилегающих к ее территории районах исключительным правом на рыболовство, добычу ископаемых и др. Иностранные суда обладают свободой судоходства (рыболовство осуществляется с разрешения российских органов). На всей территории федеральные законы имеют верховенство, а государственным языком является русский (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ) (русский язык является также государственным в Белоруссии, наряду с белорусским, а в Казахстане по Конституции он может использоваться в органах власти наравне с государственным казахским). На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров (ч. 1 ст. 74), введение других денег кроме рубля (ч. 1 ст. 75). Столица Федерации – Москва (ч. 2 ст. 70).
Не допускается выход субъекта из состава РФ (это положение прямо не закреплено в Конституции, но вытекает из ряда норм, например, ч. 3 ст. 4, гласящей, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории); в первоначальном тексте Конституции Республики Тыва содержалась норма о ее праве выхода из РФ, впоследствии удаленная как противоречащая конституции федеральной; подобные положения – норма для большинства федераций, хотя в Канаде этот вопрос не урегулирован, и в 1999 г. в провинции Квебек допускался референдум об отделении. В то же время возможно принятие в РФ иностранного государства или его части по международному договору и образование в ее составе нового субъекта в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Закон сейчас допускает только объединение двух и более граничащих субъектов после референдума и принятия соответствующего федерального конституционного закона. Например, Корякский автономный округ объединился с Камчатской областью в Камчатский край. Может изменяться также статус субъекта федерации по взаимному согласию субъекта и РФ в соответствии с принимаемым федеральным конституционным законом.
3. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Россия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (см. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» и Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов РФ»). Сохранение русского языка обеспечивается уже его государственным статусом. Что касается дополнительных к основному языков, то в мире нередко объявляются государственными сразу два и более языков: в Приложении к Конституции Индии прямо названы 18 государственных языков помимо общегосударственного хинди, в Канаде – английский и французский, Израиле – иврит и арабский, Швейцарии – немецкий, французский, итальянский и ретороманский, Бельгии – фламандский, французский и немецкий, Финляндии – финский и шведский, ЮАР – 11 языков. В России, как было сказано, пошли по пути предоставления республикам РФ права вводить второй государственный язык (в одном из определений Конституционного Суда РФ указывалось на правомерность при этом равного по объему изучения такого языка и русского во всех школах республики). Согласно п. 4 ст. 3 Закона о языках, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных (т.е. автономных) образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. А согласно п. 3 ст. 16, в необходимых случаях официальное делопроизводство в субъектах наряду с государственным языком РФ, государственными языками республик может вестись на языках народов РФ на территориях их компактного проживания (порядок определяется законодательством субъектов федерации).
Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» предоставлены широкие права одноименным общественным организациям народов России. Особо гарантируются права коренных малочисленных народов (ст. 69 Конституции). Принят Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», в соответствии с которым, это народы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. Сейчас действует Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 760) (пожалуй, наиболее малочисленным является народ водь); для целей Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» принят более узкий Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р). В Республике Алтай таковы кумандинцы (частично проживают и в Алтайском крае), теленгиты, тубалары, челканцы и шорцы (к алтайцам близок такой малочисленный народ, как телеуты, проживающий в Кемеровской области). Представители этих народов, проживающие в исторической местности и ведущие традиционное хозяйствование, имеют право на безвозмездное пользование землями разных категорий, возмещение убытков от ущерба исконной среде обитания, первоочередной прием на работу в организации традиционного хозяйствования и др., в то же время недолго действовавшая норма о выделение для них квот для представительства в законодательных органах субъектов федерации отменена (квоты применяются, например, в Иордании, Новой Зеландии, Румынии и Хорватии).
В политической области самоопределение народов проявляется в существовании ряда национальных республик, автономных округов и автономной области. Самоопределение других народов не урегулировано в российском законодательстве. Лишь на уровне местного самоуправления иногда практикуется создание национальных муниципальных образований, например, Кумандинский национальный сельсовет Солтонского района Алтайского края, немецкие национальные районы в Алтайском крае и Омской области, эвенкийский национальный район Красноярского края, нанайский и ульчский районы в Хабаровском крае.
4. Единство системы государственной власти. То есть система органов власти субъектов устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции). Так, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрены республиканская форма власти с разделением властей, в то же время наличие высшего должностного лица субъекта и наименование органов отдано на усмотрение субъектов федерации. В большинстве субъектов предусмотрены высшие должностные лица (кроме, например, Алтайского края, где Губернатор является только главой высшего исполнительного органа края, и Ненецкого автономного округа): Президенты Республик Татарстан и Саха, Главы Республик Алтай и Калмыкия, Карелия и Мордовия, Губернаторы Красноярского края и Самарской области, Председатели Правительств Республик Тыва и Хакассия, Мэр г. Москвы. Данные должностные лица после внесения изменений 2004 г. в названный закон не избираются (как в США), а наделяются полномочиями представительными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ[43] (в Индии губернаторы штатов прямо назначаются президентом страны, однако в парламентском правлении штатов они играют небольшую роль). Обычно главы субъектов федерации одновременно возглавляют и исполнительную власть, но изредка, как в Татарстане, президент стоит над всеми ветвями власти. Исполнительными органами являются, например, Администрация Алтайского края, Кабинет Министров Республики Татарстан, Правительства Республики Алтай и Чеченской Республики.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти, с чем связана оценка деятельности региональных исполнительных органов Президентом РФ на основе ежегодных докладов высших должностных лиц субъектов РФ (см. ст. 26.3.2 Федерального закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322, последним, в частности, введен показатель отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона, к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона).
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов федерации (об этом подробнее в следующем параграфе).