Конфуцианские идеи и институты в период позднего средневековья.
Конфуцианские идеи и институты в период Тан-Сун.
В годы политических неурядиц центр социально-политической активности переместился на места, в деревни, где набирали силу те нормы социальной этики и принципы администрации, которые были сформулированы в Лицзи. Эти нормы постепенно становились достоянием общинной верхушки, многочисленных семей землевладельцев. Любой человек, имевший хоть немного земли считался землевладельцем по отношению к казне. Из числа этих землевладельцев вышли так называемые «сильные дома». Из этих домов вышло не одно поколение образованных чиновников, грамотеев, знатоков конфуцианства. Сформировалась своего рода конфуцианская элита. «Чистые суждения» представителей этого слоя во многом определили «общее мнение» и реально влияли на моральный климат и политическую администрацию, что способствовало сохранению и даже укреплению конфуцианской традиции. Это было весьма существенно в условиях, когда конфуцианство утратило свои господствующие позиции под давлением даосизма и буддизма.
В конечном счете, именно эти любители «чистых суждений» не только сохранили конфуцианские идеи, но и способствовали их быстрому утверждению с момента воссоздания централизованной империи. Начиная с династии Тан (7 век) конфуцианство полностью восстановило свой прежний статус официальной господствующей идеологии.
Каких-либо принципиально новых идей танские конфуцианцы не выдвинули. Но в сфере толкования и комментирования они весьма преуспели. Кун Ин-да собрал и откомментировал ряд древних канонических текстов, создав из них конфуцианское Пятикнижие. Каждый из этих канонов отныне стал непреложной догмой, абсолютным авторитетом. Тексты Пятикнижия учащиеся заучивали наизусть. Более того, толкование и интерпретация древних текстов и написанные на этой основе сочинения стали со времен Тан той идейно-теоретической основой, знание которой открывало путь наверх.
Корни системы конкурсного отбора способных восходят по меньшей мере к династии Хань, но в качестве разработанной системы она начала функционировать именно в Тан. Прошедшие через три ступени конкурса автоматически становились обладателями высших должностей в системе администрации империи. Это способствовало резкому росту авторитета конфуцианства. Имперская иерархическая структура нуждалась в конфуцианстве.
Первоначально симпатизировали даосам и правители династии Тан. Лишь в конце династии (9 век) экономическая сила буддизма была сломлена в результате экспроприации имущества монастырей. Династия Тан осознала, что своим процветанием она обязана конфуцианству. Одним из первых об этом заявил конфуцианец Хань Юй (9 век). Он резко выступал против даосизма и буддизма и призывал подавить ложные учения во имя процветания единственного истинного. Император У-цзун подавил буддизм в Китае.
Новая династия Сун (10-13 вв.) сделала ставку на конфуцианские идеи и методы. Период Сун — это своего рода триумф конфуцианства. Где-то внизу, на уровне народных верований, конфуцианство уверенно возглавляло религиозно-синкретическую систему, включавшую в себя также и культы даосизма и буддизма. Одновременно сверху, на уровне высокообразованных интеллектуалов, конфуцианцы стали столь же уверенно лидировать в сфере социальной, этической и административно-политической мысли. Это особенно отчетливо проявилось в 11 веке в годы реформ.
Один из реформаторов, Ли Гоу, считал необходимым обратить особое внимание на подготовку конфуцианских кандидатов в чиновники, на их целенаправленное обучение и соблюдение ими этических норм. Для этого он рекомендовал перенести акцент с безликой экзаменационной системы на систему лично ответственных за своих питомцев наставников. Другие, как Фань Чжуан-янь, ратовали за усиление роли служилой конфуцианской бюрократии и отмену привилегий и фаворитизма по отношению к приближенным императора, а также за реформу финансово-экономической системы страны. Смысл предложений заключался в необходимости усилить эффективность центральной власти, ослабить стремление собственников к беспрерывному обогащению и за этот счет увеличить доходы государства.
Реформы Ван Ань-ши несколько обуздали аппетиты собственников, сыграли свою роль в укреплении имперской структуры. Суровые меры Вана вызывали оппозицию его реформам.
Даже исторические сочинения акцент делали не на событиях, а на дидактике. Показательна книга Сыма Гуана (300 глав) «Всеобщее зерцало, помогающее управлению». История должна учить жить. Трактат Ли Гоу «Политика обогащения государства, усиления армии, успокоения народа» был написан в 1039 году. Вся концепция ориентирована на классические образцы прошлого. Все новое тщательно камуфлировалось в классические одежды. Ли Го и другие советовали перенимать все новое, полезное, учитывать потребности времени.
Середина XVII века — начало новой династии Цинн – не была в истории Китая важным рубежом. Очередное иноземное господство обострило обсуждение политических идей. Важнейшая проблема — это отношение Срединной империи с ее соседями. Классическая трактовка этой проблемы сводилась к тому, что между культурными китайцами и их нецивилизованными соседями существует пропасть. Эта пропасть может быть преодолена за счет китаизации, т.е. цивилизации варваров. Эта генеральная идея в конечном счете вела к постулированию превосходства Китая и принципов его жизни. Первоначально маньчжуры не восприняли эту идею, но довольно скоро они усвоили всю ее мудрость и полезность для себя. Маньчжуры провозгласили конфуцианство основной идейной доктриной страны. Маньчжурские императоры стали по существу китайскими императорами.
ТЕСТЫ
:test
:TYPE:MC
:QUESTION
Имперское конфуцианство это:
:ANSWER1:0
синтез идей брахманизма и даосизма
:ANSWER2:100
синтез идей легизма и конфуцианства
:ANSWER3:0
повторение идей Конфуция.
:TYPE:MC
:QUESTION
В концепции Дун Чжу-шу правитель объединяет:
:ANSWER1:0
армию и флот
:ANSWER2:100
Небо, Землю и Человека
:ANSWER3:0
мудрецов и купцов.
:TYPE:MC
:QUESTION
Тезис «нормы ли не распространяются на простолюдинов, наказаниям не подлежат высокопоставленные дафу» принадлежит:
:ANSWER1:0
Конфуцию
:ANSWER2:0
Шань Яну
:ANSWER3:100
Лицзи.
:TYPE:MC
:QUESTION
В трактате «Тай-пин-цзин» проповедывались идеалы:
:ANSWER1:0
брахманизма
:ANSWER2:50
всеобщего равенства
:ANSWER3:50
полной социальной справедливости
:ANSWER4:0
конституционной морархии.