Вопрос 3. Объект, предмет политики
Предмет политики заключает в себе отношение общества и индивида. Взаимная зависимость и противопоставление усложняют и обогащают политику, а термин делают многомерным.
Политику невозможно представить без ее субъектов и объектов. Субъект политики (от лат. subjectum - подлежащее) - то лицо или коллегиальный орган, кто участвует в политической деятельности, причем действует свободно и самостоятельно. Политологи выделяют несколько видов субъектов политики: а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы; в) группы, концентрирующие в своих руках основы власти, ее рычаги: политическая элита и бюрократия - посредник между элитой и остальным обществом.
Объект политики (от лат. objectum - предмет) - то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так далее. Субъект и объект политики существуют независимо, но должны рассматриваться в единстве. Они - явления относительные и могут меняться ролями при изменении направления воздействия: субъект превращается в объект, объект становится субъектом. Так, например, государство может быть и субъектом, и объектом политики. Аналогично - и социальные группы, и народ в целом.
В зависимости от степени сознательности существует три вида политического участия субъектов:
- стихийное участие (бессознательное) - субъект не свободен в своих действиях, он способен лишь воспринимать воздействие со стороны, не исключая принуждения,
- полусознательное участие - субъект частично понимает политическое действие, и все же не вполне самостоятелен в своем выборе, - сознательное участие - субъект свободен, понимает свои место и роль, со знанием дела участвует в политической деятельности.
По характеру и месту, занимаемому в общественной структуре выделяются три группы субъектов политики:
а) субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, электорат (избиратели), мафиозные и лоббистские группы, кланы (торговые, военные, промышленные и тому подобные), индивиды;
б) институциональные субъекты: государство, политические партии, общественные организации, парламент, президент, местная администрация и так далее;
в) функциональные субъекты: армия, религиозные организации, средства массовой информации, оппозиционные организации, малые группы, общественные движения, международные корпорации и так далее.
В зависимости от отношения субъекта к власти существуют субъекты прямого действия (государство, политическая партия, армия, органы безопасности и прочие) и субъекты косвенного действия (соучастники): личность, группа, масса.
Субъекты различаются также по своим динамическим качествам, по стилю действий. Некоторые из них обладают меньшей динамикой, большим консерватизмом, устойчивостью своего политического существования: государство, партия, церковь, этнос. Они меняются крайне медленно и неохотно. Другие - гибче реагируют на меняющуюся конкретную ситуацию и обладают более высоким динамизмом (личность, группа, общественное движение, электорат). Третьи - склонны к крайностям: их отличает либо пассивность, либо экстравагантное поведение радикального и даже экстремистского толка.
В зависимости от способностей, компетентности, уровня мастерства среди субъектов политики можно выделить главных деятелей, второстепенных и статистов. Главные деятели, как правило, способны решающим образом влиять на другие объекты вне себя, второстепенные - выполняют вспомогательную работу, а статисты наблюдают и изредка дают советы как бы со стороны.
Успех деятельности субъекта политики зависит от отношения его к политике как к науке. Превращению политики в науку способствуют следующие условия:
а) открытие законов общественного развития и приспособление их к руководству политической практикой,
б) наличие ведущей силы социального прогресса, способной опираться на объективные законы в своей реальной деятельности,
в) утверждение в общественном сознании передовой политической идеологии,
г) наличие организации, способной возглавить процесс политических преобразований.