Конфликты и согласия в политике.

конфликт – результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих властные полномочия или ресурсы.

Специалисты-конфликтологи выделяют основные элементы конфликта:

 источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия;

 повод – события, послужившие началом активных действий сто-рон;

 стороны, участники конфликта;

 средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом;

 цели сторон.

Принято выделять различные типы политических конфликтов:

по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты;

по характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на институциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры, создавать институты для регулирования конфликтов;

по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низ-кой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением "играть на выигрыш", вторые – затяжным и менее выраженным противостоянием сторон;

с точки зрения публичности говорят об открытых, выраженных в явных формах, и закрытых (латентных) конфликтах, в которых преобладают теневые способы принятия решений и т. д.;

по времени протекания различают долговременные и кратковре-менные конфликты (военный конфликт, скорее всего, будет долговременным, а, например, отставка министра – кратковременным);

По содержанию можно выделить:

конфликты ценностей, которые, в основном, характерны для развивающихся государств и государств с неустойчивым государственным строем;

конфликты интересов преобладают в развитых странах, где политической нормой является "торг" по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспечения и т. д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию;

конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с обществом, государством в целом.

Политический кризис – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства.консенсус – это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при решении спорной проблемы вряд ли возможно.

Вопрос 49. Современные теории политического развития. Модернизация: основные концептуальные подходы.

Политическое развитие- мы можем охарактеризовать как последовательная смена качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей. Другими словами, политическое развитие основано на качественных изменениях.

Политическое развитие — процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Тем более у политического развития нет единого заданного алгоритма. Кроме того, политическое развитие осуществляется не линейно. Исследователи отмечают его циклический, волнообразный, дискретный и т.д. характеры. Таким образом политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами .

В качестве примера политического развития можно привести создание наций-государств с республиканской формой правления в Западной Европе в период Нового времени в результате буржуазных преобразований и революций. Здесь уже речь идет о серьезных качественных изменениях, носящих эволюционный характер. Вместе с тем эти длительные эволюционные процессы реализовывались посредством накопления количественных политических изменений, постепенно перешедших в качественные.

Наши рекомендации