Государство как основной институт политической системы.Сущность, формы правления, формы государственного устройства.

Государство – это организация власти в обществе, призванная заведовать его общими делами. Оно обладает рядом признаков:

1. Территория. Она составляет физическую, материальную ос-нову государства. Размеры и конфигурация территории могут меняться: расширяться в ходе завоевания новых земель, сокращаться в результате поражения в войне, дробиться в процессе распада. Однако в любом случае государство существует только до тех пор, пока располагает определенной территорией.

2. Население. Власть государства осуществляется по отношению к людям, проживающим на определенной территории.

3. Суверенитет [нем. Souveränität< фр. Souveraineté – верхов-ная власть]. Говоря о суверенном государстве, мы имеем в виду, что оно обладает верховной властью внутри страны. Это значит, что государство способно обеспечить стране самостоятельное, независимое существование и развитие, что именно его приказы и распоряжения на данной территории являются главными и непререкаемыми.

4. Наличие специального государственного аппарата. Можно выделить некоторые обязательные элементы государственного аппарата. Это: представительные учреждения, исполнительно-распорядитель-ные органы (министерства, муниципалитеты), органы прокуратуры, суды, органы охраны общественного порядка (милиция, полиция), вооруженные силы.

5. Монополия на легитимное насилие. Государство, в отличие от других политических институтов имеет возможности использовать насилие, организованное и законодательно закрепленное. Государ-ственная власть – это субъект, применяющий насильственные санкции по отношению к гражданам, силу с разрешения и в рамках закона.

Формы государства

Для того чтобы описать форму государства, необходимо определить форму правления и форму территориального устройства. Форма правления – это состав и соотношение высших органов власти в государстве. Различают две основные формы правления в демократических странах – парламентскую и президентскую республику. Можно назвать четыре отличительных признака парламентской республики:

 парламент избирается гражданами страны и является единствен-ным высшим выборным органом в государстве;

 парламент формирует правительство. Он подбирает и назначает министров для ведения дел в государстве;

 правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока оно пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов парламентариев;

 глава правительства в парламентской системе фактически яв-ляется и главой государства.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Можно назвать четыре основных признака президентской республики:

 президент является главой государства;

 и президент, и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга;

 президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания и при этом обладает решающим голосом;

 отдельные ветви власти – законодательная (парламент) и исполнительная (президент) – обладают значительной самостоятельностью. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга.

Для того чтобы описать форму, необходимо определить, на какие части (административно-территориальные единицы) разделено государство, и как эти части соотносятся между собой. Различают три основных формы территориального устройства: унитарные государства, федерации и конфедерации.

Унитарное государство отличается тем, что его отдельные части – административно-территориальные единицы (департаменты, провинции, штаты) – не имеют статуса самостоятельных государственных образований. Они располагают определенными правами в решении своих местных вопросов, но в остальном напрямую подчиняются центральной власти. Унитарное государство имеет одну для всей страны конституцию, один представительный орган, одно правительство, единые вооруженные силы, единую бюрократическую систему.

Федерация [< лат. federatio – союз, объединение] – это форма территориального устройства, при котором отдельные государственные образования объединяются в одно союзное государство. Обычно они заключают при этом союзный договор, в котором оговаривается, какие полномочия передаются центральным (федеративным) органам, а какие остаются у членов (субъектов) федерации. Права федерации и составляющих ее членов разграничены. В федеративных государствах наряду с общей, союзной конституцией существуют и конституции входящих в федерацию государственных образований.

Конфедерация– это политическое объединение государств для координации действий в той или иной сфере, при полном сохранении их независимости. Конфедерацию нельзя назвать отдельным государством. В ней нет общего законодательства, гражданства, общей судебной системы. Обычно такие объединения возникают в кризисных, экстремальных ситуациях, когда государства видят в конфедерации средство для защиты от внешней опасности или выхода из кризиса.

Государства различаются формой правления и формой территориального устройства. Выбор формы правления определяется потребностями общественного развития, историческими традициями и опытом отдельных стран.

Наши рекомендации