Политические учения Средневековья и Нового Времени

Преобладание религиозной доктрины в духовной жизни Средневековья (V–ХV вв.) откладывает отпечаток на круг политических идей и на взгляды мыслителей этого периода. На первый план выходят проблемы происхождения государственной власти и соотношение позитивных (государственных) законов и божественного откровения. Только в эпоху Возрождения (ХV–ХVI вв.) политическая мысль сделала резкий поворот от христианской схоластики в сторону научного исследования политических процессов.

Представитель Особенности и характерные черты учения
Августин Аврелий (353–430 гг.) Доказывал превосходство духовной власти над светской. Государству, по его мнению, необходимо в силу грехопадения человека и его неспособности самостоятельно выйти на путь веры.
Фома Аквинский (1225–1274 гг.) Развивает идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви. Выделяет в структуре государства три важных компонента: содержание (выражается в отношениях господства и подчинения); государственная форма (должна соответствовать жизни народа); использование правителем государственной власти (может быть справедливым или не справедливым). Закон – это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии.
Николо Макиавелли (1469–1527 гг.) Считает, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали. Первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей задачей считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика, по его мнению, удел немногих, поэтому искусству политики также нужно учиться. Особое внимание уделяет политической психологии. Считает, что поведением людей руководят два главных мотива – страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно, лишь опираясь на мотив страха. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение ими открывает дорогу поражению.
Жан Боден (1530–1596 гг.) Первый в истории политической мысли выдвинул идею государственного суверенитета. Государство обладает всей полнотой политической власти в стране. Абсолютным источником права в государстве является монарх, монархия признается наилучшей формой правления.
Гуго Гроций (1583–1645 гг.) Предпринимает первую попытку систематического изложения учения о естественном праве.
Томас Гоббс (1588–1679 гг.) Согласно его учению до возникновения государства люди жили в диком состоянии. Жизнь в таком состоянии напоминает «войну всех против всех», в ней нет победителей. Разум показывает людям законы жизни, которые соответствуют их собственной природе. По его мнению, первый закон гласит: в любой ситуации нужно стремиться к миру. Мир обеспечивается заключением договора, в котором каждый человек отказывается от части своих прав. Заключенный договор служит основанием для новой формы человеческого общения людей – государства. Заключив договор, люди наделяют главу государства (верховную власть) правом следить за соблюдением договора и разрешением конфликтов. Государственная власть не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу.
Джон Локк (1632–1704 гг.) Полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство. Создав государство, люди передают ему только часть своих естественных прав. Важнейшие, неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу) они оставляют за собой. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, он указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную (осуществляет право издавать законы), исполнительную (проводит законы в жизнь) и союзную или федеративную (занимается внешней политикой). Эти власти должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа.
Шарль Монтескье (1689–1755 гг.) По его мнению, человек, как существо разумное, может сам устанавливать свои законы, но как существо, привязанное к своим физическим потребностям, он слаб и постоянно нарушает им самим же установленные законы. Слабость человека, с одной стороны, и стремление к обучению, с другой, толкают людей к объединению и созданию государства. Государство принудительным образом поддерживает законы, установленные человеческим разумом. Он устанавливает связь между законами, общественным строем и природными условиями, в которых живет тот или иной народ. На законодательный строй государства влияют религия, традиции, черты характера и образ жизни человека, особенности географической среды. Он утверждал, что в жарких странах вследствие общей размягченности жизненного ритма высока вероятность установления деспотической формы правления. Был сторонником разделения властей. Он усовершенствовал концепцию, предложенную Дж. Локком, и установил, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Жан Жак Руссо (1712–1778 гг.) Дает оригинальную интерпретацию теории общественного договора, так как считает, что в результате заключения общественного договора народ потерял свои естественные права и свободы, но ничего не приобрел. Преимуществом государственного состояния воспользовались собственники, которые превратили государство и верховную власть в своего наемного исполнителя. Политическое состояние считал лишенным легитимности и то, что оно поддерживается силой и обманом. Заключив общественный договор, власть имущие воспользовались силой народного суверенитета в корыстных целях. Главная задача революции и справедливого государства – восстановление народного суверенитета. Корень всех общественных бед усматривает в институте частной собственности. Она создает фактическое неравенство людей при существовании формального равенства перед законом.
Иммануил Кант (1724–1804 гг.) Центральной проблемой учения становится проблема свободы в ее гражданском и нравственном аспектах. Каким образом построить политико-правовую систему, чтобы согласовать внутренний голос человеческой совести и внешние социальные условия? Опасность для человечества видит не в самой войне, а в международной атмосфере «постоянной и все растущей подготовки к будущей войне».
Карл Маркс (1818–1883 гг.) В отличие от всех предшествующих мыслителей, сам не только сформировал политическую доктрину, но и возгавил влиятельное политическое движение, распространившееся по всему миру. Разрабатывая свою политическую доктрину, полагал, что вся политическая жизнь общества и соответствующие ей идеологические формы в конечном итоге детерминированы экономическими отношениями, среди которых важнейшую роль играют отношения собственности. Рассматривал государство как машину политического господства класса имущих и поддержания режима эксплуатации человека человеком. Социальная несправедливость может быть устранена только революционным путем. С победой пролетарской революции заканчивается этап развития общества через классовую борьбу и начинается эпоха коммунизма и сознательного построения общественной жизни.

Наши рекомендации