Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Понятие политической культуры.В современной политической науке нет общепринятого понятия политической культуры.
Можно выделить две основных группы базовых концепций этого явления политической жизни. К первой группе относится концепция Г.Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье "Сравнительные политические исследования". Под политической культурой Г.Алмонд понимал определенный образец ориентации на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной работе с С. Вербой "Гражданская культура", это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие "политическая культура" указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура — это политическая система, интериори-зованная в знаниях, чувствах и оценках населения. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах Л. Пая, С.Хаптипгтопа, Д.Элазара, Х.Доменигера, А.Браупа и др.
Ко второй группе относятся исследователи, включают в политическую культуру еще и образцы политического поведения. Так, американский политолог Д.Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения, включает в содержание политической культуры и Р. Такер.
В отечественной политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи - Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин -ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения.
Другие - Э.Баталов, Е.А.Егоров, Н.М.Кейзеров, М.Х.Фарукшин -наоборот, включают образцы политического поведения в содержание политической культуры.
По мнению Э.Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и
обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Структура политической культуры.Политическая культура представляет сложное в структурном отношении образование. Существует разнообразие мнений по вопросу количества компонентов политической культуры.
Авторы первой концепции политической культуры Г.Алмонд и С.Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентации. Познавательные ориентациивключают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах". Аффективные(эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу. Оценочныеориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.
Сторонник более широкой трактовки политической культуры У.Розенбаум счел необходимым вычленять "компоненты ядра", то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы:!) "ориентация в отношении правительственных структур" - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам; ориентация в отношении правительственных "входов" и "выходов"; 2) "политические идентификации", то есть сопричастность индивида к "политическим единицам" - нациям, государству, городу; политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3) "политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности" или "политическая компетентность" (участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность" (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).
Э.Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентации в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.
Во вторую группу Э.Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим. Выделяют модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность.
Политическое самосознание включает и представления субъекта о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.
В третью - отношения между институтами политической системы (государства и партии, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне. В четвертую группу включаются отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е. политических институтов и организаций к социальным группам и классам.
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура.Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентации значительного болыпинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентации.
Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим.
Типология политической культуры.Первую типологию политической культуры предложили ГЛАлмонд и С.Верба. В основу они положили тип ориентации субъекта политического действия на "специализированные политические объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентации в отношении политической системы в целом, аспектов ее "входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".
Они выделили три основных типа: провинциалистская(традиционная или патриархальная), подданическая; партиципаторнаяили политическая культура участия (активистская).
Для провинциалистскойполитической культуры "частотность ориентации на специализированные политические объекты" достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Подданическаяполитическая культура характеризуется высокой частотностью ориентации в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провин-циалистско-партиципаторная.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой".В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичное™ интересов и убеждений в их прими-римости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Помимо общих существуют и специфические типологии. Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и "правил игры", и, соответственно, наличия и специфики субкультур. У.Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.
Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.
Тесты
1. Политическая культура может быть определена как: а) совокупность социальных, экономических характеристик членов определенного общества
б) уровень общей грамотности населения
в) совокупность специфических ориентации, ценностей и уста
новок субъекта в отношении политической системы общества
г) политические убеждения правящей элиты.
2. Для какого типа политической культуры характерны хорошая
осведомленность членов общества об устройстве политической
системы и активное участие в политической жизни:
а) традиционной
б) активистской
в) подданической
г) тоталитарной
3. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы «гражданский»
тип политический культуры, прежде всего, характерен для:
а) России
б) Китая
в) США
г) Индии
Литература
1. Баталов Э. Политическая культура современного американского общества. - М., 1990.
2 Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6.
3. Багдасарьян Н.Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы
«американизации» русской культуры // Социально-политический
журнал. - 1997. - № 3.
4. Гаджиев К. Политическая культура: концептуальный аспект //
Полис.-1991.-№6.
5. Гудименко Д. Политическая культура России: преемствен
ность эпох // Полис. - 1994. - № 2.
6. Дженусов А. Политическая культура: концептуальные аспек
ты // Социально-политический журнал. — 1994. - № 11-12.
7. Светлицкая Е.Б. Новая российская идентичность // Общест
венные науки и современность. - 1997. - № 1.
8. Фарукшин М. Политическая культура общества // Социально-
политические науки. - 1991. - № 4.
9. Флиер А. Цивилизация и субцивилизация России // Общест
венные науки и современность. - 1993. - № 6.
10. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Общест
венные науки и современность. — 1993. - № 1.