Политическая мысль Древнего Мира и Средневековья (хронология)

Мыслители Политические концепции
Аристотель (Древняя Греция) Государство возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию. Государство имеет свою форму, которая определяется числом властвующих (один, немногие, большинство)  
    Формы (зависит от социальных групп)    
         
  Правильные   Неправильные  
  (властители радеют за общую пользу)   (властители отстаивают личное благо)  
         
Средневековье
Фома Аквинский (Западная Европа) Теория божественного происхождения государства. Превосходство духовной власти над светской. Политическая наука – область знания, относящаяся к управлению государством, главными целями которой являются имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.
Николо Макиавелли (Возрождение) Государство означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий аристократии (дворянства) и народа. Важный компонент государства – политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению.
Гуго Гроций (Голландия) Правовая трактовка социально-политических проблем. Человеку присуще стремление к общению на основе разумных правил. Государство – союз разумных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы; соглашение большинства против меньшинства. Верховная власть суверенна, носитель власти – одно или несколько лиц.
Джон Локк (Англия, XVIIв.) Опровержение идеи о всесилии политической власти. Источник власти – общественный договор. Государственная власть имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (право собственности, свободы веры и мнения). Принцип разделения властей и законность мешают государству выходить за рамки полномочий. Предлагал разделить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность госорганов, чтобы власть не концентрировалась в одних руках.
Шарль Луи Монтескье Учение о разделении властей, разделение компетенций в государственном аппарате. Разделение труда. Право – подлинный регулятор отношений между гражданами и правительством. Законодательная власть формирует законы, исполнительная - выполняет их, судебная - карает преступления.
Жан Жак Руссо В естественном состоянии существуют свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства связано с появлением частной собственности и государства. Основа законной власти – общественный договор (человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником). Концепция народного суверенитета: все члены общества должны участвовать в управлении государством. Идея равенства и свободы, равное распределение частной собственности.
                   


Политическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVII века)

Критерии Мыслители
Макиавелли Н. Жан Воден
1. Государство Прочность государства зависит от личности государя. Тесная взаимосвязь между правильным государственным устройством, хорошими законами и сильной армией. Государство – есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно правам.
2. Политика Психологические аспекты политики и формирование правил политического искусства. Внешняя политика: удачные политические союзы и сильная армия. Убежденный сторонник абсолютной монархии. Политика существует для укрепления суверенной власти.
3. Общество Чтобы сделать общество лояльным к власти, следует издавать хорошие законы в интересах большинства. 2 способа повиновения: любовь к государю и страх. Государство гарантирует мир внутри общности, защищает от нападений извне и этим заботится об истинном счастье индивидов и общества в целом.
4. Право Практически не рассматривал проблему прав и свобод личности, т.к. считал политические права второстепенными, подданные прощают их отсутствие, но не потерю. Государство возникает посредством правового договора и каждый свободный и разумный индивид или аристократ имеет право доступа к должностям.
5. Общественные отношения Лица, которые стремятся захватить трон и власть, должны быть жестко истреблены. Можно быть щедрым только в одном случае: добыча за счет чужого добра. Ячейка государства – семья (домохозяйство), по статусу глава семьи – прообраз государственной власти. Не должно быть выступлений против государства, т.к. оно суверенно. Государство защищает и поддерживает мир в обществе.
6. Власть Политическая власть выражается в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Усиленная охрана и защита власти. Суверенная власть есть власть единая, высшая, абсолютная. Единство, надежность суверенитета гос. власти совмещается с дифференциацией власти, управление которой не является тождественным.
7. Вера и религия Религия необходима для построения и функционирования государства. С ее помощью объединяются народы, переносятся тяготы и лишения. Во имя веры люди идут на смерть. Он признает только практическую сторону религии. Счастье индивида заключается в познании Бога, человека и природы и, в конечном итоге, почитания Бога. Как во вселенной надо всем властвует Бог, на небе – Солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один правитель.



Политическая мысль Нового Времени (XVIII-XIX века)

Критерии Учения
Вольтер Монтескье Руссо Маркс
1. Государство Управлять государством могут только собственники. Необходимость реформ и правильного их осуществления. Следует заменить деспотизм абсолютной монархией, а ее, в свою очередь, республикой с разделением компетенций в гос. аппарате. В управлении государством участвуют все члены общества. Государство основано на общественном договоре. Естественное догосударственное состояние общества. Преобразование государства посредством захвата власти рабочим классом и революции. Государство – устройство в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников.
2. Политика Политика должна быть направлена на достижение общественного блага, разума, свободы. Политика зависит от форм государства: демократия, монархия, деспотия. Законы отбирают свободу и собственность граждан. Политика направлена на подавление репрессий. Политика завоевания рабочим классом власти посредством революции. Постепенное отмирание политики.
3. Общество Преобразования в обществе связаны развитием знаний и подъемом культуры, которые приведут к осознанию необходимости реформ. Общественная жизнь определяется физическими законами: климат, состояние почвы и т.д. Огромная роль в обществе географических факторов. Все члены общества должны участвовать в управлении государством (концепция народного суверенитета Руссо). Новейшее общество характеризует: полная свобода и развитие каждого индивида. Освобождение общества должно произойти при капитализме, т.к. именно при нем производственные показатели достигают апогея.
4. Право Каждому человеку должны быть предоставлены естественные права. Права и свободы связаны с разными формами государства. В естественном состоянии – свобода и равенство людей. Полное освобождение человека от гнета государства, народовластие.
5. Общественные отношения Ликвидация крепостного права и освобождение крестьян. Теория естественного равенства. На юге царит деспотизм, люди ленивы. На севере – умеренные формы правления. Коренные преобразования общества исходя из интересов народных масс и бедноты. Борьба за социализм и национальную независимость. 4 типа общностей: буржуазия, интеллигенция, пролетариат, рабочие.
6. Власть Либерализм. Позитивное отношение к революциям. Разделение властей в государственном аппарате на исполнительную, законодательную и судебную в целях контроля. Основу всякой закон-Ной власти составляет общественный договор. Властью обладают все его участники. Деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии. Полное народовластие и тотальное его участие в политике.
7. Вера и религия Христианство и разум не могут существовать вместе. Вера внушает послушание. Ход истории результат не божественной воли, а воздействия закономерностей. Тиран – естественный обоснователь государства и его правитель. Отрицание и подавление веры, религии и религиозных фанатиков. Атеизм.

Древний Мир и Средние Века

Критерии Эпохи
Древний Мир Средневековье
1. Государство Государство возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию. I. теория божественного происхождения государства. II. государство – политическое состояние общества, результат борьбы сословий: дворянства и народа.
2. Политика Двойственная политика: то война, то мир. Мир предполагает заключение договора. Война как средство причинения вреда противнику выжидательное положение. Поиск союзников. Политическая наука – область знаний, относящаяся к управлению государством. Цели – имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.
3. Общество Обеспечение членам общества благополучия и безопасности. Сословия людей осуществляют необходимые для общества функции. Сословное деление общества – главное условие государства Человеку присуще стремление к общению на основе определенных правил. Все члены общества участвуют в управлении государством.
4. Право Выступления против частной собственности и равноправия. Каждому сословию соответствуют свои права и свободы. Правовая трактовка социально-политических проблем. Государство – союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Неотчуждаемые права граждан.
5. Общественные отношения Причины возникновения государства – наличие у людей врожденных потребностей, которые каждый в одиночку не может удовлетворять. Общество состоит из землевладельцев, ремесленников, купцов, актеров и т.д. Принцип равенства людей, однако вся верховная власть концентрируется у царя, привилегии у него и дворянства. Столкновения двух кланов: аристократии и крестьянства (феодалов и крепостных).
6. Власть Правильное государственное устройство – когда власть принадлежит большинству (аристократии). Властители радеют за общую пользу. Власть абсолютна. Верховная власть суверенна. Носитель власти – одно или несколько лиц. Опровержение идеи о всесилии политической власти. Принцип разделения властей.
7. Вера и религия Воззрения носят мифологический характер, где господствует представление божественного происхождения власти и порядка. Превосходство духовной власти над светской. Преобладание теократических течений и христианства. Вера – основной компонент государства.

Наши рекомендации