Мыслители | Политические концепции |
Аристотель (Древняя Греция) | Государство возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию. Государство имеет свою форму, которая определяется числом властвующих (один, немногие, большинство) |
| | Формы (зависит от социальных групп) | | |
| | | | |
| Правильные | | Неправильные | |
| (властители радеют за общую пользу) | | (властители отстаивают личное благо) | |
| | | | |
Средневековье |
Фома Аквинский (Западная Европа) | Теория божественного происхождения государства. Превосходство духовной власти над светской. Политическая наука – область знания, относящаяся к управлению государством, главными целями которой являются имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях. |
Николо Макиавелли (Возрождение) | Государство означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий аристократии (дворянства) и народа. Важный компонент государства – политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. |
Гуго Гроций (Голландия) | Правовая трактовка социально-политических проблем. Человеку присуще стремление к общению на основе разумных правил. Государство – союз разумных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы; соглашение большинства против меньшинства. Верховная власть суверенна, носитель власти – одно или несколько лиц. |
Джон Локк (Англия, XVIIв.) | Опровержение идеи о всесилии политической власти. Источник власти – общественный договор. Государственная власть имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (право собственности, свободы веры и мнения). Принцип разделения властей и законность мешают государству выходить за рамки полномочий. Предлагал разделить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность госорганов, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. |
Шарль Луи Монтескье | Учение о разделении властей, разделение компетенций в государственном аппарате. Разделение труда. Право – подлинный регулятор отношений между гражданами и правительством. Законодательная власть формирует законы, исполнительная - выполняет их, судебная - карает преступления. |
Жан Жак Руссо | В естественном состоянии существуют свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства связано с появлением частной собственности и государства. Основа законной власти – общественный договор (человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником). Концепция народного суверенитета: все члены общества должны участвовать в управлении государством. Идея равенства и свободы, равное распределение частной собственности. |
| | | | | | | | | |
Критерии | Мыслители |
Макиавелли Н. | Жан Воден |
1. Государство | Прочность государства зависит от личности государя. Тесная взаимосвязь между правильным государственным устройством, хорошими законами и сильной армией. | Государство – есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно правам. |
2. Политика | Психологические аспекты политики и формирование правил политического искусства. Внешняя политика: удачные политические союзы и сильная армия. | Убежденный сторонник абсолютной монархии. Политика существует для укрепления суверенной власти. |
3. Общество | Чтобы сделать общество лояльным к власти, следует издавать хорошие законы в интересах большинства. 2 способа повиновения: любовь к государю и страх. | Государство гарантирует мир внутри общности, защищает от нападений извне и этим заботится об истинном счастье индивидов и общества в целом. |
4. Право | Практически не рассматривал проблему прав и свобод личности, т.к. считал политические права второстепенными, подданные прощают их отсутствие, но не потерю. | Государство возникает посредством правового договора и каждый свободный и разумный индивид или аристократ имеет право доступа к должностям. |
5. Общественные отношения | Лица, которые стремятся захватить трон и власть, должны быть жестко истреблены. Можно быть щедрым только в одном случае: добыча за счет чужого добра. | Ячейка государства – семья (домохозяйство), по статусу глава семьи – прообраз государственной власти. Не должно быть выступлений против государства, т.к. оно суверенно. Государство защищает и поддерживает мир в обществе. |
6. Власть | Политическая власть выражается в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Усиленная охрана и защита власти. | Суверенная власть есть власть единая, высшая, абсолютная. Единство, надежность суверенитета гос. власти совмещается с дифференциацией власти, управление которой не является тождественным. |
7. Вера и религия | Религия необходима для построения и функционирования государства. С ее помощью объединяются народы, переносятся тяготы и лишения. Во имя веры люди идут на смерть. Он признает только практическую сторону религии. | Счастье индивида заключается в познании Бога, человека и природы и, в конечном итоге, почитания Бога. Как во вселенной надо всем властвует Бог, на небе – Солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один правитель. |
Критерии | Учения |
Вольтер | Монтескье | Руссо | Маркс |
1. Государство | Управлять государством могут только собственники. Необходимость реформ и правильного их осуществления. | Следует заменить деспотизм абсолютной монархией, а ее, в свою очередь, республикой с разделением компетенций в гос. аппарате. | В управлении государством участвуют все члены общества. Государство основано на общественном договоре. Естественное догосударственное состояние общества. | Преобразование государства посредством захвата власти рабочим классом и революции. Государство – устройство в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников. |
2. Политика | Политика должна быть направлена на достижение общественного блага, разума, свободы. | Политика зависит от форм государства: демократия, монархия, деспотия. | Законы отбирают свободу и собственность граждан. Политика направлена на подавление репрессий. | Политика завоевания рабочим классом власти посредством революции. Постепенное отмирание политики. |
3. Общество | Преобразования в обществе связаны развитием знаний и подъемом культуры, которые приведут к осознанию необходимости реформ. | Общественная жизнь определяется физическими законами: климат, состояние почвы и т.д. Огромная роль в обществе географических факторов. | Все члены общества должны участвовать в управлении государством (концепция народного суверенитета Руссо). | Новейшее общество характеризует: полная свобода и развитие каждого индивида. Освобождение общества должно произойти при капитализме, т.к. именно при нем производственные показатели достигают апогея. |
4. Право | Каждому человеку должны быть предоставлены естественные права. | Права и свободы связаны с разными формами государства. | В естественном состоянии – свобода и равенство людей. | Полное освобождение человека от гнета государства, народовластие. |
5. Общественные отношения | Ликвидация крепостного права и освобождение крестьян. Теория естественного равенства. | На юге царит деспотизм, люди ленивы. На севере – умеренные формы правления. | Коренные преобразования общества исходя из интересов народных масс и бедноты. | Борьба за социализм и национальную независимость. 4 типа общностей: буржуазия, интеллигенция, пролетариат, рабочие. |
6. Власть | Либерализм. Позитивное отношение к революциям. | Разделение властей в государственном аппарате на исполнительную, законодательную и судебную в целях контроля. | Основу всякой закон-Ной власти составляет общественный договор. Властью обладают все его участники. | Деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии. Полное народовластие и тотальное его участие в политике. |
7. Вера и религия | Христианство и разум не могут существовать вместе. Вера внушает послушание. | Ход истории результат не божественной воли, а воздействия закономерностей. | Тиран – естественный обоснователь государства и его правитель. | Отрицание и подавление веры, религии и религиозных фанатиков. Атеизм. |
Критерии | Эпохи |
Древний Мир | Средневековье |
1. Государство | Государство возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию. | I. теория божественного происхождения государства. II. государство – политическое состояние общества, результат борьбы сословий: дворянства и народа. |
2. Политика | Двойственная политика: то война, то мир. Мир предполагает заключение договора. Война как средство причинения вреда противнику выжидательное положение. Поиск союзников. | Политическая наука – область знаний, относящаяся к управлению государством. Цели – имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях. |
3. Общество | Обеспечение членам общества благополучия и безопасности. Сословия людей осуществляют необходимые для общества функции. Сословное деление общества – главное условие государства | Человеку присуще стремление к общению на основе определенных правил. Все члены общества участвуют в управлении государством. |
4. Право | Выступления против частной собственности и равноправия. Каждому сословию соответствуют свои права и свободы. | Правовая трактовка социально-политических проблем. Государство – союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Неотчуждаемые права граждан. |
5. Общественные отношения | Причины возникновения государства – наличие у людей врожденных потребностей, которые каждый в одиночку не может удовлетворять. Общество состоит из землевладельцев, ремесленников, купцов, актеров и т.д. | Принцип равенства людей, однако вся верховная власть концентрируется у царя, привилегии у него и дворянства. Столкновения двух кланов: аристократии и крестьянства (феодалов и крепостных). |
6. Власть | Правильное государственное устройство – когда власть принадлежит большинству (аристократии). Властители радеют за общую пользу. Власть абсолютна. | Верховная власть суверенна. Носитель власти – одно или несколько лиц. Опровержение идеи о всесилии политической власти. Принцип разделения властей. |
7. Вера и религия | Воззрения носят мифологический характер, где господствует представление божественного происхождения власти и порядка. | Превосходство духовной власти над светской. Преобладание теократических течений и христианства. Вера – основной компонент государства. |