Формирование политической власти
Известно, что политическая власть может сформироваться в результате свободных демократических выборах, но может и в результате военного переворота или революции. При захвате власти насильственным путем, у народа появляется недоверие к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом.
Основание политической власти (по Максу Веберу)
· власть может получить легитимность в соответствии с традицией;
· политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля (харизматический тип);
· легитимная власть имеющая в своем основании рационально-правовую основу.
Легитимность–признание обществом законности, правомерности официальной власти - это ее фундаментальная характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность". В данном понятии речь идет об общественном признании власти, а не о ее правовом закреплении в соответствующих гос документах.
Следует различать понятие легитимность власти (общественное признание и ее законности) и легальность власти (правовое, формальное ее закрепление).
Особенности типов легитимности
Как правило, традиционный и харизматический тип легитимности политической власти характерны для слабо развитых государств в экономическом и политическом плане.
Также традиционный и рационально правовой тип ,чаще всего, являются более долговременными по сравнению с харизматическим типом.
Формы власти
Формы и модели демократии
Проблема классификации посегодняшний день не решен из-за сложности выработки критериев для основания классификации.
В зависимости от приоритета – личность, социальная группа или народ выделяют три модели:
· индивидуалистическая
· плюралистическая
· коллективисткая
Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее способов и механизмов организации политических порядков. Такая политическая система предполагает: обеспечение равного права всех граждан на участие всех граждан в управлении делами общества и государства; сисетематическую выборность остальных органов власти; наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважения прав меньшинства; абсолютный приоритет правовых методов - создания и смены власти на основе конституциализма; контроль общественности за принятием важнейших политический решений; идейный плюрализм и конкуренцию.
Такие способы формирования власти предполагают наличие управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с одновременным действием механизмов: прямой и плебисцитарный.
Несмотря на различия в подходах демократии или оценку первоочередных задач по ее воплощению в жизнь любая из этих создаваемых моделей должна учитывать наличие у них внутренних противоречий, их игнорирование способно поставить под сомнение проектируемые цели, выхватить истощение государственных ресурсов, спровоцировать разочарование масс или элит в идеалах демократического строя и даже создать условия для преобразования демократических режимов в авторитарное.
Особенности структуры политической власти при демократическом режиме:
При демократическим политическом режиме субъект и объект политической власти совпадают, так как этот режим предполагает власть народа непосредственно ( участие в референдумах) и опосредованно ( участие в выборах).
Принципы на основе которых функционируют гос органы:
Ø Законность,
Ø Приоритет прав и свобод
Ø разделение властей.
Лекция №4ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
К началу XX столетия сложились основные идеологические направления, ставшие основой для моделей государственно-политического устройства в западном обществе.
В обществе одновременно существуют основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм возникли в условиях становления и развития западно-европейской цивилизации.
I. Либерализм как идеология берет свое начало от периода конца XVIII - начала XIX веков, периода Великой французской революции. Его основоположниками являются Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит. Суть либерализма, его основное положение - приоритет интересов личности над интересами государства, минимальную зависимость личности от государства и общества. Именно на основе данного принципа было устроено западное общество (государства Западной Европы и США) в конце XIX - начале XX вв. Либеральная идеология сводилась к трем базовым положениям:
1. Принцип невмешательства государства в экономику. Экономика, основанная на принципах частной собственности, рыночных законов, должна была регулировать себя сама, без вмешательства государства, по принципу "выживает сильнейший".
2. Принцип невмешательства государства и общества в личную жизнь человека. В данной сфере либерализм исходил из следующего положения - "каждый человек волен делать все, что ему хочется, но лишь до тех пор, пока совершаемые им поступки не начинают ограничивать права и свободы других людей". То есть, человек волен распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению, но не имеет при этом права вмешиваться в чужую жизнь.
3. Принцип предоставления граждан государства широких политических прав и свобод. К этим свободам относились избирательное право, распространяемое на широкие слои общества, право граждан на свободу слова, создания собственных политических организаций и т.д.
Либерализм, в том виде, о котором было сказано выше, принято называть классическим либерализмом. Классический либерализм являлся основой устройства западного общества в конце XIX - первой трети XX вв., до мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Кризис продемонстрировал дальнейшую несостоятельность главного экономического принципа классического либерализма - принципа невмешательства государства в экономику. В период 30-х - 40-х гг., окончании Второй Мировой войны западные государства берут курс на резкое усиление роли государства в экономике путем увеличения доли государственной собственности и усилением социальной роли государства путем вмешательства в отношения между работодателем и работником, причем преимущественно на стороне работника. Данная "модифицированная" идеология классического либерализма получила название неолиберализм.
Либерализм - сыграл огромную роль в разрушении идеологических ценностей традиционного общества.
Он утвердил новые демократические символы веры:
1)Индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей.
2) Свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида.
3) Равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и поэтому имеют равные права и возможности.
4) Братство - взаимное сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.
Признаки либерализма:
Ø свобода от внешнего присуждения
Ø индивидуалистическое понимание мира
Ø ликвидация или смягчение государственного или общественного принуждения
Ø приоритет экономической свободы
Ø ограничение сферы деятельности государства
Ø поддержка принципов политической демократии
Ø поддержка изменений и инноваций
В настоящее время выделяют неолиберализм, который предполагает вмешательство в дела экономики и государственное регулирование (изменения общественной жизни).
II. Вторым важнейшим идеологическим направлением является консерватизм, начавший свое формирование примерно в тот же исторический период, что и либерализм, но базировавшийся на диаметрально противоположных ценностях[1].
Консерватизм - это идеология ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственных ценностей из установок в семье, религии, нацией, собственности. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственно воздействия с целью обуздания "греховной" природы человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободна от морали.
По мнению консерваторов, предложенная либералами формула "каждый человек может делать то, что ему хочется при условии того, что совершаемые им поступки ущемляют права и свободы других людей" была совершенно неудовлетворительна. Ее главный недостаток заключался в том, реализация на практике подобного принципе неизбежно вела к падению нравов, разобщенности людей, превращению человеческого общества совокупность индивидуумов, живущих по принципу "человек человеку волк".
Свою главную задачу консерватизм видел в том, чтобы воспрепятствовать этому путем нравственного воспитания западного общества, воспитания в нем уважения к таким ценностям как семья, церковь, мнение окружающих, патриотизм и т.д. В XX столетии консерватизм сыграл важную роль в формировании модели государственно-политического устройства современного западного общества.
Особенно значимую роль консервативная идеология сыграла период 1950-х - 1960-х гг. К этому моменту консервативная идеология трансформировалась в так называемый неоконсерватизм. Суть неоконсерватизма заключалась в том, что он " приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития". В период 50-х-60-х гг., благодаря длительному господству в западном обществе ценностей либерализма, выросло своего рода "потерянное поколение": совершенно равнодушное к традиционным ценностям человеческого общества, таким как семья, карьера, уважение окружающих и т.д. Лишь идеологи неоконсерватизма, взявшие на себя задачу "перевоспитания" представителей потерянного поколения, смогли исправить ситуацию и вернуть западное общество к традиционным морально - нравственным ценностям.
Признаки консерватизма:
1) Ориентация на систему норм , обычаев , институтов, уходящими корнями в прошлое
2) Пессимистическая оценка человеческой природы , раздумий, стремлений и возможностей человека
3) Предпочтение существующего институту перед новым
4) Представление о частной собственности как важнейшей гарантии личной свободы и социального порядка
5) Твердая ориентация на государственный авторитет
6) Отрицание возможности социального равенства, совместимости его со свободой.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязать с такими традиционными ценностями, как – религия, семья, закон, порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное много образование.
III. Социал-демократическая и коммунистическая идеологии. Два этих идеологических направления имеют общий источник происхождения: марксизм - научная теория, основоположниками которой являлись великие немецкие мыслители XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс. Главной идеей, положенной в основу марксизма, была идея построения общества равенства и справедливости, общества свободного от эксплуатации человека человеком.
В основе коммунистической идеологии, идеи которой по окончании первой Мировой войны были на практике реализованы в России (СССР) партией большевиков, возглавляемой В.И. Лениным, лежали принципы установления диктатуры пролетариата, то есть политического господства одного из классов общества при подчинении, а в определенных случаях даже физическом уничтожении других классов. Кроме того, важной составной частью коммунистической идеологии было почти полное подчинение личности государству. Конкретное содержание коммунистической идеологии можно свести к следующим положениям:
1. В экономической сфере - полное уничтожение института частной собственности и как следствие, экономической независимости человека от государства. В СССР данный принцип был реализован на практике. Институт частной собственности как таковой в Советском Союзе отсутствовал. В других коммунистических государствах, в первую очередь в станах Восточной Европы, где коммунистические режимы были установлены по окончании второй Мировой войны, данный принцип соблюдался уже не столь строго. В ряде восточноевропейских государств - таких как Венгрия, Польша, Чехословакия, институт частной собственности (хотя и в ограниченном виде) был сохранен.
2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова) и, как следствие отсутствие политической свободы личности.
3. В сфере личной жизни - максимальный контроль государства над личной жизнью человека.
Именно на основе марксистских идей во второй половине XX века в Европе, США, а чуть позже и в России начинают появляться первые марксистские кружки, а затем и партии. Постепенно марксистские партии начинают расходиться на два направления:
- революционное, ставящее перед собой задачу насильственного, вооруженного свержения существующего буржуазного строя и установления социализма (власти трудящихся);
- реформаторское, исходящее из того, что социализм должен быть построен мирным путем, путем плавных, эволюционных реформ, постепенно меняющих общественно - политический строй, существующий в западных государствах. Окончательный раскол между реформаторским и революционным направлениями происходит в годы Первой мировой войны. Именно в ходе войны формируются и окончательно обособляются друг от друга два идеологических направления - социал-демократия и коммунизм.
Основоположниками современной социал-демократии демократии считаются немецкие социалисты - К. Каутский и Э. Бернштейн. Идеологическая сущность социал-демократии состоит в идее классового сотрудничества труда и капитала при активной позиции, занимаемой государством. Задача государства, с точки зрения социал-демократии заключается в том, чтобы через налоговую систему перераспределять доходы от богатых к бедным. Именно за счет высоких налогов, накладываемых на богатых, государство обеспечивает бедным слоям относительно высокий уровень заработной платы и широкие социальные льготы - бесплатная медицина и образование, доступное жилье и т.д.
Впервые термин социализм появился в общественной литературе в 30-е годы 19 века. Литературное авторство предписывается французскому теоретику Пьеру Лиру, который в 1834 году написал статью об индивидуализме и социализме.
Социал-демократия означает качественную сторону образа жизни людей, которая характеризуется степенью своды человека, условиями содержания его трудовой деятельностью, доступностью системой образования и духовных ценностей, заботой о состоянии окружающей среды, бытовыми условиями. Борьба за социальную демократию- это прежде всего борьба за высокое качество жизни. Особенностью социал-демократов является реформизм, обоснование политики, политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной демократии. Рынок и демократия - это "две сестры" – "Не будет демократии не будет рынка, и наоборот".
Социал-реформизм в основе которого идея всеобщего равенства общественной собственности на средства производства, организации общества по принципу - от каждого по способности, каждому по труду (принцип социализма), от каждого по труду, каждому по потребности (идея коммунизма).
Таблица №1 (Сходства и различия социал-демократии и социал-реформизма)
Сходства | Различия |
1)Построение более справедливого и солидарного общества, улучшение жизни трудящихся | 1) В достижении цели: · Социал-реформисты путем реформы · Коммунисты – путем революции |
2) Социально-классовый подход к общественному явлению | 2) Ключевые проблемы: · Социал-реформисты–трансформация капитализма · Коммунисты–разрыв с капитализмом (на примере Октябрьской революции). |
3) Диалектика – материалистическая трактовка общественной жизни | 3)Переход к новой общности: · Социал-реформисты – в рамках буржуазной демократии и законности · Коммунисты – вне этих рамок. |
4) Гуманистический характер конечной сферы | 4) Представление о партии: · Социал-реформисты: партия – это политическая ассоциация (в любой момент может разойтись · Коммунисты: жестко организована боевая партия |
5) Социальный коллективизм и исторический оптимизм |
Сущностью идеологии национал - социализма была идея избранности германской нации, созданной для того, чтобы управлять миром и неполноценности всех других наций. Остальные нации должны были быть либо уничтожены, либо низведены до положения рабов. Кроме того, национал-социализм подразумевал почти полное подчинение личности государству. Рассмотрим теперь основные составляющие национал - социализма.
1. В экономической сфере - создание жестко контролируемой государством экономики. Государство устанавливает жесткий контроль и даже национализирует ведущие экономические отрасли, но при этом сохраняет частную собственность и достаточно широкую экономическую свободу граждан во второстепенных отраслях - таких как сфера обслуживания, мелкая торговля и т.д.
2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова и т.д.) и, как следствие, политическая несвобода личности.
3. В сфере личной жизни - почти полный контроль государства над личной жизнью человека.
В XX столетии крайний национализм (национал - социализм) достиг своего расцвета в период 30-х-40-х гг. В это время в ряде европейских государств складываются режимы ультранационалистического, фашистского типа (Германия, Италия, Испания). Однако в ходе второй Мировой войны крайний национализм как идеология терпит поражение, а по ее окончании утрачивает ведущие политические позиции в мире.
Анархизм- это идеология провозглашающая освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и государства.
Признаки анархизма:
1) Отрицание объективных законов политической жизни
2) Индивидуализм в основе мировоззрения
3) Защита мелкой собственности
4) Проповедь тактики прямого действия
5) Будущий общественный строй - свободная ассоциация производств областей комунн.
Существуют следующие разновидности анархизма:
· анархоиндивидуализм;
· анархоколлективизм;
· анархокоммунизм;
· социалистическая идеология.
Лекция №5 Политические режимы
Понятие политического режима. В политической науке рассматривается политические режимы, как совокупность средства методов осуществления государственной власти (также как и юрид.), при этом понятие политического режима тесно связано с категорией политическая система и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем. Точное определение политического режима дать сложно. Наиболее широкое использование получило определение политолога Ж.Л. Кермонна: Под политическом режимом понимается совокупность элементов идеологического институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
Таким образом, политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.
Факторы дифференцирования полицейских режимов (по каким признакам):
1) Характер и мера осуществления власти
2) Механизм формирования власти
3) Взаимоотношение общества и власти
4) Роль идеологии в жизни общества
5) Роль и значение не государственных и не политических организаций структур
6) Характер существующих в обществе запретов
7) Характер политического лидерства
8) Соотношение прав и свобод граждан
9) Положение СМИ
10) Роль политических партий
11) Соотношения между законодательной и исполнительной властью
12) Роль и значение органов принуждения (подавление)
13) Тип политического поведения