Политическое устройство стран Латинской Америки (две страны по выбору)
Общее название стран, расположенных в южной части Северной Америки, к Ю. от р. Рио-Гранде-дель-Норте (включая Центральную Америку и Вест-Индию) и в Южной Америке. Общая площадь около 21 млн. км2. Население 285 млн. человек (1972). На территории А. расположены 25 (1973) государств: Аргентина, Багамы, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Экуадор, Ямайка, а также колониальные владения, принадлежащие Великобритании, Франции, Нидерландам и США
КУБА
Действующая конституция Кубы, принятая в 1976 объявляет Кубу социалистическим государством трудящихся:
"Куба есть социалистическое, независимое и суверенное государство трудящихся, созданное всеми и для блага всех в форме унитарной демократической республики, обеспечивающей условия для политической свободы, социальной справедливости, индивидуального и коллективного процветания и человеческой солидарности."
В реальности за этим скрывается вполне классический диктаторский режим, замешанный на коммунистической идеологии, снабженный мощным аппаратом пропаганды и в целом сильно напоминающий Советский Союз — разумеется, с поправкой на национальную специфику и неизмеримо меньшие размеры государства. Официальное название страны — Социалистическая Республика Куба.
Высшим законодательным органом является национальная ассамблея — однопалатный парламент, избираемый в ходе прямого, всенародного и тайного голосования на пятилетний срок. В парламенте заседает 609 депутатов. Постоянно действующим органом национальной ассамблеи выступает государственный совет, состоящий из 31 человека (председатель, первый заместитель председателя, 5 простых заместителей председателя и 23 рядовых члена).
ЧИЛИ
Ч. - унитарная президентская демократическая республика. Конституция, принятая в 1980, реформи рована в 1989, важные частичные изменения вноси лись также в 1991, 1994, 1996. Процесс приведения Конституции в соответствие с потребностями совре менного общества продолжается.
С 1974 в Ч. введено административное деление, согласно которому страна разделена на 40 провинций, которые входят в 13 областей: Тарапака, Антофагаста, Атакама, Кокимбо, Вальпараисо, Либертадор хене раль Бернардо О'Хиггинс, Мауле, БиоБио, Араука ниа, Лос Лагос, Айсен дель хенераль Карлос Ибаньес дель Кампо, Магальянес и Чилийская Антарктика, Столичный округ (Сантьяго).
Крупнейшие города Ч. (1998, тыс. чел.): Сантьяго, Консепсьон (368,4), Винья дель мар (334,8), Вальпа раисо (284,1), Темуко (260,1), Антофагаста (246,0).
Государственная власть в Ч. разделена на три не зависимые ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
Глава государства - президент, он же является главой исполнительной власти.
Высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который формируется президентом стра ны и занимает по отношению к президенту зависимое положение. В состав кабинета входит 21 министр.
Высший орган законодательной власти - Национальный конгресс, состоящий из Сената (46 сенаторов) и палаты депутатов (120 депутатов).
Президент избирается прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 6 лет и не может баллотироваться 2 раза подряд. Депутаты Конгресса избираются на 4 года, сенаторы - на 8 лет. В Сенате также существует институт назначаемых и пожизненных сенаторов.
Главами провинций являются интенданты (губер наторы). Они назначаются президентом страны сроком на 6 лет и могут быть смещены главой государства.
Муниципальные власти избираются прямым голосованием
Политическое устройство стран Ближнего Востока (две страны по выбору)
Ближний Восток - территория на западе Азии и северо-востоке Африки, на которой расположены Египет, Турция, Сирия, Израиль, Ирак, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия, Обьединенные Арабские Эмираты, Оман, Судан, Кипр, Йемен, Кувейт, Катар, Бахрейн. В основном это Монархии и Республики основанные на нормах Шириата
Саудовская Аравия
Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Базовым правительственным документом, принятым в 1992. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Коран объявлен конституцией Саудовской Аравии. Закон основан на исламском праве.
Главой государства является король. В настоящее время Саудовской Аравией руководит сын основателя страны король Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. Важнейшие государственные указы подписываются после консультаций с улемой (группой религиозных лидеров государства) и прочими важными членами саудовского общества. Королю подчинены все ветви власти. Кронпринц (наследник) избирается Комитетом принцев.
Исполнительная власть в виде Совета министров состоит из премьер-министра, первого премьер-министра и двадцати министров. Все министерские портфели распределены между родственниками короля и назначаются им самим.
Законодательная власть представлена в виде некого подобия парламента — Консультативной ассамблеи (Меджлис аш-Шура). Все 150 членов (исключительно мужчин) Консультативной ассамблеи назначаются королем на четырёхлетний срок. Политические партии отсутствуют.
Судебная власть представляет собой систему религиозных судов, где судьи назначаются королем по представлению Верховного судебного совета. Верховный судебный совет в свою очередь состоит из 12 человек, также назначаемых королем. Законом гарантируется независимость суда. Король же выступает в роли высшей судебной инстанции с правом амнистировать.
КУВЕЙТ.
Государственное устройство. Государство Кувейт – конституционная монархия. Страна получила полную независимость 19 июня 1961 после прекращения действия договора о британском протекторате. С 1899 по 1961 Кувейт имел автономию во внутренних делах, во главе государства стоял шейх из династии ас-Сабах (эта династия правит с 1756), другие высшие государственные должности занимали представители этой же династии либо других знатных семейств. Только после Второй мировой войны вырос новый класс технократов и управленцев, разделивший с ними власть. В декабре 1961 состоялись выборы в Конституционное собрание, призванное разработать проект конституции. В настоящее время действует конституция, утвержденная 16 ноября 1962.
Согласно конституции, законодательная власть принадлежит эмиру и Национальному собранию (парламенту), состоящему из 50 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. Стать депутатами парламента могут только мужчины, поселившиеся в Кувейте до 1920 или натурализовавшиеся более 30 лет назад. Избирательным правом наделены грамотные граждане мужского пола, натурализовавшиеся более 30 лет назад, либо кувейтцы, проживающие в стране с 1920 и ранее, и их потомки в возрасте не моложе 21 года, не служащие в армии. Таким образом, в выборах фактически участвует ок. 10% населения страны. В состав Национального собрания входит также весь кабинет министров. Эмир имеет право вето на принимаемые парламентом законодательные акты.
Исполнительная власть осуществляется эмиром и правительством (Советом министров). По конституции, главой правительства эмир назначает наследного принца, а также членов правительства (по рекомендации премьер-министра).
Кувейтский парламент после возобновления своей работы в 1992 критически настроен по отношению к действиям правительства, особенно в области национальной обороны.
Политические партии в Кувейте запрещены, но имеются политические движения арабских националистов, исламистов и др. Действует крупное профсоюзное объединение Всеобщая федерация рабочих Кувейта (ВФРК), входящее в Международную конфедерацию арабских профсоюзов и Всемирную федерацию профсоюзов. ВФРК имеет свой печатный орган – еженедельный журнал «Аль-Амаль» («Рабочий»).
С 1961 Кувейт – член Лиги арабских государств, с 1963 – ООН и ряда других международных и региональных организаций. С 1962 Кувейт регулярно оказывает финансовую помощь развивающимся странам через Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР). Правительство Кувейта выделило некоторым арабским государствам беспроцентные займы. После арабо-израильской войны 1967 оно оказывало финансовую помощь правительствам Египта и Иордании, а также щедро помогало палестинским организациям. Крупные займы были предоставлены Ираку в период его войны с Ираном в 1980–1988.