Основные компоненты либерализма

-Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей

-Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность)

-Теория и практика правового государства. Главные условия процветания государства: государство частной собственности; невмешательство государства в экономику; простор для личной инициативы

-Идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов

-Идея «естественного неравенства людей».Неравенство — естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов

-Концепция социального прогресса

Неолиберализм

-Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка

-Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую

сферу

-Расширение деятельности государства в социальной сфере

-Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве — принципу разделения властей

-Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.

Консерватизм.

Консерватизм — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жиз-

ни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр , Луи де Бональд и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.

Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение XVIII-XIX вв., следующие.

1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).

2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов

3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки

4. У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира.

5. Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы

6. Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому.

7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы

8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства

обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существую-

щих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на

опыт и традицию

9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек

управляет революцией, сколько революция — человеком.

И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире

Принципы и установки консерватизма:

1) преклонение перед традициями и историческим прошлым;

2) государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;

3) оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей;

4) сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно;

5) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

Неоконсерватизм — политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.

Социал-демократизм.

Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире. Социал-демократическая идеология пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения. При этом одним из основных принципов является принцип сохранения гражданского мира. В реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институционализировались, стали парламентскими партиями.

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Первоначально по этому вопросу развернулись довольно острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что социализм не может быть недемократическим. Но история распорядилась поиному, показав, что наряду с демократическим бывают нацистский, большевистский и иные варианты тоталитарного социализма.

Суть современного социал-демократического движения вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе, в которой в качестве «основных целей социалистического стремления провозглашены свобода, справедливость и солидарность.Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека.

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе, и наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

Наши рекомендации