Административно-территориальное распределение власти. Модели федерализма. Достоинства и недостатки федерации.
Адм-террит формы организации государства могут основываться на 2 принципах: унитаризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются на унитарные и федеративные.
Понятие «федерализм» происходит от латинского foedus, что означает «договор», «союз», «соглашение». С конца XIX в. термин «федерализм» использовался для обозначения ассоциации, части которой сохраняют свою административную или финансовую независимость. Д. Кинг отмечает, что «федерализм — это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конститу-
ционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством». В. Рикер определяет федерализм как политическую организацию, в которой власть разделяется между региональными правительствами и центральным правительством и каждый тип правительства имеет область принятия окончательных решений. Федерализм можно рассматривать как пространственное или территориальное разделение властей. Д. Элазар рассматривает федерализм как «фундаментальное разделение властей среди множества центров». Именно поэтому федерация трактуется как многоуровневая система институтов, осуществляющих функции политического управления.
Институтами федерации являются:
• как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов федерации;
• устойчивая конституция, распределяющая власть между центром и федеральными единицами;
• двухпалатный парламент, одна палата которого представляет интересы различных сегментов общества, а другая — интересы регионов;
• право федеративных единиц на внесение изменений в общефедеральную конституцию;
• право внесения изменений в региональные конституции (не противоречащих общефедеральной конституции) за региональными органами власти;
• долевое управление (центр + регионы);
• самоуправление регионов;
• политический иммунитет против права сецессии.
Д. Элазар выделяет три модели федерализма: «пирамида», «периферия—центр»
«федеральная матрица».
Модель пирамиды предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях центра, регионов и местного самоуправления. Такая модель в большей степени харак терна для политических систем, ориентированных на мобилизацию ресурсов с целью ускоренного развития или нейтрализации внешних угроз
Модель «периферия—центр» предполагает равенство регионов между собой при одновременном доминировании центра по отношению к ним. В этой модели органично сочетаются традиции территориального плюрализма с централизованным управлением
В модели федеральной матрицы отсутствует жесткая соподчиненность и иерархия власти. Центры власти располагаются и по горизонтали, и по вертикали. Власть в этой модели имеет дисперсный характер. На любом уровне власть распределяется как по вертикали (законодательные, исполнительные органы власти), так и по горизонтали (судебные и административные органы власти).
Все уровни и центры власти оказываются взаимосвязаны: субъекты власти регионов через федеральную законодательную и исполнительную ветви власти, законодательные органы всех уровней — между собой, как и административные органы власти. В определенном смысле матричная модель представляет собой идеальный тип федерации.
Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации/
децентрализации власти. Под децентрализацией понимается рассредоточение, разделение власти между различными центрами. Швейцарский политолог М. Росси выделяет четыре основные формы децентрализации:
• деконцентрация — передача части властных функций центром нижестоящим структурам территориального управления;
• делегация — передача определенных видов ответственности территориальным
структурам управления;
• деволюция — передача определенных полномочий и ресурсов от центра территориальным структурам управления;
• экономическая децентрализация — уменьшение государственного управления экономикой, стимулирование развития частного сектора.Чаще всего федерализм ассоциируется с децентрализацией власти. В действительности отношения между централизацией/децентрализацией и унитаризмом/федерализмом могут быть весьма многообразными.