Глава 12. Мировая политика и международные отношения

Международные отношения –совокупность политических, экономических,

Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и союзами государств.

       
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
    Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Мировой политический процесс (мировая политика)- совокупная деятельность

субъектов международных отношений, преследующих политические цели.

Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Структура мирового политического процесса:

· Внешнеполитическая деятельность легитимных международных организаций.

· Политические акции региональных и субрегиональных институтов.

· Внешнеполитическая деятельность суверенных государств.

 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Глобальные проблемы современности - совокупность жизненно важных проблем,от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества.

Основные группы глобальных проблем современности

 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

1. Проблемы социально-политического характера.

2. Проблемы социально-экономического характера.

3. Социально-экологические проблемы.

4. Проблемы человека.

Внешняя политика- деятельность государства и других политических институтов общества по реализации своих интересов и потребностей на международной арене.

· Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Обеспечение благоприятных внешних условий для проводимого политического курса.

· Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

     
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru Основу национального интереса составляют потребности общества, необходимы для его развития и функционирования, защиты народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны.

               
    Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
      Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
      Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
 
    Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru
 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Безопасность- это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны либо другое посягательство из-вне на их суверенное и независимое развитие.

 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Национальная безопасность- это защищённость от внешней и внутренней угрозы, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан.

 
  Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

Национальная безопасность базируется на национальном интересе, ядром которого, объединяющим управляющих и управляемых, является выживание, сохранение своей социокультурной идентичности, системы ценностей, исторической памяти и традиций, языка и обычаев предков.

Военная доктрина – система официально принятых основополагающих взглядов на предотвращение войны, военное строительство, подготовку страны и вооружённых сил к отражению агрессии и способы ведения вооружённой борьбы.

Глава 12. Мировая политика и международные отношения - student2.ru

ГЛАВА 13.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ

1. Политический экстремизм и терроризм как социально-политическое явление. Теория и практика терроризма.

2. Типология терроризма и политико-правовые основы борьбы с ним.

Современный мировой политический процесс носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, происходит сближения позиций многих государств по самым различным мировым проблемам, возникающие противоречия решаются путём переговоров и достижения консенсуса. С другой стороны, определённые политические силы стремятся решать возникающие проблемы путём насилия. И соблазн использования силы как главного аргумента в политическом противоборстве весьма велик. На смену отжившим формам борьбы в виде дворцовых переворотов, бунтов, заговоров, восстаний и даже мировых войн приходят новые технологии, более изощренные, но, как и прежде, основанные на применении насилия.

В настоящее время достаточно широкое распространение получил политический радикализм и экстремизм. К числу экстремальных форм политического противоборства относится и международный терроризм, особенно проявивший себя в ХХ столетии. Значительно возросла угроза национальным интересам и конституционному строю государств со стороны различных экстремистских групп и организаций. Несмотря на организационно-правовые и силовые меры противодействия всего мирового сообщества и отдельных государств, терроризм не только не идёт на убыль, но получает всё большее распространение и новые формы. Поэтому человечество входит в XXI век не только с радужными перспективами, но и с тревогами за судьбы мировой цивилизации.

Что представляет собой политический экстремизм, каковы формы его проявления, какова политико-правовая основа борьбы с ним и предстоит рассмотреть в данной теме.

1. Политический экстремизм и терроризм как социально-политическое явление. Теория и практика терроризма

Круг опасных деяний, которые оцениваются как преступные, нередко зависит от политической системы и политического режима, установленного в конкретной стране. Если в демократических государствах вполне нормальным считается плюрализм политических сил, политическая оппозиция, то в странах, где установлены антидемократические, тоталитарные режимы, это считается тяжким преступлением. Любая критика политического режима, официальной идеологии и, тем более, создание оппозиции считается политическим преступлением и карается самым жесточайшим образом. С началом демократических преобразований преследование за инакомыслие отходит в прошлое.

Однако и в демократических государствах неизбежны противоречия и порой достаточно глубокие. Далеко не все граждане страны поддерживают существующие режимы, правительства, одобряют проводимый политический курс. И если в них основные политические силы стремятся к изменению политического курса, смене политического руководства мирными, конституционными средствами, то нередко появляются и своими делами заявляют о себе такие группы и организации, которые для решения своих задач, как правило, негативно оцениваемых основной массой граждан, прибегают к насильственным, неконституционным методам борьбы.

В последние десятилетия значительно возросла угроза национальным интересам и конституционному строю различных государств, в том числе и России, со стороны различных экстремистских организаций и групп. Политический экстремизм представляет собой приверженность политических групп и организаций к крайним взглядам и методам политической деятельности. Призывы экстремистов к любым формам насилия ради достижения политических целей, готовность жертвовать здоровьем и жизнью ни в чём неповинных людей, при определённых условиях могут способствовать дестабилизации обстановки в стране, создать угрозу территориальной целостности государства, нанести ущерб её международным интересам. Некоторые общественно-политические, националистические, религиозно-политические объединения не только считают допустимыми использование насильственных методов для достижения своих политических целей, но и применяют их. Они используют насилие для решения социальных и экономических проблем, нередко создают свои незаконные вооружённые формирования, способствуя росту масштабов незаконного оборота различного оружия в стране.

К крайним взглядам и методам политической борьбы относится политический экстремизм, представленный в настоящее время правыми и левыми течениями. «Левый» экстремизм в теоретической области направляется идеями немедленной революцией обездоленных масс, - «правый» является носителем и ультранационалистических идей - фашизм, расизм.

Экстремисты запугивают и устраняют своих политических оппонентов и конкурентов, оказывают давление на органы государственной власти и управления, срывают усилия властей по урегулированию конфликтов. Их деятельность носит преступный политический характер, так как посягает на государственную власть.

Крайней формой проявления политического экстремизма является политический терроризм. Известно, что терроризм имеет весьма богатую и разнообразную историческую биографию. В любом обществе всегда находились крайне радикальные, экстремистские силы, недовольные теми или иными обстоятельствами и стремившиеся изменить их с помощью устрашения окружения или устранения своих противников насильственными средствами. Так, жертвами политического террора были: Г.Ю. Цезарь, Авраам Линкольн, Александр II, Петр Столыпин, Джон Кеннеди, Анвар Саадат, Индира Ганди, Раджиб Ганди, Ицхак Рабин и др.

Терроризм является наиболее опасным, жестоким и коварным средством социального противоборства, отличающийся от других разновидностей политического экстремизма тем, что устрашение граждан, нанесение ущерба их жизни и здоровью сознательно рассматривается в качестве необходимого условия достижения выдвигаемых политических целей. В социальном аспекте терроризм часто понимается как использование жестких насильственных действий властями, организациями, группами и отдельными лицами для сохранения или достижения интересов различных социальных групп.

Имея политическую направленность, терроризм обслуживает интересы тех или иных социальных сил в их борьбе за власть, за укрепление своих позиций и, соответственно, ослабление позиций своих политических противников.

Как одну из крайних форм политической борьбы, терроризм отличают конспиративный характер и существование соответствующих террористических организационных структур для осуществления конкретных террористических актов. С другой стороны, для многих его направлений характерно стремление обеспечить максимально широкую огласку как самого террористического акта и его последствий, так и пропаганду своих идейно-политических позиций и выдвигаемых требований.

Террористический акт в сентябре 2001 года в Нью-Йорке стал своеобразным рубиконом, преодолев который, даже такие мощные государства как США, осознали, что бороться и победить это всемирное зло в одиночку невозможно. Террористический акт в Москве в октябре 2002 года убедил мировое сообщество в глубоких международных связях террористов, подвинув его к единой оценке действий чеченских боевиков не как борцов сопротивления, а заурядных террористов с уголовными наклонностями.

Так что же такое терроризм? Это метод политической борьбы, состоящий в использовании вооружённого насилия для достижения своих политических целей.

К числу характерных признаков, отражающих сущность терроризма и отличающих его от других форм экстремизма, относятся:

· применение жестокого насилия и устрашения;

· использование средств массовой информации для распространения сведений о последствиях террористических актов и возбуждения общественного мнения;

· направленность на достижение политических целей;

· повышенная общественная опасность, представляющая непосредственную угрозу для жизни и свободы людей, а также готовность террористов использовать любые средства для достижения своих целей;

· нелегитимность терроризма, так как он противоречит основным нормам морали;

· конспиративность;

· опосредованный способ достижения конечной цели.

Одной из центральных причин, вызывающих терроризм, являются социальные противоречия, не получившие своевременного разрешения или обостренные одной из сторон и достигшие конфликтной формы. Обострение социальных противоречий часто порождает неадекватную реакцию на сложившиеся обстоятельства со стороны существующих в обществе отдельных социальных групп, общественных и политических организаций в случае угрозы их интересам или ущемления подобных. Эта реакция происходит, в том числе и с использованием общественно опасных, нередко противоправных способов их удовлетворения.

Общепринятым в современной литературе стало выделение трёх основных признаков собственно террористических действий – насилие, его обязательное следствие - устрашение и как конечная цель – подчинение требованиям террористов.

Существует более ста определений понятия «терроризм». Но многие из них или не дают полного и объективного толкования сути явления, или трактуются чрезмерно односторонне и субъективно, носят излишне широкий характер и позволяют отождествлять с терроризмом целый ряд других форм политического насилия, таких как боевые действия вооруженных сил, партизанские действия, восстания, массовые беспорядки. Такое расширительное толкование терроризма приводит к отнесению к нему допустимых форм социального протеста, борьбы за свои интересы больших или малых социальных групп в экстремальных условиях. Другие ограничивают его суть только борьбой против государства, существующего строя и т. д. Третьи отождествляют терроризм с отдельными, единичными актами насильственного уничтожения политических противников, их устрашения, оказания влияния на их деятельность.

Правовая оценка терроризма дана в федеральном законе «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон определяет, что терроризм это «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

Всё это свидетельствует о том, что терроризм, в отличие от обычной преступности, которая спонтанна, есть регулируемый криминально-политический процесс. Для теории и практики терроризма характерны:

· Гипертрофирование роли насилия, отказ от правовых методов решения вопросов. Политический терроризм как опасная форма проявления политического экстремизма является особо опасным преступлением. В отличие от банальной уголовной преступности политический радикализм и терроризм имеет специфические признаки:

· Терроризм имеет идеологию, выраженную в программах, уставах, и в других документах. Члены этих организаций ведут активную пропагандистско-агитационную деятельность, Призывают к насильственному свержению конституционной власти, совершению террористических актов против неё или ее представителей.

· Жертва в террористическом акте не является главной целью. Она представляет собой средство воздействия на власть и террористы, как правило, не скрывают свою причастность к преступлению.

· Преступные организации создаются, как правило, с целью ведения политической, национальной, классовой, расовой и религиозной борьбы.

Нередко терроризм определяют как форму отклоняющегося политического поведения, так как политические цели террористы отказываются от цивилизованных методов решения политических проблем.

Терроризм как социальное явление включает в себя следующие элементы:

· террористическую идеологию;

· организационные террористические структуры;

· собственно террористическую деятельность.

Идейно-политическое обоснование теории и практики терроризма как метода политической борьбы содержатся в общих концепциях ультрареволюционных, анархистских, расистских, неофашистских, национал экстремистских организаций и движений.

Факторы, обусловившие возникновение и существование терроризма условно разделяют на две группы:

1. Большая острота и непримиримость межгосударственных или внутренних противоречий; глубокий идеологический раскол в обществе, обусловленный социально-экономическими условиями; резкое снижение социальной защищённости населения; низкая правовая культура населения и его отдельных социальных групп и др.

1. Низкая эффективность международной и внутригосударственной борьбы с терроризмом; недостаточный контроль над доступностью новейших технологий насилия и разрушения; слабую защищённость демократии от «злоупотребления» отдельными группами, слоями и организациями и лицами правами и свободами в ущерб общества; широкие возможности СМИ по распространению сведений о террористических действиях, которые усиливают эффект террора и др.

2. Видимо, правы и те, кто называет современный терроризм «прибыльным бизнесом». Ведь террор, как «способ управления обществом посредством превентивного устрашения», основан на истерии, поднимающейся в обществе, которая проявляется в готовности граждан отказаться от демократических прав и свобод (это показал террористический акт 11 сентября в США), оказывается сильнейшее давление на правительство с целью заставить его выполнить требования террористов (23-25 октября 2002 г. в Москве).

Терроризм без финансовой поддержки невозможен, а чтобы её иметь необходимы теракты и взрывы. Необходимы оружие, центры для подготовки террористов. Трудно представить какие огромные деньги ушли на подготовку терактов в США 11 сентября 2001 г. и в Москве 23 октября 2002 г. – миллионы долларов. Не трудно представить, что миллиарды долларов получили те, кто знал, что произойдёт, и контролировал финансовые потоки. Именно поэтому с террористами никогда нельзя договориться, так как террор – их бизнес.

Основными видами субъектов террора являются: государство, его высшие и местные органы, его воинские части и карательные учреждения, партии и движения и их боевые звенья, партизанские формирования, отдельные группы, в том числе и тайные, создаваемые собственными силами или государством, тайные общества и отдельные лица. Сами террористические организации принято подразделять на:

1. Международные и национальные террористические организации:

· правые террористические организации профашистской, расистской и иной реакционной направленности (например, Ку-Клу-Клан в США);

· левацкие, ультрареволюционные организации (например, «красные бригады в Италии);

· националистические сепаратистские организации (например, «Тигры освобождения Тамил и лама» в Шри-Ланки);

· религиозные политические организации («Хамас» в Палестине, «Братья-мусульмане» в Египте и др.)

2. Экстремистские организации антиконституционной направленности внутри стран, использующие терроризм как метод политической борьбы.

3. Преступные мафиозные организации международного и национального уровня, прибегающие к террористическим методам.

4. Спецслужбы некоторых иностранных государств и их организации, предназначенные для проведения террористических акций.

В настоящее время в мире действует не менее 200 террористических организаций, значительная часть которых объединены в транснациональные сообщества (например, Аль Каида).

Несмотря на то, что у террористических групп различная социальная база и идеология, они нередко устанавливают между собой эффективное взаимодействие. Факт сотрудничества между различными террористическими группами свидетельствуют об их большом сходстве, несмотря на различия в классовых основах, целях, религиозных системах. Что же их объединяет?

· Ценностная, идеологическая общность: для всех террористов характерно презрение к человеческой жизни - ради поставленной цели они готовы жертвовать жизнями ни в чем неповинных людей.

· В террористы рекрутируются социально дезадаптированные, малоуспешные люди, которые плохо учились в школе и в вузе, не добились карьеры, всегда страдали от одиночества, не умели складывать отношения с противоположным полом - т.е. везде были аутсайдерами.

· Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии и невротизмом, стремлением к поиску острых ощущений

· Так как террористические группы очень замкнуты, вхождение в них означает признание права других людей на тотальный контроль за своей жизнью, в т.ч. и личной.

· Внутренняя организация террористических групп основана на крайнем авторитаризме, беспрекословном подчинении руководителю, в полном контроле за деятельностью членов, но в то же время гуманном отношении друг к другу, готовности помочь, коллективном обсуждении стратегии и тактики действий, уважении культа погибших товарищей.

Террористы способны очень серьезно повлиять на политическую ситуацию в стране, посеять страх, недоверие к институтам власти. Их действия могут быть весьма разрушительны для демократических государств, т.к. раздражение и возмущение граждан способно проявиться во время выборов в поддержке того, кто обещает покончить с терроризмом.

В результате террористических актов усиливается недоверие к правительству и другим властным структурам в независимости от того, какую идеологию данное правительство исповедует, что ведет к дестабилизации общества.

В зависимости от направленности террористической деятельности выделяют внутриполитические и внешнеполитические цели.

К внутриполитическим целям относят:

· изменение общественного строя или политического режима государства;

· дестабилизацию внутриполитической обстановки;

· срыв демократических преобразований или создание затруднений для их проведения;

· провоцирование государственной власти на действия, компрометирующие её в глазах общественности;

· делегитимацию власти и дезорганизацию государственной власти;

· срыв мероприятий органов власти, направленных на укрепление правопорядка и общественной безопасности;

· подрыв влияния конкурирующих общественно-политических организаций и др.

Основные внешнеполитические цели терроризма можно разделить на два направления:

- левацкие террористические организации имеют своим стратегическим курсом ликвидацию капиталистической системы, подготовку революционных выступлений населения против существующего строя, срыв военных приготовлений НАТО,

- правые – построение «национальных государств», борьбу за «чистоту наций», «борьбу с засильем иностранцев» и др.

В современных условиях террористическая деятельность целого ряда левацких, националистических и религиозно-политических экстремистских организаций направлена против установления нового миропорядка по американскому образцу, против американского лидерства в современном мире.

Характерными внешнеполитическими целями терроризма являются: изменение отношений между странами, освобождение от иностранной зависимости, срыв международных акций по разрешению международных конфликтов, создание неблагоприятных условий для деятельности иностранных граждан, протест против внешнеполитической деятельности государства и др.

Исходя из вышеперечисленных целей террористической деятельности их можно разделить на стратегические (главные цели: отторжение тех или иных территорий, построение исламских государств, изменение политического режима и др.) и тактические цели – обеспечение финансовых и материальных средств для поддержки террористической деятельности, напоминание о существовании террористов и др.

Объекты террористической деятельности можно условно разделить на «общие объекты» и «объекты непосредственного воздействия». К первой группе относятся международная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность страны, государственная, национальная и общественная безопасность, политическая система и политический режим. Ко второй группе можно отнести жизнь, здоровье и свободу граждан, нормальное функционирование различных материальных объектов и др.

Достаточно разнообразными являются и методы террористической деятельности. Основными из них являются:

· причинение физического ущерба жизни и здоровью людей, ограничение их свободы путём захватов и похищений;

· посягательства на большие массы людей и объекты, разрушение которых может вызвать крупномасштабные катастрофы;

· методы психологического террора (открытые и скрытые угрозы в адрес конкретных должностных лиц, общественных деятелей и их семей, повреждение их имущества);

· вербовка участников террористических структур и организация их обучение.

В настоящее время основными формами террористической деятельности являются: взрывы и поджоги, уничтожение материальных ценностей, убийства и причинение тяжких повреждений отдельным должностным лицам, похищение и захват заложников, угрозы в адрес лиц, которые представляют опасность для деятельности террористических организаций, пропаганда терроризма и др. Особо опасным стал терроризм в связи с их стремлением к овладению оружием массового поражения.

Таким образом, политический радикализм и экстремизм в современных условиях представляет серьёзную угрозу современной цивилизации и требует решительной борьбы с ним, организации взаимодействия всего международного сообщества.

2. Типология терроризма и политико-правовые основы борьбы с ним

Накоплен значительный опыт типологизации терроризма. В её основу положены различные критерии. Терроризм классифицируют по методам деятельности, по политическим целям, по характеру объектов и субъектов и другим.

Центральное место в классификации терроризма принадлежит его делению на государственный, международный и внутренний терроризм.

Государственный терроризм в широком смысле слова - это любое проявление насилия, осуществляемого специальными органами государства в отношении иностранных государств и внутренних противников.

В узком смысле слова терроризм представляет собой «целенаправленную систему использования государством, государственными органами (органами разведки, контрразведки, политической полиции, отчасти вооружённых сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних и внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных лидеров и участников национально-освободительного движения), деморализации и запугивания определённых слоёв населения, этнических групп, дезорганизации вооружённых сил и системы государственного управления других стран. Нередко для сокрытия причастности к террористической деятельности стоящие у власти используют экстремистские организации любой идейно-политической направленности, оказывают им помощь, предоставляют территорию для создания баз и т.д.

Международный терроризм представляет собой разновидность терроризма широкого масштаба. Ему присущи как общие признаки этого явления, так и особенности. Специфические особенности этого социально-политического явления состоят в том, оно создаёт потенциальную угрозу мировому правопорядку и безопасности. Его главным субъектом являются негосударственные террористические группы и организации, взаимодействие между которыми организовано в соответствии с их политической направленностью.

Современная политическая практика свидетельствует о том, что некоторые страны используют обвинение в терроризме или и его поддержки для решения своих геополитических проблем, навязыванию им тот политический режим, который позволяет решить эти проблемы.

Для мировой политической практики характерно и то, что отдельные государства в борьбе с внешнеполитическими противниками используют международные террористические организации различной направленности. Если такие случаи доказаны, то государство, поддерживающее или инспирирующее акции международного терроризма и его организационные структуры, осуждаются мировым сообществом. В соответствии с международно-правовыми установлениями за нарушение международной безопасности и к нему могут быть применены соответствующие санкции.

Вместе с тем, практика последних лет показывает, что отдельные государства для достижения своих геополитических целей, априори причисляя некоторые страны к пособникам террористов, применяют к ним не только политические, экономические и иные санкции, но и военно-силовое воздействие. При этом стремятся установить в стране воздействия тот политический режим, который устраивает их с точки зрения норм и стандартов жизни, так и содействует достижению внешнеполитических целей.

Внутренний терроризм возникает на основе внутренних, не находящих разрешения противоречий в стране, и проявляется как в деятельности внутренних экстремистски настроенных сил, организаций и отдельных личностей по отношению к существующей власти, так и в противоборстве находящихся у власти сил и организаций, использующих террористические методы.

По идейно-политическим платформам террористических организаций выделяют такие виды терроризма как «идеологический», «националистический», «религиозный» и др.

Идеологический терроризм (социальный или политический) принято делить на «правый» и «левый». Правый терроризм в своей основе имеет концепции, отрицающие демократические ценности, институты политического либерализма, принципы правового государства. Левый экстремизм базируется на идеях псевдореволюционаризма и анархо-коммунизма. Он имеет своей целью насильственное изменение капиталистической системы.

В современной политической практике широкое распространение получил националистический терроризм, направленный на достижение политических целей: нарушение территориальной целостности страны, насильственное изменение конституционного строя и государственного устройства, правового статуса страны и административно-территориальных образований, против «засилья» выходцев из других стран и др.

Религиозный терроризм, хотя и осуществляется под религиозными лозунгами и догмами, имеет основной задачей достижение политических целей. Особую опасность представляет исламский фундаментализм, наиболее распространённый в мире, численность структур которого более 150 организаций. Его особенностью является бескомпромиссность, большая социальная база в странах традиционного ислама и в государствах со значительной исламской диаспорой, создающей легитимный фон террористической деятельности.

Характеризуя терроризм по его функциональному назначению в системе общественно-политических отношений, выделяют два противоположных направления: защитное и наступательное. В первом случае речь идет об использовании террористических форм и методов для защиты определенных политико-властных структур – власти, конституционного строя, политического режима. Во втором - террор служит целям разрушения, дезорганизации, ослабления функционирующих властных структур. Введение данной классификации способствует поиску выхода из тупиковых ситуаций созданных политикой “двойного стандарта” при анализе и решении практических проблем противодействия терроризму.

По признакам субъекта выделяют уголовный терроризм, основными носителями которого являются структуры организованной преступности, которые всё более и более политизируются. Политизация уголовного терроризма является результатом тенденции уголовных элементов к вхождению во власть на всех её уровнях. Особого внимания заслуживает обострение уголовного терроризма со стороны структур организованной преступности. Он приобретает широкий и систематический характер и используется как средство борьбы с конкурентами или втягивания представителей частного бизнеса в криминальные связи. Эта преступная практика подрывает авторитет власти и правопорядок, ставит под угрозу важные национальные интересы страны, её социально-политическую и экономическую безопасность.

Выявление специфики пространственных условий проявления терроризма позволяет выделить наземный, воздушный и морской терроризм.

Особенностями современного терроризма является качественное совершенствование сил и средств, используемых террористическими организациями, рост профессиональной подготовки террористов за счет оказания взаимной помощи, обмена опытом и организацией взаимодействия между террористическими структурами, создания лагерей по подготовке террористов, распространения практики наёмничества.

О повышении опасности терроризма свидетельствует их обращение к нетрадиционным средствам силового воздействия на большие скопления людей - оружию массового поражения, ядам, а в перспективе и возможность использования террористами ядерных устройств.

Анализ политико-экономических, социальных, криминальных, экологических и иных процессов, происходящих в странах мира, позволяет сделать вывод о том, что террор в ближайшие десятилетия не пойдёт на убыль, а будет расширяться и принимать всё новый формы проявления.

Террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке убедил мировое сообщество в необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом.

28 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял специальную резолюцию, в которой определил конкретные меры по изоляции террористов, разрушению их инфраструктуры, созданию правовых и организационных предпосылок для пресечения любых форм внешней подготовки террористов. В соответствии с резолюцией была создана антитеррористическая коалиция, которая объединила разные по политическому строю, религиозным и культурным традициям государства для сокрушения оплота терроризма в Афганистане.

Террористический акт в Москве 2002 г. показал всему миру наличие глубоких международных связей между террористами, показал чеченских боевиков не как борцов за свободу, а как заурядных террористов с уголовными наклонностями.

Терроризм, как главная угроза международной и внутренней безопасности государств, поставил перед мировым сообществом и каждым государством пробл<

Наши рекомендации