По устойчивости полит. системы: стабильный, нестабильный
Стадии: 1.Возникновение проблемы, нуждающейся в общественном внимании 2. Осмысление проблемы(нах свое выр-е в действии заинтересованных сил, примен. разл ср-ва акции, опросы и т.д) 3.Формирование и анализ проблемы: субъект должен выраб цель, обосн. в соответствии с целью опред задачи. Заканчивается эта фаза предоставлением обоснованных и оформленных полит интересов.4.Выбор модели принятия решений (принятие решения-главн.составляющая полит процесса, выработка эффективн реш-я.) 5. Выполнение решений (сопровожд. изданием соотв актов, в них указыв. когда начинать, что предлагать, как действовать, чтобы достигчь цели) 6.Процесс реализации решений(умение властей добиваться реализации принятых реш-ий).На этом этапе наступает фаза контроля 6Контроль(завершающая стадия).
29 Полит решение
Полит процесс включает в себя стадии принятия и реализац полит решений.Полит решение - разработку, выбор, обоснование и принятие проектов полит действий, направленных на достижение поставленных полит целей, на реализацию общего интереса определённых соц групп или интересов общества в целом.Полит решения бывают стратегическими и оперативно-тактическими. Стратег решения предусматр достижение генеральн целей развития полит системы или отдельн ее элементов, рассчит на длительный период времени. Оперативно-тактические решения направлены на быструю реализацию злободневных, как правило, частных политических задач.Процесс принятия политических решений проходит ряд этапов:На первом этапе субъекты политики принимают к сведению сигналы о неудовлетворении обществ интересов и обострении социально-полит противоречий, которые доходят до них через СМИ.
На втором этапе принятые к сведению неудовлетворенные полит интересы и выявленные противоречия изучаются учеными, экспертами и гос чиновниками. Их результаты направл в гос органы в виде предлож, докладных записок, проектов правительственных постановлений, указов и законодательн актов. Нередко в эти органы поступает несколько альтернатив проектов решений.Наличие в полит процессе третьего этапа обусловлено желанием гос органов или полит лидеров знать обществ мнение о тех или иных проектах или заручиться поддержкой этих проектов со стороны общества. С этой целью организуют их обсуждения в труд коллективах, в СМИ или проводятся референдумы.
На четвёртом этапе полит решения окончательно оформл и утвержд. При наличии разногласий между двумя палатами создаются комиссии из представителей парламентских комиссий и партий. Эти комиссии вырабатывают компромиссный вариант закона, котор также ставится на голосов.Компромисс — это договоренность между противоборств сторонами, достигнут путем взаимных уступок, как правило, по непринцип вопросам; это уступки ради достижения общей цели.
На междунар совещ и конфер, при принятии решений прибег к консенсусам. Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без провед формальн голосования, что дает возмож решать многие вопросы и выходить из затрудн ситуаций.При демократ режимах в процессе принятия полит решений учит интересы широк слоев народн масс. Граждане имеют возм влиять на разработку и принятие решений.
Любое полит решение должно хотя бы немного, но улучшать экономическое благосостояние и соц комфорт граждан, не вызывать разочарования и раздражения людей. Существенным требованием к политическому решению является настойчивость в его выполнении.
30.Политическая модернизация
История развития общества – непрерывная цепь соц. изменений; Каждая ист. эпоха имеет свои теории о путях развития общества. Одна из таких теорий – теория модернизации (ТМ). ТМ сформ. в 50-60 гг. 20 в. как одно из направлений общественного развития, для которого характерен эволюц. переход от менее совр-х к более совр-м общ-вам.
Полит. модернизация – общественный процесс, в ходе кот-го традиционные и индустриальные общ-ва реализуют инновационные модели общественного устройства развитых гос-в в целях преодоления своей отсталости и переход в постиндустр. об-ва. Осн. содерж-е модерн-ии – преодоление и замена трад. ценностей, господствующих в обществе, но уже препятствующих соц. развитию и эк. росту, на ценности, кот. наиб. эффективно позволяют ликвидировать эк., политич., соц. и дух. отсталость этого об-ва. Эти приёмы: 1. изм-е и обновл-е функ-й орг-и власти путем их демокра-и, вовлечение рядовых граждан в полит. процесс, форм-е новых образцов полит. поведения и полит. активности; 2.расш-е гос. упр-я по повышению грамотности и образ-ти нас-я, его приверженность к праву, демократии. Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов:1. Кризис участия (правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти).
2. Кризис легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы)3. Кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения. Под модернизацией авторы аналитических текстов понимают проект совершенствования существующей системы в соответствии с вызовами современности.Ключевыми вопросами в дискуссии о белорусской модернизации: темы развития конкурентной среды, обсуждения механизмов повышения ее эффективности, а также стимулирования политического участия граждан.
31. Политическая деятельностьПолитическая деятельность - совокупные действия субъектов политики по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов больших общностей людей посредством использования властного механизма.Политическое действие - осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. Эти действия осуществляются в определенных формах. Обычно выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. Цель: поддержание и укрепление существующих общ. отношений или их частичное преобразование.Мотивы: социальные, духовные и другие потребности, интересы и ценностей различных общностей людей.Важнейшим мирным политическим действием является реформа- изменение, преобразование, переустройство общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы (в отличие от революций) не предполагают принципиальных перемен в способах осуществления власти. Вместе с тем они являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. Соглашательский тип поведения - тоже форма политического действия. Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот. Революция - это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти - главный вопрос любой революции.
Контрреволюция - реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Вооруженное восстание - крайнее средство завоевания политической власти. Это - форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти (восстание Спартака в Риме, городские восстания в средневековье, Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в России,).Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей.Путч - заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти.Государственный переворот - вооруженное
32. Полит-е участие есть восприятие, осмысление и оценивание политической жизни об-ва, реагирование граждан на полит-е события, их вовлеч-ть в решение полит-х проблем, осущест-е политич-й практики.
Политическое участие- способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма динамичная и массовая форма их взаимоотношений с организационно-властными структурами по поводу политической власти и управления. Речь здесь идет о вовлеченности индивида в той или иной форме в процесс политико-властных отношений. Поэтому политическое участие предполагает активность личности, а не крупных социальных общностей, на которых основывается политическая деятельность. В политической практике различают две формы политического участия - активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной и автономной. Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном, сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативойобщественного характера;'участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем.
Самым распространенным видом пассивного участия граждан в политической жизни является чтение политической литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Мотивы: стремление улучшить материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой соц статус; стремление принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности. Основная проблема, с которой сталкиваются современные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числую. Политическая апатия и безразличие, политическое бездействие являются характерными признаками многих государств.
33. Политический конфликт – противоборство двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъекты: индивиды, социальные общности, партии государства, негос. структуры. Объекты: гос. власть, сохранение или свержение ее, распределение ее ресурсов.
Источники конфликтов: конфликты ценностей (расхождение взглядов о базовых ценностях и полит. идеалах), интересов (за статусы и ресурсы власти), идентификации (принадлежность к различным общностям).Типология: - С точки зрения областей применения: внешнеполитические и внуириполитические; -С точки зрения публичности: открытве и закрытые;- С точки зрения времен. характеристик: кратко- и долговремен.;- По степени распространенности: глобальные, межсистемные, межрегиональные, региональные, межгос. и др.;
Близким понятием к ПК явл-ся политич-й кризис. Пол-й кризис- явления, связ-е с потерей полит-й системой стабильности, равновесности и эффективности, с полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом полит-го процесса и рассторйства мех-ма полит-го управления. Пкризис - перерыв в функционир-и всей или отдельного элемента полит-й системы с позит-м или негат-м для нее исходом. Это может быть кризис власти, прав-ва, парламен-й, кризис доверия общ-ва к власти. Основными способами разрешения конфликтов являются урегулирование (ограничение масштаба и интенсивности конфликта) и разрешение (устранение причины конфликта). Формы урегулирования: переговоры – вербальное взаимодействие с целью достижения устраивающего обе стороны решения;-посредничество – добровольное согласие конфликтцющих сторон на участие третьей стороны и добровольное принятие ими решения этой третьей стороны;- -компромисс – взаимные уступки. Методы: -консенсус – согласие;-гегемония - главенствующее положение какого-либо класса.
Различные варианты выхода из конфликта: нейтрализация, подавление конфликта, а не его урегулирование;-трансформация конфликта, смещение и перевод его в другое русло, иные сферы;- самозатухание конфликта на основе его институлизации;- саморассасывание, самоликвидация конфликта, т.е. его отмирание;- осознанное урегулирование или разрешение конфликта
34.Политические элиты.Каналы рекрутирования полит элит
Слово «элита» в переводе с фр означает лучший, избранный. Начиная с XVII в., этим термином называли товары высшего качества, а с XIX в. - и «избранных людей». термин «элита» ввел в 1902 г. В. Парето. Под элитой понимается сравнительно немногочисл-я и сплоченная группа людей, отличающаяся от остального социума соц-ми, психолог-ми и полит-ми качествами, имеющая преимущ-ный доступ к власти и оказывающая постоянное приоритетное влияние на процесс принятия полит-х решений. В наиболее развернутом виде проблемы элиты поставили Моска, Михельс, Парето. Теория Парето. Индивиды не равны между собой. Люди, кот. облад. наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. Различает правящую и неправящую элиты. Представители элит делятся на «лис» (используют убеждения, подкуп, обман) и «львов» (агрессивность, авторитарность, упорство). Теория Михельса. Он сформ-л «железный закон олигархии»: неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления общ-вом и формир-ю элиты. Важнейшей частью прав-й элиты является эконом-я элита, которая во многом определяет принятие полит-х решений. Данную группу составляют крупные собственники: руководители влиятельных предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов.
Именно экономическая элита решает проблемы формирование госбюджета; обеспечение занятости, выплаты зарплаты; уровень жизни.
Другой частью является бюрократическая элита, в которую входят чиновники высшего ранга.Огромное место в политической системе общества занимает идеологическая элита, которую составляют видные деятели науки, культуры, искусства, а также представители СМИ и конфессий. Данная элита играет важную роль в определении духовно-нравственной атмосферы общества, формир-и общ-го мнения.
Особое место отводится элите политической. В политическую элиту входят: высшее политическое руководство страны, профессиональные политики. Элита власти составляет ядро политической элиты.
3 способа рекрутир-я элит: харизматич-й способ : выдвижение представителей за счет особо выдающихся личност-х качеств, по причине кот-х они наход-т признание масс. Харизм-я элита- следствие естеств-го отбора обществом наиболее ценных его представ-й; институциональный сп-б : заранее определены критерии, правила и процедуры отбора кадров. Оно предпол-т наличие многоч-х фильтров (пол, возраст, образ): небольшой относительно закрытый круг лиц, осущ-й отбор и выдвиж-е кадров. Мониторинговый сп-б - выдвиг-ся люди имеющ-е очень высокий рейтинг популярности в ходе опросов общ-го мнения. Этот способ открыт для молод-х политиков, но содержит проявление риска и непрофессионал-ма. Очень часто соц опрос не отражает правдивой ситуации и народу новая элита наязывается обманом.
35. Феномен полит лидерстваЛидер — ключевая фигура власти, способная воздействовать на все общество, организацию или группу в целях интеграции их совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Полит-е лидерство есть власть, осущ-мая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы направить и организовать коллективное поведение членов общества на реализацию их целей. Природу, феномен полит-го лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшей из них является теория черт. Суть данной концепции состоит в объяснении природы лидерства выдающимися качествами личности, обладающей врожденными способностями к управлению массами. Э. Богардус перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям. Он же считает, что лидером делают человека прежде всего такие качества, как ум, энергия, деловитость, превосходство в знаниях, способности к искусству политики. Ситуационная конц-я - (..) том, что лидерские кач-ва должны быть у чел-ка до того, как он добился положения. Треб-я ситуации позволяют реализ-ть данные кач-ва. Типологии: 1) по отношению к власти – активисты, наблюд-ли, критики, пассивные, аполитичные; 4) по уровню контроля за властью – правящие и оппозиционные; 5) по масштабу деятельности – общенациональные и региональные; 6) по характеру руководства – формальные и неформ-е. Парето: лидеры делятся на лис (умение лавировать, предугадывать ход событий, быть хитрым, осторожным) и львов (прямолинейные, силовое давление). Вебер (лидерство-способность отдавать приказы и добиваться повиновения): традиционное (вера в святость традиций, доиндустриыльное общество), рационально-легальное (вера в законность существующего порядка и его разумность, для индустр. общества), харизматическое (человек, наделенный исключительными способностями, характерно для тоталитарных структур).
36.Выборы и демократия. Избирательное право Единст-м источ-м и носит-м власти явл-ся народ. Главный механизм по котор-му осущ-ся контроль и опред-ся представитель яв-ся выборы. Представители сменяются и контролир-ся через выборы. Выборы – совокупность правил и приемов, обеспечивающих образование власти, участие общества в формировании гос. представительных, законодательных и исполнительных органов. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами. Т.о. выборы являются способом формирования и обновления власти, способом разрешения конфликтов, средством стабилизации полит. системы. Посредством выборов также происходит формирование оппозиции. С выборами связана одна из самых распростр. форм участия граждан в общ-полит. жизни. Их роль зависит от полит. режима, формы правления, наличие парт. системы. Виды: общенацион., президенские, парламенские, местные, выбры судей. Ф-ии: -смена власти мирным путем; -ф-я контроля; -ср-во обновления элит; -полит. социализ-я граждан; -стабилизация ПС. Выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право. Избирательное право - совокупность организационно- правовых норм, регулирующих участие граждан выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принцип равенства означает, что избиратель имеет равное количество голосов, а каждый голос одинаково влияет на результаты выборов. Также выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное - это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избир.права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное - право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.
37. избирательные системы
Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов достигается на основе избирательной системы. Избирательная система- совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяется порядок организации и проведения выборов, результаты голосования. Существует 3 основных типа ИС: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе право выдвижения кандидатов в представительные органы власти принадлежит политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам по месту жительства, отдельным лицам. В основе этого типа лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует мажоритарная система абсолютного, относительного и квалификационного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства (РБ, Новая Зеландия, Канада, Великобр.) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половины голосов. Относит. бол-ва: выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие установленное относительное большинство избирателей ( в РБ при повторном голосовании- более 25%). Избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Квалифицированного: - набрал 2/3, ¾ и т. д. Мажоритарная система применяется в США, Великобритании, Канаде, Франции, Японии, РБ. Достоинства: -учет мнения большинства, -формирование стабильного правительства и политсистемы, формирование связей между избирателем и кандидатом. Недостатки: не полностью выражается политическая воля населения; нарушается принцип всеобщности; ослабление легитимности власти, дополнительные расходы на 2 тур. При пропорциональной системе правовыдвижения кандидатов принадлежит только политическим партиям и учитываются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Для определения цены 1 депутатского мандата устанавливается избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для получения 1 депутатского места. Каждая партия выдвигает список кандидатов, а избиратель подает голос за данный список. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположились в списке. Разновидности: 1) выборы между партиями по закрытым или жестким спискам – голосование за партию в целом (Испания, Греция, Португалия); 2) по открытым спискам – по преференциям, или очерёдности (Бельгия, Италия); 3) по полужестким – возгдавляет кандидат, получивший боль-во голосов (Нидерланды, Дания, Австрия); 4) голосование по смешанным спискам (панашированным) - Швейцария, Люксембург. Достоинства: 1) позволяет учитывать симпатии всех слоем населения; 2) стимул-т развитие многопартийности; Недостатки:-затрудняет формирование правительства и может создавать нестабильность;-не дает избирателю оценить личные качества кандидата; -может создавать условия для развития коррупции. Смешанная система соедин-т в себе достоин-а и недостатки обеих систем. Степень работоспос-ти органа госвласти, избранного по смеш-й системе, зависит от хар-ра соединения в ней мажорит-х и пропорц-х элементов. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Выборы проводятся в один тур. Недостаток: сложность в практической организации и подсчете голосов. Доcтоинства: сп-ет укрупнению полит. партий и блоков., предост. возм. связи между избир. Примен-ся в Германии, Литве, Италии. Абсентеизм- равнодушное отн-е насел-я к полит.жизни, уклон-е от участия в ней. Причины: аполитич-ть, безразличие к общ-м делам, протест части избират-й против существ-х порядков, низкий соц-эк уровень страны.
38. Избирательная система и процесс в РБ.
Избирателъное право — совокупность организационно-правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственых органов и должностей, участия граждан в проведении самих выборов. Организационно-правовые нормы обычно фиксируются в констигуциях, а на их основе — в специально изданн х законах (например, в
республике Беларусь — в Избирательном кодексе) В соответствии с демократическими принципами избирательное право должно быть всеобщим, равным, прямым при тайном голосовании. Конституции большинства государств предусматривают всеобщее избирательное право. Всеобщность выборов — один из основных принци-в избирательного права, наделяющего всех совершеннолетних граждан полномочиями участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти и быть избранными наравне со всеми гражданами. В Республике Беларусь выборы являются всеобщими. В Конституции республики, как и в законодательстве других стран, предусмотрены только легальные, объективные основания для лишения избирательного права определенных категорий граждан (низкий возрастной ценз, недееспособность, содержание в местах лишения свободы или под стражей в день выборов). Совокупность граждан, обладающих правом голоса, составляет избирательный корпус или электорат (избиратели).
В Республике Беларусь выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно. Важнейшим принципом избирательного права является тайное голосование, что обеспечивает свободу волеизъявления избирателя. Данное положение также содержится в Конституции Республики Беларусь: голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. В соответствии с международными стандартами выборы должны быть также справедливыми, свободными, открытыми, периодичными и подлинными. Законодательство устанавливает уголовную ответственность для тех, кто путем насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранными.__Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов достигаются на основе избирательной системы. Избирательная система — совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются порядок организации и проведения выборов, результаты голосования.
39 Сущность,структура политической культурыПолитич культура— это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Политическая культура есть совокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Политическая культура складывается в процессе взаимодействия политики с культурой. Структуру политической культуры общества составляют следующие изменчивые элементы: уровень образования населения; свобода в распространении и получении политической информации; идеалы и цели общества,; возможности граждан свободно участвовать в полит жизни; наличие конкурирующих политических партий, защищенность личности от произвола властей; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством. Выделяют три типа полит культуры: патриархальную, подданническую и активистскую. Отличительной чертой патриархальной политической культуры является полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни. Подданническая политическая культура отличается высокой политической осведомленностью граждан, их сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности. Активистская политическая культура характеризуется тем, что граждане хорошо политически осведомлены и активно вовлечены в определение государственной политики, активно участвуют в управлении государством, пытаются влиять на политику. Другие политологи выделяет автократическую, функции. познавательную функцию (вооружает субъектов политики знаниями, необходимыми им для успешной политической деятельности); информационную (распространяет и обеспечивает субъектов политики разнообразной политической информацией); воспитательную (побуждает граждан участвовать в политической жизни общества); регулятивную (регулирует отношения, обеспечивает стабильность и утверждает консенсус в обществе); интеграционную (приобщает индивидов к усвоению накопленных обществом традиций, норм, ценностей); прогностическую (дает возможность предвидеть реакцию субъектов политики на различные политические ситуации в зависимости от их уровня культуры); коммуникативную (обеспечивает культурную преемственность поколений)
40. Политическая социализация личности
Формирование политической культуры, позволяющей личности адаптироваться к данной политической системе и включиться в политическую жизнь общества, называется политической социализацией. Политическая социализация — непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и политическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это — процесс становления личности. Понятия «политическая культура» и «политическая социализация» тесно взаимосвязаны. Чем выше политическая культура в обществе, тем больше внимания оно уделяет процессу политической социализации. И наоборот. Итогом политической социализации является формир полит купьтуры личности. Первичная социализация, по мнению Дж. Денниса, начинается с 3-х лет_и продолжается до 13-летнего возраста. За указанный период осуществляется процесс усвоения индивидом соц ролей и ценностей того общества, к которому он принадлежит. В стадии первичной социализации особая роль принадлежит семье.
Вторичная политическая социализация личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека. Большое влияние на личность на вторичном этапе оказывают государство, политические лидеры, литература, искусство, наука, трудовые коллективы, общественные организации и движения, политические партии, церковь.
Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориентиров, первоисточников информации); .политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); полит активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политики). Политически социализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.
41 Политическая культура Беларуси: история и современное состояние
Самое ценное качество белорусов — толерантность. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов любого общества.Развитие политической культуры белорусского народа было осложнено военно-политическими противоречиями, войнами. В Беларуси всегда было столкновение двух культур: активистской и подданнической. В период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой и Российской империи здесь преобладала патриархально-подданническая политическая культура. В 1920 г., начавшиеся демократические преобразования оказали воздействие на полит культуру. В этот период политическая культура Беларуси характеризуется как активистская.На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления в Беларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. С образованием Республики Беларусь, принятием Конституции в , 1994 г. началось качественное изменение содержания политической культуры белорусского народа. Большинство населения республики проявляет довольно живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться ей, Для них характерна подданническая политическая культура.Вторая часть граждан республики, пытается активно демонстрировать свои политические взгляды и отстаивать их, эти люди являются носителями активистской политической культуры. Третья часть населения, представляющая патриархальную культуру, вообще мало интересуется политикой, не обладает должной информированностью, компетентностью в вопросах управления делами общества и государства.Современная политическая культура сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: порядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважительные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к индивидуальному и частному предпринимательству; способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на традиционные направления; неприятие инакомыслия и оппозиции.
42.Сущность и ф-ции полит. идеологий.
Политическая идеология – совокупность общественных идей, взглядов, представлений, чувств и верований о развитии обществ и человека, в которых различные индивиды и сообщества осознают свои полит. позиции и интересы. Полит. идеология - сов-ть обществ. идей, теорий, взглядов, к-ые отраж. интересы опред. соц. общностей и полит. групп, выражающих их притязания на власть. Бывает государственная и национальная. Гос. идеология – система господствующих взглядов, идей, представлений, утверждающих существующие обществ. отношения и обеспечивающих их сохранение и развитие в интересах общества. Нац. идеология – система исторически сложившихся идей, взглядов, способствующих реализации ключевых потребностей народа в выживании и разностороннем развитии.
Назначение: выражение в обобщенной форме идейно-ценностных основ общественного устройства, давать соответствующие ориентиры соц-полит. поведения и действия. Функции:теоретико-концептуальная (разработка целей, моделей развития общества, его основных ценностей) 2)познавательная (пропаганда идей и ценностей) 3)воспитательная (способств. осознанию субъектами политики своих полит. интересов и позиций)4)интеграционная (овладение обществ. сознанием)
5) мобилизационная (побуждает граждан к единству действий) 6)коммуникативная (передача идеолог. наследия поколениям).
Полит. идеол-я – сис-ма полит. ориент. и установок. Три общественные идеологии: