Ситуативные (связаны с политической ситуацией).

Стержень, пронизывающий все механизмы – полит. социализация.

Формирование гражданской политической культуры должно иметь под собой социальную базу. Гражданское общество должно создавать условия для социальной базы.

Во второй половине 60-х и в 70-е гг. концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американскими социологами и политологами, как В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и др. Первоначально возникнув в США, в последующем эта концепция получила все более растущую популярность и в других странах и стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений.

Интерес к данной проблеме был обусловлен прежде всего осознанием обществоведами Запада необходимости выявления средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно-политического развития с помощью анализа глубинных, эмоциональных и социально-психологических связей между членами политических общностей и формами правления. Потребовалось выявить связи, содействующие и препятствующие национальному развитию и достижению общественной стабильности. Предпосылки для массового изучения этих связей были созданы так называемой "бихевиористской революцией", о которой говорилось выше. Установление в тот период тесных междисциплинарных связей политической науки с другими обществоведческими дисциплинами - культурной антропологией, социальной психологией, социологией, историей и т.д. - способствовало формированию и утверждению политико-культурного подхода.

Особенно важное значение в его возникновении имело проникновение в политическую науку после второй мировой войны различных концепций культуры и культурной антропологии. Предшественниками концепции политической культуры можно считать известных антропологов и культурологов К. Клакхона, А. Кребера, Б. Малиновского и др. Все чаще стали предприниматься попытки рассматривать политические феномены в культурных, социокультурных и социально-психологических терминах. Следует учесть также развитие компаративистской политологии, которая поставила своей целью сравнительное изучение политических процессов, происходящих в современном мире, для выявления в разных политических системах тех элементов, которые способствуют достижению общественной стабильности.

В целом политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, культурологию, социальную психологию в единую политологическую дисциплину. Сторонники этой концепции пытались соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т.д.




38. Специфические черты политической культуры современной России.

Политическая культура - системаисторически сложившихся, относительно устойчивых политических взглядов, убеждений, традиций, норм и поведенческих установок, «образцов» политического поведения. Она включена в механизм взаимодействия гражданского общества и институтов политической системы и является ее подсистемой. Определяет «правила игры» политических субъектов в политической сфере. Структурно на индивидуальном и групповом уровнях она включает в себя «образцы» политического сознания и политического поведения, а на системном уровне дополняется «образцами» функционирования политической системы и ее институтов. Отношение людей и многочисленные варианты взаимодействия общества с политическим режимом, признаются центральным вопросом политической культуры. Опыт социально-политической трансформации России показал, что российский транзит во многом повторял ошибки своих предшественников. Демократический транзит России, осуществляемый «либеральными реформаторами», рассматривался как неизбежный процесс «вестернизации» социально-экономической, политической и ценностной систем российского общества. Строительство новой, демократической России, мыслилось осуществить ускоренными темпами, вполне «большевистскими» методами, на разрушительном отрицании всей предшествующей отечественной истории, не только советского периода. Приватизация государственной собственности заложила основы новых социально-экономических отношений в стране, системный кризис, в ходе которого нарождалась новая социально-политическая система, породил кризис ценностных ориентаций всех социальных групп российского общества. Выбранный путь и методы демократизации, привели страну в 90-е годы к хаосу, к быстрому социальному расслоению российского общества, разрушению нравственных устоев, необычайному росту преступности и коррупции, противопоставлению власти обществу. Национальная идея в стране отсутствует, привить её в 90х не удалось. Она, как известно, вырастает из гущи реальных проблем общества, а не из бюрократических кабинетов. Всякая «национальная идея» – это великая, историческая идея. Она, по определению, включает в себя идеи патриотизма, социальной и политической справедливости, самопожертвования, социальный оптимизм и многие другие ценности с интегрирующим потенциалом. Именно такая «национальная идея» могла бы выполнить важнейшую и необходимую функцию интеграции народа, его мобилизацию на решение национальной стратегии трансформации российского общества и политической системы на реально демократических принципах. Её ждал народ в начале 90х. Эпоха первоначального накопления капитала в России проходила под лозунгом «Обогощайтесь!» и понимании свободы как вседозволенности. Следствием этого явились криминализация общества и политической системы, необыкновенный рост политической коррупции, принявший в стране системныйхарактер. Доступ к власти российских демократов означал для них практически и доступ к бесконтрольному разграблению ресурсов страны. В первой половине первого десятилетия нового века 0,001% от всего населения России обладало более чем половиной богатства страны. Сложившаяся в ходе российских реформ бедность и нищета россиян – это проблема не только социальная, но и политическая, нравственная. Идеалы и ценности демократии не могут быть реализованы в стране, где противостояние богатства и бедности, власти и общества исключают возможность формирования социально-политического климата доверия между ними, без которого невозможно сформировать реальное и дееспособное гражданское общество, исторически ответственный устойчивый средний класс, активистский тип политической культуры, условия для устойчивого развития страны и продвижения ее к реальной демократии. Особенности полити­ческой культуры: 1. Правовой нигилизм. 2. Разрыв между ценностными ориентациями и образами поведения старшего поколения и молодежи. 3. Рост ценности материального обеспечения при заметном обесценивании труда. 4. Угасание государственно-потерналистской ориентации и опора на собственные силы. 5. Полисубкультурность и фрагментарность. 6. Амбивалентность политических ориентаций. 7. Предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов. 8. Персонализация политической власти. 9. предпочтение своей, «калужской законности» (Ленин) перед понятиями права. 10. Невысокая заинте­ресованность граждан в использовании консенсусных техноло­гий властвования. Задача реформирования рос­сийского государства и общества — преобразование полити­ческой культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. Граждане страны ждут от властей последовательного проведения и охранения государством принципа равенства всех перед законом, справедливости, наполненной глубоким социально-экономическим и политическим содержанием, создание условий доступности качественной реализации гражданами своих гражданских прав. Это не утопический вариант возможного и необходимого для страны процесса реальной интеграции граждан в интересах ее благополучия и могущества.




Наши рекомендации