Ситуативные (короткие)

Межличностные конфликты. Виды. Стратегии поведения в конфликте. Диагностика. Профилактика и способы коррекции конфликтного поведения.

1. Определение

Конфликт (лат. “столкновение”)– процесс резкого обострения, противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

Конфликт субъективен, так как не может быть вне психики и сознания личности. И в то же время объективен, так как реализуется в поведении людей.

Межличностный конфликт - ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию. Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.

Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта. Система нарушится, если у ее участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия. Разрешение конфликта наступит при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов.

Субъекты межличностного конфликта стремятся отстоять свою точку зрения и достичь своих целей. Объекты конфликта – то, за что борются стороны, на что претендуют. Проявление противоположных интересов и все возникающие в связи с этим противоречия – предмет межличностного конфликта.

2. Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

смешанные – где есть обе составляющие (организация)

2. По значению:

конструктивные (созидательные)
Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов,
приводит к развитию отношений между людьми.

деструктивные (разрушительные)
Одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы.

3. По характеру причин:

Объективные (внешние причины, обстоятельства)

субъективные (плохое настроение, самочувствие)

4. По сфере разрешения:

Деловые

Деловые конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны

Личностно-эмоциональные.

Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

5. По форме проявления:

скрытые (плохо осознаются людьми)

открытые (осознаются)

6. По времени протекания:

ситуативные (короткие)

пролонгированные (длительные)

3.Стратегии поведения в конфликте.

Д.Г.Скотт описывает основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Он указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой человек желает удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль избегание (уход) реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Стиль конкуренции, соперничества. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль можно использовать, если исход конфликта очень важен и человек делает большую ставку на решение возникшей проблемы; обладает достаточной властью и авторитетом; чувствует, что у него нет иного выбора; должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для выбора этого шага; взаимодействует с подчиненными, используя авторитарный стиль. Его нецелесообразно использовать в ситуации, когда человек не обладает достаточной властью, его точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения более авторитетного человека.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях: обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; удовлетворение желания имеет для человека не слишком большое значение; его может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; компромисс позволит человеку хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: если необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Уход
Плюсы Минусы
Можно пользоваться, если конфликт вас не касается. Если вы не правы. Если попался сложный в общении человек. Нужна передышка в конфликте. Отнимается возможность принимать участие в событиях. Оппонент может завысить требования, когда вы вернётесь. Проблема за это время может вырасти.
Формы поведения: - молчание - физический уход - переход на деловые отношения - полный разрыв
Приспособление (подавление себя)
Плюсы Минусы
Этот конфликт важен оппоненту, и менее важен вам. Власть другого человека выше вашей. Оппонент не готов выслушать. Когда вы жалеете другого человека. Когда разногласие незначительное. Потребность не удовлетворяется. Не затрагиваются главные спорные вопросы. Оппонент часто не знает, что происходит. Конфликт не решается.
Формы поведения: - согласие - подавление своих чувств - подстраивание под другого человека - создание вида, что всё в порядке
Конкуренция
Плюсы Минусы
Если нужно показать превосходство. Когда вынуждены защищать интересы, имидж. Повышение самооценки и победа. Честная игра в рамках закона и правил. Порча личных и деловых отношений. Понижение самооценки у проигравшего. Не оправдана в межличностных отношениях.
Формы поведения: - привлечение союзников - невербальные жесты
Компромисс
Плюсы Минусы
Решение лучше, чем его отсутствие. Справедливое решение. Когда переговоры в тупике, единственный выход. Отношения сохраняются. Неустойчивое равновесие. «Половинчатая» выгода. Одна из сторон может повысить требования.
Формы поведения: - поддерживание отношений - уступки - избегание острых столкновений - поиск справедливого решения
Сотрудничество
Плюсы Минусы
Выигрыш для каждого. Конфликт решается. Отношения сохраняются. Не всегда возможно сотрудничество. Тратится много времени. Требует много навыков. Удовлетворение интересов важнее достижения цели.

Диагностика

Наши рекомендации