Структурный механизм и Этапы государственного управления

В структуре механизма современной государственной политики можно выделить следующие блоки:

1) формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии государственной политики (Субъекты (вышеописанные) + Способ формирования носителей общественной воли, порядок представительства и участия масс в государственном управлении связывает последнее с макрополитическим процессом через составляющий его избирательный процесс. В случае выборов и смены высших должностных лиц или правящих партий может измениться либо возникнуть совершенно новая государственная стратегия. В демократических странах выборы высших должностных лиц и представительных органов власти и являются по сути дела тем самым легитимным способом формирования интегральной воли, выражения общественных интересов. На референдумах и плебисцитах все избиратели на короткий момент непосредственно становятся в известном смысле 'коллективным субъектом' государственной политики);

2) разработку стратегического курса и принятие государственных решений (В этом блоке активное участие в выработке государственной политики принимают и законодательные (парламент), и исполнительные (правительство) институты. В зависимости от соотношений властных полномочии между ними выделяются две основные модели разработки государственной стратегии и принятия решений: 'активная' и 'представительская'.

В первом случае законодательными институтами формулируются базовые принципы и конституционные нормы, вырабатывается стратегия общегосударственной политики, в то время как в ведение исполнительных органов закрепляется практическая реализация стратегических решений и сама технология оперативного управления. Согласно же второй, представительской, модели управления, существующей, к примеру, в ряде стран Европы, законодательные, парламентские органы ограничиваются лишь формулированием самых общих ориентиров и правил игры, а принятие многих важных оперативно-стратегических решении передается в структуры исполнительной власти);

3) административные и прочие средства реализации управленческих решений (процесс применения технологических приемов и методов оперативного управления, обусловленных необходимостью реализации стратегических целей и решений и ориентированных в первую очередь на практическое управленческое воздействие. Этот этап управленческого цикла самым непосредственным образом связан с политическими режимами, отражающими особенности институционального взаимодействия государственных органов с рядовыми гражданами, так же как и сами методы политико-правового управления с той или иной страной);

4) блок государственного контроля и арбитража, обеспечения самокоррекции политического режима и 'обратной связи' с объектами государственного руководства (обеспечение контроля управленческого процесса и самокоррекцию его режима. Разрешение конфликтов, работа системы надзора и арбитража, обеспечивающей действие 'обратной связи', связано прежде всего с судебно-конституционным процессом и функционированием контрольно-надзорных институтов (прокуратура, омбудсмен)

Парламент как политический институт.

Структура: комитеты, комиссии, структурированные по отраслям развития страны.

П-нт форм-ся на основе избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная).

Парламенты можно изучать с точки зрения исторического (деятельность Британского парламента нельзя понять, если отвлечься от его истории), институционального (вопросы о степени разделения труда внутри парламента, отношений парламента с другими институтами) и социологического (бихевиористского) (как члены парламента относятся к собственным ролям, как они взаимодействуют с заинтересованными группами) подходов.

Классификация парламентов.

В основе классификации парламентов лежат его отношения с исполнительной властью.

1) Доминирующие парламенты.

Пример – Национальная ассамблея Франции, современный итальянский парламент.

Доминирующие парламенты, достигнув пика величия, способствуют собственному падению. Играют ведущую роль в национально-политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть. Часты правительственные кризисы. «Крайний плюрализм» - наиболее благоприятная среда для доминирования парламента (Дж. Сартори). В этих условия сформировать правительство, удовлетворительное для большинства, невозможно. Итог таких парламентов – паралич власти. Может существовать лишь в условиях парламентаризма, сочетающегося с фрагментированной многопартийностью.

2) Автономные парламенты.

Конгресс США, шведский риксдаг.

Контролируют законодательные процесс, но нет достаточных полномочий для свержения исполнительной власти. Возникновению автономного парламента может способствовать президентализм и парламентская система в сочетании с многопартийностью.

3) Ограниченно автономные парламенты.

Великобритания – страна классического парламентаризма.

Такой парламент выступает формой конфронтации между правительством и оппозицией. В Великобритании контроль правительства над фракцией большинства обеспечивает ему сильные позиции в парламенте. Главный его механизм – партийная дисциплина. Британские партии внутренне сплоченные, итоги голосований в парламенте предрешены. Роль британской палаты общин – не править. А досаждать исполнительной власти критикой. Кризис может быть вызван «бунтом на корабле» правящей партии.

4) Подчиненные парламенты.

Национальное собрание Франции (VРеспублика) в условия «президентской фазы системы, Кения.

Подчиненный парламент совместим и с либеральной демократией, и с авторитаризмом. Исполнительная власть преобладает над парламентом. В Кении парламенту небезопасно критиковать правительство. Во Франции такой парламент установился после паралича власти IV Республики.

5) Полностью подчиненные парламенты.

Военные (Бразилия начала 80-х), популистские (Танзания), эгалитарно-авторитарные режимы. Исключительно авторитарные страны.

СССР. Редко собираются на сессионные заседания, эти заседания носят формальный характер. Право таких парламентов формировать правительство – фикция.

Функции парламентов:

1) легитимации

2)представительства

4)рекрутирования и социализации элиты

4)воздействие на исполнительную власть и контроль над ней

Функцию легитимации режима выполняют все парламенты. Парламенту придается большое символическое значение. Парламент придает реальной власти законность в глазах населения. Функция представительства –единственная функция, присущая исключительно парламенту. Есть 4 подхода, при которых члены парламента выступают в ролях «слуг избирателей» (позиции носят местнический характер, США), «опекунов народа»(главное – не местные цели, а общее благо, Великобритания, Франция), «проводников воли партий» (эгалитарно-авторитарные и популистские режимы, либеральные демократии с пропорциональной избирательной системой; на выборах соревнуются политические программы, а не личности => своим избранием парламентарий обязан партии), «зеркала общества».

Работа парламента может быть эффективна, если его члены разделяют разные подходы. Плюрализм здесь необходим.

Функция рекрутирования и социализации элиты.Парламент служит каналом социализации его членов, приобщения их к политической культуре элиты. Тем более успешно справляется с этой функцией, чем более прочная традиция стоит за его спиной.

Функция воздействия на исполнительную власть и контроля над ней. Инструменты парламентариев – дебаты, работа в комитетах над законопроектами, парламентские запросы и расследования, вотум недоверия правительству.

Внутренняя структура парламентов = организационная + политические составляющие.

Наши рекомендации