Гос.-во и экономика. эк.-я полит.

В их взаимо­действии различные элементы находятся в отношениях прямой и обратной связи, координации и субординации. Политика может рассматриваться как обобщенное выражение экономики. Связующее звено между ними -соц.классы. От того, какой будет экономиче­ская политика, зависит состояние экономики. Наиболее глубинные экономи­ческие процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее глубокие политические измене­ния — прямое следствие экономики. Развитие экономики без политики возможно, но политика, не имеющая экономич. обоснования, не может существовать.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.

Структура экономической политики:

1. субъекты (государство, политические партии, движения, общест­венные организации и т. д.);

2. объекты (экономическое состояние общества и экономические процессы, проте­кающие в нем);

3. способы воздействия субъектов на объекты (экономико-правовые категории: налоги, про­центные ставки, цены и т. д.).

Функции государства в рыночной экономике:

1. создание правовой основы для рыночного хозяй­ства;

2. обеспечение макроэкономической сбалансирован­ности;

3. воздействие на распределение ресурсов и усло­вия производства с целью повышения эффективности;

4. перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости.

Современная рыночная экономика включает в себя государственное регулирование, являющееся противопо­ложностью рынка. Последний основан на законе стоимо­сти, обмене эквивалентов, а государство изымает нало­ги и оказывает помощь без всякого эквивалента. Рынок и государственное регулирование — противоположно­сти, которые находятся в реальном единстве. Современ­ная экономика является смешанной и включает в себя го­сударственное регулирование.

Главные объекты государственного регулирова­ния:

1. объем производства;

2. занятость населения;

3. уровень цен на свободном рынке;

4. внешний ба­ланс;

5. фискальная политика;

6. денежная политика;

7. регулирование доходов.

Содержание экономической политики можно прове­рять, изменять и корректировать только на основе обоб­щения практического опыта.

Этносы и полит.

Этнополитика- целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Этнополитика - это последовательное государственное регулирование коллективных прав этнических сообществ на территориях их исторического проживания и институционализация этого регулирования через принятие соответствующих законодательных актов и создание государственных органов, ответственных за этническую составляющую внутренней политики государства. Суть этнополитики должна состоять в координации усилий всех государственных органов в деле решения проблем этнических общностей, в организации их диалога с властью, в позитивном межобщинном диалоге, в согласовании действий всех заинтересованных сторон при урегулировании этнополитических и этнических конфликтов. Государство как политический институт призвано поддерживать внутреннюю и внешнюю стабильность сообщества, на базе которого оно возникло и развивалось. В мировой практике принято считать моноэтническим государством такое, в котором 95 и более процентов населения составляют представители одного этноса. Но таких государств в мире очень немного (Исландия, Норвегия, Португалия, Албания, Мальта, Ямайка, Йемен, Венгрия), а преобладают страны, в составе населения которых несколько или даже множество, этнических групп и этносов. Такие государства являются полиэтничными.

В Конституции РБ вообще отсутствует термин национальное меньшинство. Она оперирует понятием национальная общность. А их, согласно переписи 1999 г., более 130. Поэтому на территории нашей

страны работают школы не только на русском и белорусском языках, как государственных, но и на польском, на литовском, на украинском, на еврейском .

Вовремя созданная демократическая законодательная база,регулирующая этнические отношения, нашла для своего воплощения вБеларуси адекватную социально-психологическую базу. Менталитет белорусского народа, его толерантность позволили создать в стране

стабильную, контролируемую и прогнозируемую ситуацию в сфере межэтнических отношений. В настоящее время эти проблемы курирует Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь. В его ведении

три направления деятельности: регулирование государственно-церковных и межконфессиональных проблем; курирование проблем национальных

общностей Беларуси; решение вопросов белорусов зарубежья, а также выходцев из нашей республики других национальностей.

Религия и гос.-во

Как субъект политики, религия конкурирует со светской властью или сотрудничает с нею в своем воздействии на субъект политики – граждан страны. В обществе она выполняет ряд социально и политически значимых функций: мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную, компенсаторную и интегративную. Роль религии в обществе во многом зависит от того, каким функциям она отдает приоритет. А выбор ею приоритетных функций определяется внутренней и внешней политикой государства, в том числе и политикой в сфере религии. Так, в годы войны обычно патриотически настроенная религия уделяет особое внимание интегративной функции, призывая верующих и неверующих для борьбы с врагом. В этой ситуации актуализируется и регулятивная функция, так как много внимания уделяется формированию ценностей патриотизма и норм поведения, соответствующих военному времени. В мирные годы больше внимания церковь уделяет функциям мировоззренческой, коммуникативной, компенсаторной, если государство не препятствует ее деятельности.

С а к р а л и з а ц и я означает санкционированное государством вовлечение в сферу религиозного регулирования разных форм общественного и индивидуального сознания, социальных отношений, деятельности учреждений и людей. Этот процесс иллюстрирует рост

влияния религии, расширение ее функций в обществе. С е к у л я р и з а ц и я, наоборот, означает процесс освобождения различных сфер общественной жизни от влияния религии. Он выражается

в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятия образования из ведения церкви, развитии светского искусства, морали и т.д. Конфессиональная политика -комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества; политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой - осуществляя контроль за их деятельностью.(26 конфессий)

Демогр.полит., РБ

Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру. В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, семьи определённых типов..

Цели демографической политики: 1.В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв — снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерилизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах. 2. В экономически развитых странах — повышение уровня рождаемости и естественного прироста благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных.

Меры демографической политики

  • экономические: 1. оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества 2. ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости 3. преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
  • административно-правовые: 1.законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  • воспитательные, пропагандистские: формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; политика планирования семьи; половое образование молодёжи; гласность по вопросам половых отношений;

Демографические процессы в Белоруссии характеризуются снижением рождаемости, ростом смертности, прогрессирующим ростом численности детей, рождающихся вне брака, ростом отрицательного сальдо миграции населения и другими негативными демографическими процессами. Нарастает процесс депопуляции, дает сбои семейная и государственная демографическая политика, что властными структурами и научной общественностью оценивается как серьезная угроза устойчивому развитию и национальной безопасности страны. В результате на рубеже ХХ-ХХI столетий проблемы преодоления негативных демографических процессов становятся приоритетными. Белоруссия вошла в первую тройку европейских стран с самой низкой продолжительностью жизни граждан. Белорусские мужчины доживают в среднем до 63 лет, а женщины - до 71.22% населения Белоруссии составляют пенсионеры, а 13% перешагнули 65-летний рубеж. Как и в прошлые годы в Белоруссии продолжает расти доля женщин. Главные задачи:стабилизировать рождаемость; улучшение здоровья (снижение смертности и увеличение продолжительности жизни); укрепление института семьи; социальная политика.

СМИ в полит.сист.общ.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специаль­ного технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реали­зации политического процесса. . Они играют важную роль в укреплении позиций гос-ва, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, формируют международное общественное мнение В отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей гос-ва.

В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента.

.

Их отличительные черты:

1. публичность, т. е. неограниченный круг потребителей;

2. наличие специальных технических приборов аппаратуры;

3. непрямое разде­ленное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невоз­можность перемены их ролей;

5. непостоянный характер их аудитории.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции СМИ:

информационная; образовательная;

социализационная; функция критики и контроля; артикуляция различных общественных интере­сов, конституирования и интеграции политических субъ­ектов;

мобилизационная; инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем);

оперативная (обслуживание СМИ политики оп­ределенных партий и ассоциаций);

формирование общественности и общественного мнения.

Политическое манипулирование — скрытое управ­ление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездейство­вать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без долж­ной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозгла­шаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования достаточно многочислен­ны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распро­странение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание яр­лыков и многое другое.

Полит.дея-ть.

Наши рекомендации