Одна из форм проявления власти- господство.

Политическое господство означает структурирование в общест­ве отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управ­ленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно воз­никает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, прика­зывать, разрешать или запрещать.

 
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце­ниваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться означает еелегитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. .Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в со­ответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обы­чаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, осно­ванными на беспрекословном повиновении старшим и на лич­ном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается проч­ностью. 2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­ключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для при­знания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вож­дя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая леги­тимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сфор­мированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе де­мократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демокра­тических государств. Это преимущественноструктурная или ин­ституциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям(персо­нальная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демо­кратиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете кон­кретной персоны руководителя государства.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие типы легитимности. Один из них —идео­логическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она — однонаправленный процесс, не пред­полагающий обратных связей, свободного участия граждан в фор­мировании идеологических платформ или их выборе.

Полит.лидерство

Термин «лидер» происх от англ слова «ведущий», рук-ль, глава и т.п. Полит лидер – это глава, рук-ль или просто авторитетный член той/иной группы, орг-ции/всего общ-ва, * согласовывает, объединяет и направляет действия людей.. Полит лидер – это не просто чел,* руководит полит процессами, осущ-ет ф-ии по упр-ию общ-вом, орг-цией. Это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов.

Качества: природные (сила хар-ра, воля, решительность, интуиция), нравственные (благородство, честность), професс-ые (компетентность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке). Типология полит лидеров. В соотв с целями,* ставят лидеры выдел три типа полит лидеров. Консерваторы – позиция сост в сохранен современ общества, ничего не менять, максим исп имеющ ресурс. Реформаторы – стрем к радикальн преобраз обществ устр-ва посредством широкомасшт реформирования. Революционеры – ставятцелью переход к принципиально иной обществ системе (строю). По способам решения проблемы разл 4 типа лид-ва: 1. пожарные – лид, * лучше других выводят страну из кризиса,(соврем лидеры многих стран) 2. лидеры-служители – реализ прогу своей партии/своего класса (Леонид Брежнев, К.Черненко) 3. лид-торговцы – приходят к власти, торгуя обещаниями радикал улучшить состоян в стране (Рональд Рейган) 4. лидеры – знаменосцы – явл выдающимися теоретиками и организаторами, * под свои идеи созд партию и гос-во.(Владимир Ленин, Адольф Гитлер)

В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. концепции лидерства:

1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д.

2. ситуационная.Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности.

3. теория, определяющая роли последователей.На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы.

4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.

5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий..

Наши рекомендации