Понятие «политический институт». Государство
П институты-зафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования различных органов власти ,общ организаций,кот выступают основным регулятором полит поведения и деят-сти граждан в сист п отнош.
Государство – это универсальная политич. организация общества, созданное для обеспечения его целостности, единства, решения общих дел, регулирования взаимоотношений между правительством и народом.
Гос-во – это отношение господства людей над людьми, опирающиеся на насилие, как средство.
Признаки гос-ва:
1) Территория – пространство, на кот. распространяется юрисдикция данного госуд-ва;
2) Население – совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающей как верховный источник власти;
3) Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость во вне;
Функции государства:
1) внутренние :
-защита существующей соц. экон-ой и полит-ой системы;
-регулирование соц. отношений;
-обеспечение законности и правопорядка;
-культурно-воспитательные функции;
2) внешние:
- защита интересов данного госуд-ва на международной арене
-развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в международном разделении труда.
Функции гос-ва реализ посредством его органов,которые составляю аппарат гос-ва-это совокупность институтов и учреждений,наделённых государственно-властными полномочиями.
Государственный механизм:
1.представительные органы гос. власти:
а) высшие (парламент), обладающие законодательной властью;
б) местные органы представительской власти;
2.исполнительные органы гос. власти:
а) высшие (правительство);
б) центральные (министерства и ведомства);
в) местные органы исполнительной власти (райисполком);
3.органы судебной власти
4.органы прокуратуры
5.органы гос. контроля
6.силовые ведомства:
а) органы охраны общ-го порядка;
б) органы гос. безопасности;
в) вооруженные силы.
16. Формы гос. правления и их хар-ка.Форма правления — организ. верх. гос. власти, кот предопред. структуру высших гос. органов, порядок их формирования и принципы взаимод. м/у собой и другими S политики. Все гос-ва делятся на монархии и республики. Монархия - такой способ правления, при кот верховная гос власть юридически принадлежит 1-ому лицу (по наследию). 2 разн. монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютнаяпредполагает всевластие монарха, неогранич. его полномочий (С.Аравия, Бруней, Оман, Катар, ОАЭ). Конституцогранич полномоч монарха конституцией. От ограничения различ. дуалистич. и парламентские. В дуалистическойполномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания) В парламентской(Англия, Швеция, Дания, Япония) полномочия главы гос-ва (монарха) ограничены и в сфере исполн. власти. Прав-во формируется парлам. Монарх обладает только представит. ф-ми. В республ.источн. власти явл народное больш-во, высшие органы гос-ва избир. гражданами. Сущ. три осн. разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отлич. друг от друга разным распред. ф-ций полномочий м/у през. и парл. В парламентских (Италия, ФРГ, Австрия)осн. властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент — высший представ. и законодат. орган гос-ва — избир. гражд. страны. Он формирует прав-во, контролирует его деят., обладает правом его отставки. Прав-во владеет законодат. инициативой. Хотя руководитель прав-ва официально не явл главой гос-ва, реально он — 1-ое лицо в стране. Глава прав-ва — президент. Он может избираться парламентом и обычно огранич. представит. и церемониальными ф-ми. Президентская респ.характер. тем, что президент в ней одноврем. и глава гос-ва, и глава правит. Он избирается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией выборщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента. Он руководит внутрен и внешней политикой, явл Верховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует прав-во. Существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, их значительная самостоятельность. Парламент не вправе вынести прав-ву вотум недоверия, президент не может распустить парламент. Отношения м/у парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимости. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Смешанные — полупрезидентские респ.(Ирландия, Франция, Польша). Главная отличит черта — двойная ответственность прав-ва и перед президентом, и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой прав-ва явл президент, он формирует прав-во, учитывая расклад пол сил в парламенте. При этом всю ответственность за деятельность правительства несет премьер-министр.