История полит.мысли древнего мира и средн.веков (Конфуций).

Полит. мысль зародилась в глубокой древности в странах Др. Востока, но наивысшего расцвета в Др. мире она достигла в Др. Греции и Риме. Видное место в истории полит. мысли античности занимают взгляды Платона(427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Гос-во»,«Законы».Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — чисто человеч. дело. «Чел. есть мера всех вещей», а потому справедливость не явл-ся каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеч. разума. Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естествен. путем возникают лишь «порочные» формы гос-ва». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию.Тимократия — власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общ-ного устройства существует как бы 2 гос-ва: одно богатых, др. бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлениемдемократии — власти больш-ва. Демократич. госу-во «сверх должного опьяняется свободой». В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем к-рого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в общ-ве вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей. В работе“О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской полит. доктрины. Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: 1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. 2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны. Платон Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем: 1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. 2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными. 3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства). 4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: F правителей-философов, F воинов-стражей, F ремесленников. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. АристотельУченик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. 2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». 3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье. 4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей. 5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.





Полит.процессы.

Политич. процесс –совокупная деятельность соц. общностей, общ-ных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих опр-ные полит. цели. В узком смысле – деятельность соц. субъектов по осуществлению политич. решений. Процесс выработки политич. решений дает возможность выделить в содержании политич.процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:1. Представление политич. интересов групп и граждан институтам, принимающим политич. решения.2. Выработка и принятие политич. решений.3. Реализация политич. решений.Политич. процессу присущи:• переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал• сознательных, упорядочен. и стихийных, спонтанных действий масс• восходящих и нисходящих тенденций развития. Индивиды и соц. группы, находящиеся внутри опр-ной политич. системы, далеко не одинаково вовлечены в политич. процесс. Некоторые безразличны к политике, др. участвуют в ней время от времени, третьи увлечены полит. борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в полит. событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политич. процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политич. партий и др. политич. организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели полит. карьеры и полит. лидеры. На полит. процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономич., политич., военно-стратегич. и других реалий международного хар-ра. Поэтому можно сказать, что полит. процессы бывают 2х видов: внешнеполитич. и внутриполитич. С точки зрения системных качеств организации политич. власти они различаются на 2 крупных класса: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия недемократич., внутреннее разнообразие к-рых опр-ся нахождением у власти теократич. или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа. С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить: • открытый полит. процесс, в ко-ром политич. интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.• скрытый (теневой) полит. процесс, к-рый базируется на публично неоформленных политич. институтах и центрах власти.

Наши рекомендации