Лекция 2. Феодальная экономика христианского Запада и экономическая мысль схоластов
• Западное Средневековье: с У1 по ХУ век.
• С У1 по Х11 век – раннее Средневековье
• С Х111 по ХУ век - Зрелое Средневековье
• ХУ – Ренессанс
• ХУ1 – Новое время
Средневековая Европа
• Запад Европы и отделение от Востока. Римская империя и ее раздел 395 год
• Падение Западной римской империи: 476 год
• Идея империи: общий порядок в политике и хозяйстве, иерархия сословий, централизация
• Идея свободы (франшиза): варварская, военная демократия германских и кельтских племен
Христианство и его влияние
• Католичество: соединение светской и духовной власти
• Папа – владыка своей области и глава всего клира, значит – епископов
• Епископы – владельцы земли, служители церкви и светские князья ( в том числе и военные)
• Спор папы и императора. Инвеститура
• Единобрачие, затруднение разводов. Наследство и его оформление. Преемственность власти и собственности
• Христиане – свободны по духу, нельзя порабощать христианина
• Этот принцип сливается с принципом варварских свобод (свободны франки, норманны, саксы и др.)
• Коллективные свободы : внутри сословий – вассал моего вассала – не мой вассал; между сословиями: общины против землевладельцев, как на селе, так и в городе.
• В сельском хозяйстве рубеж – Х11 век, переход на оброк
• В городе рубеж – Х11 век. Коммунальные революции в Италии, Нидерландах, Фландрии
• Как совмещается торговая и финансовая деятельность с христианством?
• Трехчастное деление общества – универсальный принцип его построения и осознания. Сословия и их взаимодействие
• Универсум как мир, общество и человек в их единстве
• Двоемире: духовный и телесный план мира, общества и человека
• Символизм как способ познания мира: телесное – символ духовного
Сословное деление общества
- Светские правители: землевладельцы. Связь поземельной зависимости и личной преданности. Оммаж, благородство, владение военным и светским искусством. Добровольное служение
- Духовенство: отказ от роскоши, светских занятий, собственности. Сосредоточенность на общении с Богом. Заступничество.
- Третье сословие: горожане, свободные общинники, купцы. Занимаются трудом, наживают состояние, пользуются светским и духовным заступничеством, за которое добровольно платят
- Аналог – тело человека: голова, душа, руки. Аналогично делятся все твари земные, и все небесное воинство, заступники перед Богом
Иерархия – принцип универсума
• Мир мыслился только в целом, он един во всех своих проявлениях (принцип империи). Основа любого мировоззрения – универсум, единство.
• Универсум - иерархичен. Справедливость – главный его принцип. Свободы и обязательства – дают по сословию и с рождения.
Двоемирие и символизм
• Телесный мир – проекция мира духовного. Главное – духовный мир. Он – вечен и совершенен. Телесный – временный и несовершенный.
• Главное для христианина – спасение души, жизнь вечная. Занятия в телесном мире – путь к вечности.
• Какова иерархия занятия и богатства для спасения души?
• Спасение – путь веры или разума? Можно ли понять Бога?
• Телесный мир – символ вечного: можно ли проникнуть в суть духовного мира, оставаясь в телесном мире?
Рождение схоластики
• Духовный кризис Х111 века. Как жить в несовершенном мире, погрязшем в грехе?
• Материальная жизнь улучшалась, население росло, развивалась торговля, росли города, снималась обособленность отдельных областей Европы, обострялась социальная борьба
• Может ли христианин наживать богатство, торговать, заниматься финансовыми операциями, вступать в борьбы сословий и общин? И сохранить душу?
• Монашеские ордена, нищенствующие монахи.
• Ереси: катары, вальденсы
• Философский дуализм (манихейство). Сигурд Брабантский. Сорбонна
• Ответ на кризис Х111 века. Обоснование роли разума в познании Бога, мира, спасении души
• Фома Аквинский (1225- 1274) – доминиканский монах, богослов, общественный деятель, ученик Альберта Великого. Сумма теологии. Разум способен доказать бытие Бога
Учение Фомы Аквинского
• Закон: Вечный – провидение Бога
• Естественный – искра Вечного закона в разуме человека
• Человеческий – может меняться в связи с дальнейшим познанием мира
• Божественный – священное писание
• Мир познаваем – так как в разуме Бог его нам открыл. Важно – быть свободным и стремиться к совершенствованию, т.е. к благу
Учение о справедливой цене
• Христианин может заниматься торговлей, и не погубить душу. Он должен продавать и покупать по справедливой цене и не стремиться к наживе.
• Влияние Аристотеля и формальной логики
• Справедливость – вознаграждение по усилиям при сохранении статуса
• Цена, установленная без обмана, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя
• Цена, соответствующая усилиям продавца по доставке товара на рынок
• Цена, соответствующая потребностям и возможностям покупателя
• Цена – не единая для всех, а ситуативная, единая – только на большом базаре, но и то – не всегда
Отношение к проценту.
• Процент – не может существовать при обмене. Деньги – только посредник, они не могут возрастать сами по себе.
• Деньги нельзя взять в аренду: они не существуют отдельно от услуги: сопровождать обмен
• Продажа времени – грех. Его никто не создает (только Бог)
• Заниматься ростовщичеством – грех, особенно для лиц 1 и 2 сословия
Процент и арендная плата
• Арендная плата – это плата за использование имущества. Она – законна
• Имущество (дом, корабль) существует отдельно от услуги ( проживание, плавание, перевозка)
• Возникает износ, риск порчи имущества, отказ владельца от услуг имущества
• Возникает прибыль от совместного дела (в долях), ее можно разделить (по долям)
• Возникает дар в знак признательности