Сущность управления, характеристика функций управления.
Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.
Под функциями управления следует понимать специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполняемой работы и их целевой направленности.
Функции управления обеспечивают в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
По признаку участия в организации управления различают общие, специальные и вспомогательные функции.
К общими функциями относятся функции, который являются составной частью любого процесса управления вне зависимости от особенностей организации.
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью и цикличностью в процессе управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
К ним относят:
1) Целеполагания – процесс формирования целей.
2) Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации и ее составных частей;
3) Организация – в задачи, которой входит формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для нормальной деятельности;
4) Координация и регулирование – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность;
5) Мотивация – целью, которой является активизация работы людей, работающих в организации, побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей;
6) Контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
Эти функции представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. (Планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется и т.д. Организация планируется, координируется, стимулируется и т.д.)
Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления, то есть, данные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.
К специальным функциям управления также относятся:
1) Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Основными требованиями для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.
2) Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, необходимый для всех функций управления.
Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться.
3) Делопроизводство;
85. Государственная региональная политика РФ: особенности, проблемы, методы и инструменты реализации.
Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.
Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.
Основанием для проведения региональной политики является посылка, согласно которой проблемы регионов, находящихся в состоянии депрессии, обусловлены чрезмерной специализацией их на отдельных производствах, которые начинают приходить в упадок. Соответственно для решения этой проблемы требуется диверсификация промышленной базы таких регионов в целях со здания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через эффект мультипликатора повышает уровень доходов.
Объектом государственной региональной политики России являются территория страны, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых административно-территориальные образования, субъекты РФ, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия. Территориальная структура Российской Федерации страдает существенной асимметрией и нуждается в совершенствовании.
Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления.
Главная цель предстоящего времени — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.
Методы проведения региональной политики. Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. 1) При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. 2) При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками. Методы косвенного регулирования регионального развития включают: а) создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; б) привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; в) компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; г) предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; д) установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; е) применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.
Инструментами проведения региональной политики являются: 1) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах; 2) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов; 3) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.