Экономическая сфера жизни общества

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

«Утверждаю»

Директор школы

____________ Л.А.Трусова

«____» __________ 2012 г.

Рабочая учебная программа

элективного (факультативного) курса

«Практикум по подготовке к Единому Государственному Экзамену по обществознанию»

11класс

Ф.И.О. разработчика: Перфильева Александра Сергеевна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей ___________________

протокол № ____ от «___» __________ 2012 г.

Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы

протокол № ______ от «____» _________ 2012 г.

П. Ванино

Г.

Пояснительная записка

Курс «Готовимся к экзамену» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?

Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Задачи курса:

разбор вопросов и решение тренировочных тестов 1-ой и 2-ой частей ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

выполнения заданий части 3, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания —написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;

разбор типичных ошибок при решении заданий.

Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.

Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.

Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  2. объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  3. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  4. применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  5. умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  6. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;
  7. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
  8. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  9. пользование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  10. владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа составлена на основе:

· федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

· примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

· Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Основное содержание программы

Общество

Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение

Уч неделя Количество часов Раздел, тема  
            Раздел 1.Общество (4 час) Общество как система. Общество и природа. Подсистемы общества, их взаимосвязь. Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества Проблема общественного прогресса. Практикум     Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий; разбор типичных ошибок при выполнении заданий к тексту, на раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте, на конкретизацию и иллюстрирование примерами, при решении обществоведческих задач, при выполнении заданий, требующих написания обществоведческого эссе    
                  Раздел 2. Человек Человек: единство природного и социального Индивид и личность Потребности человека. Деятельность человека. Сознание, самопознание и самооценка. Практикум
                  Раздел 3. Познание Познание как деятельность. Абсолютная и относительная истина. Чувственное и рациональное познание. Научное познание. Социальное познание. Практикум.
                  Раздел 4. Духовная жизнь общества Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры СМИ Искусство, наука, образование, религия Практикум
            Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества Факторы производства. Типы экономических систем Отношения собственности Рыночный механизм. Типы рынков Государство в рыночной экономике Практикум
                        Раздел 6. Социальные отношения Социальный статус и социальная роль Социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи Социальное неравенство Практикум
                  Раздел 7. Политика и право Политическая система, институты политической системы Гражданское общество и правовое государство Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Правовые отношения и их структура. Практикум
33-36   Итоговая предэкзаменационная работа  

Наши рекомендации