Партийные и избирательные системы
Партийная система представляют собой совокупность партий и устойчивых отношений между ними.
Среди факторов, влияющих на формирование партийных систем, следует выделить характер социальной структуры общества и действующее законодательство – в первую очередь, особенности избирательного права.
Наиболее популярным основанием классификации партийных систем является количественный критерий. В соответствии с ним выделяют следующие виды партийных конфигураций: беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны в традиционных обществах (апартийность) и при недемократических режимах (однопартийность) и могут быть названы партийными системами лишь условно, поскольку взаимодействие между партиями здесь отсутствует. При однопартийной системе возможно существование и других партий, однако функционирование таких организаций зависит от признания ими господствующей роли партии-монополиста. Примером могут служить политические системы ряда стран советского блока (ГДР, Болгария), где наряду с правящими коммунистическими партиями (СЕПГ и БКП соответственно) существовали подчиненные им квазипартии. По мнению американского политолога Дж. Ла Паломбары, говорить о реальной партийной системе можно только при такой ситуации, «когда имеются две или более конкурирующие партии, которые ведут между собой борьбу на открытых и свободных выборах».
В демократиях основными структурными разновидностями партийных систем являются двухпартийность (бипартизм) и многопартийность. Конкретные проявления этих систем носят название партийного уклада, который варьируется в зависимости от особенностей той или иной страны. Так, в рамках многопартийности выделяют уклад многопартийной раздробленности, характеризующийся сосуществованием ряда самодостаточных партий (Дания, Бельгия, Нидерланды), и блоковую многопартийность, при которой партии объединяются в противостоящие друг другу блоки (Франция). В качестве особого уклада выступает многопартийная система с одной доминирующей партией (уклад доминации), для которой характерно длительное пребывание у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. К примеру, в Японии с 1955 по 1993 г. у власти непрерывно находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП), в Швеции на протяжении 40 лет доминировала Социал-демократическая рабочая партия (СДРПШ), в Индии аналогичную роль в послевоенный период играл Индийский Национальный Конгресс (ИНК), возглавляемый политическим кланом Ганди.
Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Бипартизм не исключает существования в стране других, менее влиятельных партий, однако они не в состоянии реально претендовать на победу. Классическими примерами двухпартийности являются Великобритания с чередованием у власти Консервативной и Лейбористской партий, и США, где доминируют Демократическая и Республиканская партии.
Наряду с классической двухпартийной системой выделяют модифицированный вариант бипартизма – систему «двух с половиной партий». Здесь также конкурируют между собой две крупные партии, но ни одна из них не набирает абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна вступать в коалицию с третьей партией. Эта третья сила играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такой уклад сложился в ФРГ, где роль регулятора между Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и консервативным блоком христианских демократов ХДС/ХСС играет либеральная Свободная демократическая партия (СвДП).
Конфигурация партийной системы в значительной степени определяется способом голосования. Юридически оформленный способ голосования, т. е. система организации выборов и подсчета голосов, получил название избирательной (электоральной) системы. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную и смешанную.
Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов в многомандатных общегосударственных округах (мандат в данном случае означает полномочие на занятие места в законодательном органе). Каждое избирательное объединение или партия накануне выборов составляет список кандидатов. Распределение мест в соответствующем органе представительной власти (парламенте) осуществляется пропорционально голосам, полученным партией по всей стране. Избиратель при такой системе голосует не за отдельных кандидатов, а за список выбранной им партии или объединения. Кто из списка кандидатов в конечном итоге войдет в парламент, решается на основе одного из двух принципов: принципа очередности, согласно которому мандат вручается кандидатам, стоящим на первых местах в списке, или принципа преференциальности (от слова «преференция» – предпочтение), по которому самому избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре из списка (ввиду технической сложности этот принцип используется достаточно редко). Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, прежде всего, парламентов.
Недостатком пропорциональной системы является возможность попадания в парламент карликовых партий, что может привести к дроблению политических сил и параличу парламентской деятельности. Для предотвращения такой возможности в большинстве избирательных систем введен т.н. «процентный барьер», то есть законодательно оговоренный процентный минимум голосов, который должен быть преодолен для получения права на представительство в парламенте. В российской избирательной системе установлен барьер в 5 %. В 1999 г. в выборах в Государственную Думу третьего созыва принимали участие 26 партий и избирательных объединений, однако только 6 из них преодолели пятипроцентный барьер. Позиции победителей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты выборов 19 декабря 1999 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по партийным спискам (общефедеральному избирательному округу)
Nп/п | Избирательное объединение | Проценты поданных бюллетеней |
КПРФ | 24,29 | |
«Единство» | 23,32 | |
«Отечество – Вся Россия» | 13,33 | |
Союз правых сил | 8,52 | |
Блок Жириновского | 5,98 | |
«Яблоко» | 5,93 |
20 партий и избирательных объединений, не преодолевших пятипроцентный барьер, в общей сложности набрали 18,63% голосов избирателей, которые впоследствии были распределены между 6 победившими объединениями пропорционально собранным им голосам.
В основе мажоритарной системы (фр. majorite – большинство) которая преобладает в Англии, США и бывших британских доминионах, лежит, как явствует из названия, принцип большинства. Территория государства разбивается на одномандатные округа, а победившим считается тот кандидат или партия, которые получают большинство голосов в своем округе. Голоса, поданные за проигравших, не учитываются. Эта особенность мажоритарной системы нередко приводит к тому, что партия, набравшая в масштабах страны менее половины голосов избирателей, получает большинство мест в парламенте.
Мажоритарная система делится на два типа: относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно собрать больше голосов, чем его соперникам. Во втором случае необходимо получить более 50 % голосов (формула «50 % плюс один голос»). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата или две партии, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации недостатков каждой их них. Такой тип избирательной системы используется при выборах в нижнюю палату Федерального Собрания РФ – Государственную Думу. Из 450 депутатов ГД 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, а другие 225 – по партийным спискам по общефедеральному избирательному округу (см. табл. 2).
Существует определенная корреляция между типом избирательной и партийной систем. М. Дюверже вывел три закономерности влияния способа голосования на структуру партийной системы:
· выборы по мажоритарной системе в один тур помогают утверждению двухпартийной системы, состоящей из партий с сильной структурой (избиратель знает, что голосует только один раз, поэтому он стремится проголосовать полезно, т. е. за партию, имеющую, по его мнению, шансы на успех, а не за мелкие организации, даже если они отвечают его политическим вкусам);
· мажоритарные выборы в два тура помогают рождению многопартийной системы, образованной из партий со слабой структурой и зависящих друг от друга;
· пропорциональные выборы благоприятствуют многопартийной системе из самодостаточных партий с сильной структурой (здесь полностью используются голоса максимально возможного числа избирателей, и те партии, которые прошли установленный минимальный порог голосов, посылают своих представителей в органы власти).
Избирательную систему нельзя рассматривать только как технический инструмент организации выборов. Контроль над процедурными механизмами является важным источником власти и эффективным орудием политической борьбы. Такая форма властвования как «установление правил игры» (см. п. 3.2) позволяет субъекту власти направлять ход политических событий в выгодное для себя русло. В качестве исторического примера можно привести английскую практику создания т. н. «гнилых местечек» – крайне малочисленных (несколько сотен человек) избирательных округов, которые, тем не менее, отправляли своих представителей в парламент наравне с округами, насчитывавшими десятки тысяч избирателей. Процедурный механизм выборов постоянно является ареной борьбы различных политических сил (к примеру, дискуссия о возможной отмене голосования по партийным спискам в российской политике, за которой стоит борьба «либеральных» и «центристских» партий за лучшие исходные позиции в электоральном процессе).