Понятие власти и основные кратологические теории
«Власть» – это центральная категория политической науки. Существуют десятки определений власти, которые варьируются от метафорических образов (к примеру, «власть – это то, что может сказать «нет») до громоздких и насыщенных специальной терминологией конструкций. По образному выражению американского политолога Дж. Ная, власть, как и любовь, легче испытать, чем определить, а тем более измерить. В качестве базовых дефиниций этого сложного явления используем определения М. Вебера и Р. Даля.
М. Вебер: власть – это любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Р. Даль: власть – это способность заставить других делать то, что при других обстоятельствах они бы не сделали.
Эти определения хорошо иллюстрируют сущность власти: она представляет собой асимметричное отношение господства и подчинения. Даже в самых мягких своих формах власть сохраняет эту сущностную характеристику, отличаясь тем самым от таких форм межчеловеческих отношений как дружба, партнерство или сотрудничество.
По своей природе власть – это социальное явление. Ее основной функцией является упорядочение общественных отношений. Отношения власти видоизменяются вместе с развитием общества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции. Власть возникает до появления государства и политической сферы. В своей дополитической форме она выступала в качестве способа поддержания баланса внутриплеменных отношений в виде господства вождей, жрецов и других лидеров первобытных обществ. С момента образования первых государств, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть приобретает политический, публичный характер. В настоящее время выделяют социальную власть – власть в общественных институтах и организациях (семье, социальных группах, корпорациях и т. д.) и политическую власть, т.е. власть в обществе. Основным институтом политической власти является государство, опосредующее силой своего принуждения все другие формы власти в обществе.
Анализ власти осуществляется в политологии в рамках трех основных теоретических подходов. Представленные выше трактовки власти М. Вебера и Р. Даля являются классическим проявлением реляционистского направления в кратологии (учении о власти). Реляционизм (от лат. relatio – отношение) понимает власть как социальное отношение, позволяющее одной стороне этого взаимодействия изменить поведение другой в нужном для себя направлении. Эта традиция, которую называют веберовской, является одной из самых влиятельных в современном учении о власти. Тем не менее, крупнейший американский социолог Т. Парсонс (1902–1979) подвергает эту традицию критике с позиций структурно-функционального анализа. С его точки зрения, М. Вебер «теряет» социальное измерение власти. Власть есть не столько отношение между двумя или более участниками, сколько надперсональное и безличное свойство социальной системы, ее атрибут. Т. Парсонс понимал власть в качестве «обобщенного посредника» в политическом процессе, аналогом которого могут служить деньги в экономике. Теории, в которых власть объявляется имманентным свойством любых социальных систем, составляют системный подход в изучении власти.
Особую группу теорий представляют собой кратологические воззрения, трактующие власть как особую сущность (субстанцию), носителем которой выступает отдельная личность и которая проявляется в виде специфической энергии, заставляющей других людей повиноваться. В рамках этого подхода, который называют субстанциональным, можно выделить биологическую, бихевиористскую и психоаналитическую концепции власти. В биологической концепции, также как и в бихевиористской, которая во многом представляет собой ее модернизацию, власть рассматривается как свойство всего живого: власть – это проявление естественной агрессивности, т.е. установки на присвоение («деревья тянутся к свету, а люди стремятся к власти» – Ф. Ницше). Ф. Ницше (1844–1900) утверждал, что «воля к власти» является первоначальным импульсом и основным мотивом человеческой деятельности. Эта ницшеанская идея впоследствии была подхвачена бихевиористами. Г. Лассуэлл (1902–1978), крупнейший представитель этого течения, писал: «Люди могут и не воспринимать свою или чужую деятельность как прямое и явное стремление к власти, а просто хотят чего-либо – выиграть схватку, сделать карьеру, приобрести авторитет, принять и осуществить решение, но за этим стоит все же стремление к власти».
Психоаналитические теории рассматривают стремление к власти не столько как проявление «жизненной энергии», сколько как следствие бессознательных деструктивных импульсов садомазохистского типа, форму психологической компенсации психотравм, полученных в детстве. Используя понятие невроза, представители данного направления объясняют мотивы политического поведения чувством страха, порожденным враждебной человеку социальной средой. Такие формы социального поведения как конформизм, нонконформизм, эскейпизм (от англ. escape – «бегство»; термин, означающий бегство от реальности), также как и стремление к власти, объясняются проекцией невротических комплексов на социальную жизнь.
Подводя итог обзору основных кратологических концепций, отметим, что власть остается одной из самых дискутируемых тем в политической науке. Все попытки рационально прояснить сущность власти не могут окончательно развеять ореол таинственности, который окружает это многоликое явление. По образному выражению, тайна власти – это тайна бытия человека как такового.