Тема 2. общая теория политики
Значение термина «политика»
Этимологический анализ (этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов и их первоначальную структуру) играет важную роль при исследовании сложных социальных феноменов. Руководствуясь формулой У. Оккама, гласящей, что «вопрос об истине часто сводится к вопросу о правильном словоупотреблении», подвергнем этимологическому анализу чрезвычайно многозначное понятие «политика» и его производные.
Современный российский политолог М. Ильин, специализирующийся в жанре политической семиотики, считает базовым политическим термином концепт «полития», который восходит к греческому слову «политейа» (politeia). Аристотель использует это понятие по крайней мере в трех значениях:
politeia –(1) совокупность обитателей или граждан полиса;
(2) распорядок полисных должностей;
(3) образ управления.
Римским эквивалентом греческой политии становится res publica – «общее дело» или «благо». В средние века республикой (также как civitas и universitas) именовался весь западнохристианский мир, но, помимо этой целостности, данное слово могло быть отнесено к любому сообществу, поселению или корпорации. В "Гаудеамусе" об университете (название которого произошло от universitas) поется: "Да здравствует республика и те, кто в ней царит" (Vivat et respublica et qui illam regunt). У. Оккам проводит различение между civitas (обществом) и politia (порядком общества), а позднее Н. Макиавелли вводит понятие stato (состояние), трансформировавшееся впоследствии в понятие государства, которому противостоит гражданское общество.
По мнению М. Ильина, понятие "политии" дает весь необходимый для политической науки набор концептов: (1) политическое целое, (2) политический порядок и его институциональное ядро и, наконец, (3) смысловая и логическая структура политического процесса, т. е. политический дискурс.
В отличие от русского языка, в котором понятие "политика" является универсальным, английский концепт политического более дифференцирован. В английском языке, который в настоящее время является международным языком политической науки, используются три изоморфных понятия:politics, polity иpolicy. Перевод этих слов варьируется в зависимости от контекста, но в целом их можно перевести следующим образом:
policy – программа действий; курс; стратегия; осуществление мер;
polity – политическое устройство; образ правления; государство; политические институты;
politics – наиболее общий термин, означающий политическую жизнь в ее совокупности, а также "борьба за доступ к власти" (Д. Кола) или "область общественной жизни, где противоборствуют различные группы, имеющие свои собственные policies" (Р. Арон).
Этимологический анализ дает возможность рассмотреть мир политики в первом приближении и перейти к более детальному его анализу.
Происхождение политики
Политика существовала не всегда. Общество предшествует государству, т. е. институтам публичной власти. Основой организации первобытного общества была община – род, племя и их объединения. Род – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Отметим, род – это личный, а не территориальный союз, это отличает его от государства. Власть носила сугубо общественный характер и была распределена между взрослыми членами рода. Специального аппарата, который бы занимался исключительно управлением общественными делами, в родовой общине не существовало. Ситуация меняется в эпоху неолитической революции (10–15 тыс. лет назад). Она характеризовалась резким усовершенствованием орудий и интенсивным процессом разделения труда. Следствием стал быстрый рост производительности, что вело к увеличению общественного богатства. Начинается процесс социального расслоения, приведший к возникновению родоплеменной знати и появлению такого социального явления как «власть-собственность». Суть его состояла в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Управлять становится выгодным.
Различают два пути формирования государственности – восточный и западный. Первые государства возникают на Востоке около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, т. е. в зонах поливного земледелия. Основными причинами появления государств на Востоке были следующие факторы: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого централизованного управления этими массами. Государственный аппарат возникает здесь из аппарата управления родоплеменными объединениями. Власть отличается деспотизмом, а собственность на землю остается преимущественно общественной.
В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было социальное расслоение общества. Базой для утверждения экономического господства имущих классов стала частная собственность. Постепенно экономическое могущество превращается в политическое. Новая элита вытесняет старую родовую знать и формирует новые органы управления обществом. Классическим примером такого пути возникновения государства являются Афины.
Усложнение социальной структуры разрушило некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовало иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций и религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов.
Итак, возникновение политики как особой сферы общественной жизни обусловлено тем фактом, что на определенном этапе развития человечества утрачивается естественное согласие, характерное для первобытных обществ, но сохраняется потребность в согласованных действиях. Одним из самых емких и лаконичных определений политики можно считать следующую формулу: политика есть процесс властного упорядочения. В данной дефиниции четко обозначены как цель политики – социальный порядок, так и ее основной метод – власть.
Отличие государства от органов координации жизни первобытного общества можно свести к следующим пунктам: 1) наличие отделенной от общества системы публичной власти, осуществляемой специальной группой людей (государственным аппаратом); 2) правовые нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением (в отличие от родовых обычаев, обеспечиваемых традицией); 3) взимание налогов и сборов; 4) разделение людей по принципу территории, а не кровного родства.
Проблема генезиса политики и ее основного института – государства, всегда вызывала пристальный интерес представителей различных областей теоретического знания – богословов, философов, юристов, социологов, психологов, историков. Созданные ими в разное время теории, несмотря на очевидные противоречия, взаимодополняют друг друга, акцентируя внимание на различных аспектах происхождения политики и создавая тем самым объемную теоретическую панораму этого сложного процесса.
Естественно-правовая (договорная) теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо), доминировавшая в Новое время, исходила из посылки, что государство появляется в результате «общественного договора». Так, Т. Гоббс считал, что государству предшествовало некое «естественное состояние», которое он характеризовал как состояние «войны всех против всех». Индивиды, обладающие от рождения абсолютной, ничем неограниченной свободой, в некоторый момент времени приходят к мысли о необходимости передачи своих естественных прав и свобод суверену – носителю высшей власти. Отказ от абсолютной свободы компенсируется выходом из состояния «войны всех против всех» и установлением через общественный договор политического порядка. Эта теория возникла под влиянием господствовавшей тогда ньютонианской механики и к сегодняшнему дню устарела. Однако, некоторые теоретические положения договорной теории используются в современных нормативно-философских построениях.
Психологическая теория (Г. Тард, Л. Петражицкий и другие) объясняла появление политики и государства свойствами человеческой психики: потребностью в подражании и подчинении, а также осознанием справедливости определенных моделей поведения. Слабым местом этих теорий был недоучет внешних факторов, которые во многом и формируют психику. Тем не менее, психологические теории оказали мощное воздействие на политическую науку и привели к появлению одной из самых успешных политологических субдисциплин – психологии политики.
Экономический подход доминировал в марксистской теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). С марксистской точки зрения, государство возникает в результате хозяйственной эволюции первобытного общества и последовавшего социального расслоения на классы. Государство – это продукт классового общества и классовой борьбы. К. Маркс формулирует знаменитое определение государства: государство – это аппарат насилия в руках правящего класса. Несмотря на то, что марксизм был основательно скомпрометирован в ХХ в. официозной «марксистко-ленинской идеологией», монопольно господствовавшей в СССР на протяжении 70 лет, его научный вклад в политическую теорию несомненен.
В теории насилия (Л. Гумплович) в качестве основной причины появления государства определяется военное завоевание. Государство появляется как результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым являлось учреждение государства. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление на классы и частная собственность. Эта теория имеет под собой серьезную историческую базу и наряду с экономическими концепциями является одной из наиболее убедительных схем, объясняющих появление политики, государства и права.